Стратегия развития воспитания в российской федерации
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
• Цель Стратегии
Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
• Задачи Стратегии
• создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
• обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
• повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;
• сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
• обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются ребенок, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или психолого-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации. Воспитаниекакпедагогическийкомпонентсоциализациипредставляетцеленаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и ребенка. При этом происходит развитие личности ребенка и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Воспитаниеэтодеятельность, направленная на интеграцию ребенка в общество, освоение им комплекса нравственных норм и социальных ролей, которые осуществляются через его включение в различные виды социальных отношений. Приэтомрешаютсядвегруппызадач: социальнойадаптацииисоциальнойавтономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации ребенка является социальная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в различных сферах жизнедеятельности. Воспитаниекакмногосторонняяподдержкаразвития личности, предполагает количественные и качественные новообразования и направлено на реализацию его потенциальных возможностей Воспитаниекаксредствотрансляциикультуры, предполагаетформированиеудетейспособностиксамостоятельномуосвоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Идеальнаяцельвоспитанияотражаетсявпринимаемомобществомнравственномидеале, определяетперсонифицированныеипроцессуальныйцеливоспитания, которыеотслеживаютсявреальныхрезультатах воспитательной деятельности.. Таким идеалом является свободный, ответственный высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.