Организация работы с памятками
Все памятки можно условно разделить на две большие группы. Памятки первой группы предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя. Цель второй группы памяток - научить учеников работать над языком самостоятельно дома. От того, к какой группе относится памятка и где она впервые предъявляется, зависит и организация работы.
Вариант I. Памятка впервые предъявляется и преимущественно усваивается на уроке. В этом случае работу рекомендуется организовать следующим образом:
1. Ученики под руководством учителя знакомятся с содержанием памятки непосредственно перед выполнением учебного задания (упражнения).
2. Убедившись, что все ученики правильно поняли содержание памятки, учитель приступает к проведению первого упражнения. При этом организация работы может контролироваться вопросами типа «Саша, скажи, что нужно делать сейчас? А сейчас?».
3. В дальнейшем учитель внимательно следит за тем, все ли учащиеся выполняют упражнения данного типа в строгом соответствии с памяткой. При необходимости он может попросить учеников вспомнить соответствующий пункт памятки. Обращение к памятке прекращается только тогда, когда учитель убедится, что все ученики овладели формируемым приемом учебной деятельности.
Вариант П. С памяткой ученики впервые знакомятся и работают дома. Успех в данном случае во многом будет зависеть оттого, насколько правильно сумеют ученики организовать работу над памяткой самостоятельно. Поэтому учитель может предложить ученикам инструкцию по работе с памятками дома.
Инструкция «ОДИН НА ОДИН С ПАМЯТКОЙ»
Не всегда на уроке у учителя найдется время познакомить Вас с содержанием очередной памятки. Со многими из них Вы впервые встретитесь дома. От того, насколько правильно Вы научитесь работать с памяткой, зависит не только успешное выполнение домашнего задания, но и бюджет Вашего свободного времени.
Самостоятельно работать с памяткой лучше так.
1) Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии - суть памятки.
2) Изучите внимательно содержание памятки.
3) Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советует памятка?».
4) Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать именно так, как говорится в памятке. В случае затруднения или возникших сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.
5) Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка. Для этого прочитайте пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.
6) После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.
Методические задачи
1. Что включает в себя понятие «упражнение»?
2. Каким требованиям должны отвечать упражнения для формирования речевых навыков?
3. Каким требованиям должны отвечать упражнения для развития речевого умения?
4. Что понимается под адекватностью упражнений? Что включает в себя это понятие?
5. Назовите основные отличительные черты:
· Языковых упражнений
· Упражнений в переводе
· Трансформационных упражнений
· Подстановочных упражнений
· Вопросно-ответных упражнений
6. Каковы принципы построения УРУ?
7. Назовите виды УРУ
8. Приведите примеры условно-речевых упражнений
9. Назовите основные черты упражнений, используемых для развития речевого умения:
· Пересказ
· Упражнения в описании
· Упражнения в выражении отношения
10. Какие условия развития речевого умения обеспечивают речевые упражнения?
11. Какие существуют основные типы речевых задач?
12. Что включает в себя понятие «речевое умение» как способность, как процесс, как продукт?
13. Охарактеризуйте систему упражнений «языковые - речевые». Какие попытки усовершенствования этой системы предпринимались ранее?
14. Какие основные требования предъявляются к системе упражнений?
15. На какой схеме должна быть основана любая частная система упражнений?
16. Необходимы ли памятки в процессе обучения иностранному языку? Почему? В чем их предназначение?
17. Какие виды памяток существуют?
18. Попробуйте сами составить памятку. Дайте ею воспользоваться своему товарищу. Проанализируйте результаты своего творчества
19. «Количество упражнений не решает вопроса о характере того навыка, который формируется» (В.С. Цетлин). Вы согласны с этим?
20. Найдите ошибку в следующем суждении «Поскольку существуют кроме речевых и языковые навыки, нужны и языковые упражнения».