Законы и закономерности обучения
Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представить как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими положениями (правилами) необходимо руководствоваться при этом?
Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Закономерности определяются как научные законы только в этом случае, когда:
1. четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;
2. исследованы вид, форма и характер этой связи;
3. установлены пределы действия (проявления) этой связи.
В дидактике последних лет сфомулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, т.к., во-первых, некоторые их выделенных положений, по нашему мнению, нельзя возводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического процесса.
Какие же законы и закономерности педагогической науки служат основанием тому, чтобы отнести то или иное положение дидактики к принципам обучения? Мы ограничимся тем, что обратимся к содержанию лишь тех законов, которые выделяют многие исследователи (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.)
Законы обучения:
1. Закон социально обусловленности целей, содержания и методов обучения.
2. Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.
3. Закон взаимообусловленности индивидуальной и совместной организации учебной деятельности.
Закономерности обучения:
Особенность понятия «закономерность» в дидактиве состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например:
• цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности.
Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, т.е. не в каждом отдельном случае, а в статическом ряду, в некотором множестве случаев.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние.
Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, что зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем некоторые из них:
• обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер
• есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения
• связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения
• прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденным и в новый материал
• развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.
Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результат обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.
Повторим, что задача дидактики- устанавливать закономерности обучения и, давая знания об этом учителю, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым, эффективным. При этом следует помнить, что в процессе обучения действуют, проявляются и другие закономерности – психологические, физиологические, гносеологические и т.п. Их не надо путать с дидактическими закономерностями, которые качаются главным образом связей между учителем, учеником и изучаемым материалом. Дидактические закономерности устанавливаются с учетом данных психологии и других наук и на основе этих данных, но с позиции теории обучения и в ее терминологии.