Билет 3: общедидактические и методические принципы, их связь и взаимовлияние.
у дидактики и методики один объект изучения – учебно-воспитательный процесс. дидактика изучает процесс в целом, методика – применительно к определенному учебному предмета (в нашем случае англ. яз)
общедидактические принципы:
1. воспитывающего и развивающего обучения: воспитание – подбор материала с правильным содержанием (с воспитательным элементом), формирование правильного представления о языке как о средстве общения; развитие – психики ребенка, памяти и внимания, абстрактного и логического мышления, умственное развитие
2. связи обучения с жизнью: материал подается в актуальной коммуникативной ситуации, содержание обучения должно соответствовать реалиям учащихся
3. сознательного обучения: осознание учащимися единиц обучения (слова, конструкции, грамматические явления) и способов их использования в языке; сознательное преодоление интерференции родного языка
4. творческой активности учащегося: доказано, что активное участие детей в процессе обучения способствует лучшему запоминанию материала
5. наглядности: наглядность - это специально организованный показ языкового материала и его употребления в речи, с целью оказания помощи учащимся осознать этот материал (речевая наглядность ; языковая наглядность)
6. научности: учебный процесс должен строиться с учетом данных современной науки об особенностях общения с помощью языка, о закономерностях распознавания и порождения речи, языковых контактов
7. систематичности: системная подача материала для эффективности обучения
8. прочности усвоения знаний: изученный материал через повторение и самостоятельное применение должен удерживаться в памяти учащихся
9. доступности в обучении: по объему материала, по его содержанию, по методу работы с ним, по темпу освоения материала (принцип одной трудности)
10. учета индивидуальных особенностей учащегося
общеметодические принципы:
1. коммуникативной (речевой) направленности: связан со 2м общедидактическим принципом; учим говорить в реальных жизненных ситуациях
2. ситуативности: вытекает из 1го методического принципа и связан со 2м дидактическим
3. функциональности: обучаем не столько системе языка, сколько функционированию речи; вытекает из 1го методического принципа и связан со 2м дидактическим
4. учета особенностей родного языка: анализ систем 2х языков с целью предупреждения интерференции и использования положительного переноса
5. доминирующая роль условно-речевых и речевых упражнений: вытекает из 1го общеметодического принципа
6. обучение на речевых образцах, моделях: вытекает из 2го и 3го общеметодических принципов
7. дифференцированного подхода к обучению: деление на виды речевой деятельности и отдельное изучение каждого; связан с 6м и 9м общедидактическими принципами
8. устного опережения: связан с 1м и 2м общеметодическими принципами и 8м общедидактическим принципом
9. интенсивности начальной стадии обучения: связан с 6м общедидактическим принципом
Подводя итоги анализа различных принципов, Е.И. Пассов предлагает следующую иерархию принципов:
• принципы первого ранга (общедидактические), лежащие в основе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку;
• принципы второго ранга (общеметодические), лежащие в основе обучения иностранному языку вообще;
• принципы третьего ранга (частнометодические), лежащие в основе обучения тому или иному виду речевой деятельности.
Билет 4: цели, задачи и содержание обучения иностранному языку в средней школе.
цели и задачи зафиксированы в стандарте.
в методике выделяют 4 цели обучения:
1. практическая (формирование компетенций: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной)
2. воспитательная (обучение толерантности, патриотизму, воспитание поликультурной личности)
3. развивающая (личностные достижения – память, внимание, слух, мышление и др.)
4. образовательная (расширение кругозора)
Следует разграничивать понятия цель обучения и задача обучения.
Задачи обучения - это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Они формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений, реализуемых в рамках сфер, тем, ситуаций, тактик общения и направленных на достижение поставленных целей. При этом важно, чтобы задачи были адекватны целям обучения.
Важно отметить, что при формулировании целей, нужно ответить на вопрос «что?», а при формулировании задач «что делать?».
В рамках практической цели в качестве задач обучения выделяются предметные, языковые, речевые, общеучебные, социокультурные, профессиональные.
1) предметные задачи включают предметное содержание, которое с помощью языкового и речевого материала может быть передано в процессе общения. (сферы, темы, ситуации общения, коммуникативные интенции, составляющие основу планируемого речевого акта)
2) языковые задачи предполагают овладение учащимися набором языковых единиц и формирование на этой основе знаний и фонетических, лексических, грамматических навыков, обеспечивающих возможность пользоваться языком как средством общения.
3) речевые задачи реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков в рамках предметного содержания речи (сфер, ситуаций и тем общения) (виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо)
4) общеучебные задачи решаются в ходе приобретения умений работать с книгой, словарем, техническими средствами, делать учебные записи, логично и последовательно строить высказывание, использовать перевод
5) социокультурные задачи достигаются в процессе приобретения страноведческих и лингвострановедческих знаний, навыков, умений, составляющих основу социокультурной компетенции
6) профессиональные задачи связаны с приобретением знаний и развитием навыков и умений, полезных для выбора школьниками профессиональной деятельности.
содержание обучения – совокупность учебного материала, который д.б. освоен учащимися.
компоненты содержания обучения:
- сферы общения (социально-бытовая, официально-деловая, профессионально-производственная т.п.)
- темы общения
- ситуации общения
- коммуникативные задачи, интенции-намерения (контактоустанавливающая, регулирующая, информативная)
- речевые образцы
- образцы типовых текстов (для аудирования, чтения и т.д.)
- уровень умений и их перечень
3 компонента содержания обучения (по Роговой):
- лингвистический (все что касается языкового материала)
- психологический (умения и навыки)
- методологический (приемы и методы которыми обучаем)
характеристики содержания:
- должно обладать коммуникативной направленностью,
- иметь личностно-деятельностную ориентацию,
- обладать оптимальностью,
- обладать новизной,
- организация материала по темам, по ситуациям,
- каждому уровню соответствует свой материал.