Семинар №1 Становление и развитие классической педагогики
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ для обсуждения
1. Социокультурные детерминанты выделения педагогики в самостоятельную область знания Протестантизм как социально-философская основа новой европейской педагогики. Влияние идей Реформации на развитие начальной и средней школы. Братские школы
2.Мировоззрение и философско-педагогические идеи Я.А.Коменского ( сенсуализм, природосообразность, гуманизм, демократизм, идея всеобщего образования и др.). Формирование системы дидактических принципов новой педагогики
3. Возрастная периодизация и система школ (по работе Я.А.Коменского «Великая дидактика»)и их значение для развития педагогики.
4.Организационные формы и методы обучения в концепции Я.А.Коменского.
5.Педагогические воззрения Дж. Локка. Душа ребенка как чистая доска. Работа «Мысли о воспитании» и ее значение для развития школы и педагогики. Утилитаризм как педагогическая идея
6. Педагогика И.Ф.Гербарта как развитие классической педагогики и ее историческое значение для организации обучения и воспитания
Обязательные первоисточник
1.Я.А.Коменский «Великая дидактика»
2.Дж. Локк «Мысли о воспитании».
3.И.Ф.Гербарт "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания"
Дополнительные вопросы
1. Проблема дошкольного образования в период становления педагогики
2.Братские школы Восточной Европы и их роль в развитии образования
3.Биография и педагогическая деятельность Я.Коменского
4.Биография и педагогическая деятельность Дж. Локка
5. Проблема женского образования в работах Коменского и Локка
6эФилософские основы новой педагогики: сенсуализм, эмпиризм, рационализм Нового времени
Семинар 2 Теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо как основа альтернативной ( неклассической педагогики)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ для обсуждения
1. Общая характеристика идей просветительства и их основные формы во французской философии и педагогике. Социальный характер воспитания в концепциях французских просветителей ( Вольтер, Дидро, Гельвеций, Руссо)
2..Проблема природы человека в европейской философской мысли XYIII в. К.Гельвеций и Д.Дидро о природе человека и основных факторах воспитания.
3. Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании" и теория свободного воспитания ребенка в педагогике 18 в.. Основные педагогические принципы, цели, содержание, методы, формы образования по Ж.-Ж.Руссо
4. Развитие идей Руссо в работах последователей ( И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, педагоги- реформаторского толка 20 в.)
5. Влияние идеи свободного воспитания на современные национальные системы образования.
Дополнительные вопросы:
1. Женское образование в теории Ж.Ж.Руссо
2. Характеристика особых методов и приемов в теории свободного и естественного воспитания
Семинар 3 Особенности развития школы и педагогической мысли в России
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ для обсуждения
1. Образование и воспитание в эпоху Киевской Руси. Особенности содержания, методов, организационных форм.
2. . Идеи просветительства в отечественной педагогической традиции. Педагогические взгляды Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К. Истомина и их практическая деятельность по созданию новых учебных книг.
3.Просветительские реформы Петра 1и его последователей Зарождение и развитие государственной светской школы.Университеты и академия наук в России XYIII в. Деятельность М.И.Ломоносова
4. Становление государственных учебных заведений начального образования. Деятельность Ф.И.Янковича
5.Педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого . Организация государственной системы помощи сиротам, начало женского образования
6. Философско-педагогическая мысль России о природе, предназначении, воспитании и образовании человека (Н.И.Новиков, А.И.Радищев )
Дополнительные вопросы:
1. Московский университет: исторические вехи
2.Развитие образования в г. Коломне в конце XYIII в
3. Проблема женского образования в педагогической мысли отечественных просветителей
4. Организация образования женщин в Смольном институте ( институт благородных девиц)
Основные первоисточники:
- Н.И.Новиков « О воспитании детей»
2. И.Бецкой « Генеральное учреждение…»
3. Ф.И.Янкович « Инструкция учителям народных училищ»