Билет 3: общедидактические и методические принципы, их связь и взаимовлияние.

у дидактики и методики один объект изучения – учебно-воспитательный процесс. дидактика изучает процесс в целом, методика – применительно к определенному учебному предмета (в нашем случае англ. яз)

общедидактические принципы:

1. воспитывающего и развивающего обучения: воспитание – подбор материала с правильным содержанием (с воспитательным элементом), формирование правильного представления о языке как о средстве общения; развитие – психики ребенка, памяти и внимания, абстрактного и логического мышления, умственное развитие

2. связи обучения с жизнью: материал подается в актуальной коммуникативной ситуации, содержание обучения должно соответствовать реалиям учащихся

3. сознательного обучения: осознание учащимися единиц обучения (слова, конструкции, грамматические явления) и способов их использования в языке; сознательное преодоление интерференции родного языка

4. творческой активности учащегося: доказано, что активное участие детей в процессе обучения способствует лучшему запоминанию материала

5. наглядности: наглядность - это специально организованный показ языкового материала и его употребления в речи, с целью оказания помощи учащимся осознать этот материал (речевая наглядность ; языковая наглядность)

6. научности: учебный процесс должен строиться с учетом данных современной науки об особенностях общения с помощью языка, о закономерностях распознавания и порождения речи, языковых контактов

7. систематичности: системная подача материала для эффективности обучения

8. прочности усвоения знаний: изученный материал через повторение и самостоятельное применение должен удерживаться в памяти учащихся

9. доступности в обучении: по объему материала, по его содержанию, по методу работы с ним, по темпу освоения материала (принцип одной трудности)

10. учета индивидуальных особенностей учащегося

общеметодические принципы:

1. коммуникативной (речевой) направленности: связан со 2м общедидактическим принципом; учим говорить в реальных жизненных ситуациях

2. ситуативности: вытекает из 1го методического принципа и связан со 2м дидактическим

3. функциональности: обучаем не столько системе языка, сколько функционированию речи; вытекает из 1го методического принципа и связан со 2м дидактическим

4. учета особенностей родного языка: анализ систем 2х языков с целью предупреждения интерференции и использования положительного переноса

5. доминирующая роль условно-речевых и речевых упражнений: вытекает из 1го общеметодического принципа

6. обучение на речевых образцах, моделях: вытекает из 2го и 3го общеметодических принципов

7. дифференцированного подхода к обучению: деление на виды речевой деятельности и отдельное изучение каждого; связан с 6м и 9м общедидактическими принципами

8. устного опережения: связан с 1м и 2м общеметодическими принципами и 8м общедидактическим принципом

9. интенсивности начальной стадии обучения: связан с 6м общедидактическим принципом

Подводя итоги анализа различных принципов, Е.И. Пассов предлагает следующую иерархию принципов:

• принципы первого ранга (общедидактические), лежащие в основе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку;

• принципы второго ранга (общеметодические), лежащие в основе обучения иностранному языку вообще;

• принципы третьего ранга (частнометодические), лежащие в основе обучения тому или иному виду речевой деятельности.

Билет 4: цели, задачи и содержание обучения иностранному языку в средней школе.

цели и задачи зафиксированы в стандарте.

в методике выделяют 4 цели обучения:

1. практическая (формирование компетенций: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной)

2. воспитательная (обучение толерантности, патриотизму, воспитание поликультурной личности)

3. развивающая (личностные достижения – память, внимание, слух, мышление и др.)

4. образовательная (расширение кругозора)

Следует разграничивать понятия цель обучения и задача обучения.

Задачи обучения - это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Они формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений, реализуемых в рамках сфер, тем, ситуаций, тактик общения и направленных на достижение поставленных целей. При этом важно, чтобы задачи были адекватны целям обучения.

Важно отметить, что при формулировании целей, нужно ответить на вопрос «что?», а при формулировании задач «что делать?».

В рамках практической цели в качестве задач обучения выделяются предметные, языковые, речевые, общеучебные, социокультурные, профессиональные.

1) предметные задачи включают предметное содержание, которое с помощью языкового и речевого материала может быть передано в процессе общения. (сферы, темы, ситуации общения, коммуникативные интенции, составляющие основу планируемого речевого акта)

2) языковые задачи предполагают овладение учащимися набором языковых единиц и формирование на этой основе знаний и фонетических, лексических, грамматических навыков, обеспечивающих возможность пользоваться языком как средством общения.

3) речевые задачи реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков в рамках предметного содержания речи (сфер, ситуаций и тем общения) (виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо)

4) общеучебные задачи решаются в ходе приобретения умений работать с книгой, словарем, техническими средствами, делать учебные записи, логично и последовательно строить высказывание, использовать перевод

5) социокультурные задачи достигаются в процессе приобретения страноведческих и лингвострановедческих знаний, навыков, умений, составляющих основу социокультурной компетенции

6) профессиональные задачи связаны с приобретением знаний и развитием навыков и умений, полезных для выбора школьниками профессиональной деятельности.

содержание обучения – совокупность учебного материала, который д.б. освоен учащимися.

компоненты содержания обучения:

- сферы общения (социально-бытовая, официально-деловая, профессионально-производственная т.п.)

- темы общения

- ситуации общения

- коммуникативные задачи, интенции-намерения (контактоустанавливающая, регулирующая, информативная)

- речевые образцы

- образцы типовых текстов (для аудирования, чтения и т.д.)

- уровень умений и их перечень

3 компонента содержания обучения (по Роговой):

- лингвистический (все что касается языкового материала)

- психологический (умения и навыки)

- методологический (приемы и методы которыми обучаем)

характеристики содержания:

- должно обладать коммуникативной направленностью,

- иметь личностно-деятельностную ориентацию,

- обладать оптимальностью,

- обладать новизной,

- организация материала по темам, по ситуациям,

- каждому уровню соответствует свой материал.

Наши рекомендации