Нанизывание бус разной формы

Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал. По восемь деревянных или глиняных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребенка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания. Концы ниток или шнуров предварительно опускают в растопленный воск или клей для придания им жесткости.

Руководство. Пришедшая в гости кукла или другой персо­наж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем воспитатель обращает внимание на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения.

Нанизывание бус разной формы - student2.ru Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты — шарик, кубик, шарик, кубик.

Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каж­дому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определенном порядке нанизать их: шарик, затем кубик. Педагог показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60—70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7—5 см, частота — одно-два колебания в секунду.

Задача взрослого — привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, т. е. сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает пере­двигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20—30см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5м от ребенка.

После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют.

Нанизывание бус разной формы - student2.ru Размер игрушек диаметром 5—7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже. Следует также учесть, что в яркий, солнечный день малыши следят лучше за движением зеленых, синих, голубых, фиолетовых игрушек, в пасмурный день за предметами теплых цветовых тонов — красного, оранжевого, желтого. Предмет перемещается медленно, плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним.

Вправо и влево игрушку передвигают на такое расстояние, при котором ребенок сможет повернуть голову вслед за ней (практически на расстояние вытянутой руки взрослого). Таким же образом определяется расстояние при перемещении игрушки вверх (малыш, следя за ней, запрокидывает голову) и вниз (опускает, прижимая подбородок к груди).

Не беда, если ребенок при первом показе проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. В третий-четвертый раз ребенок будет следить за игрушкой, движущейся во всех направлениях.

Показ длится 1—2 минуты, повторяется два раза подряд, проводится один–два раза в день. Не следует заниматься с ребенком перед сном и более двух раз в день. Это может привести к переутомлению самостоятельных игр.

 
  Нанизывание бус разной формы - student2.ru

Приложение 2. Результаты исследования

  Испытуемый Сенсорное развитие, тест 1 Сенсорное развитие, тест 2 Словесно-логическое мышление, субтест 1 Словесно-логическое мышление, субтест 2 Словесно-логическое мышление, субтест 3 Память
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
1. Ваня И. В В В В В В
2. Даша Ж. В В С С С В
3. Коля В. С В С С С В
4. Света Т. В С В С В С
5. Игорь Р. В В С С С В
6. Толя Ж. В С С С С В
7. Вероника И. В С С С С В
8. Лена З. В В В В В В
9. Лена А. В В В С В В
10. Таня С. С С С С С С
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
1. Вика З. С В В С В В
2. Света Д. В С С В С С
3. Наташа Б. Н Н Н Н С Н
4. Алина О. С С С С С С
5. Костя Н. С Н С Н Н Н
6. Маргарита Ц. В В В В В В
7. Саша Н. (мальчик) Н С С Н Н Н
8. Диана С. С В Н В С В
9. Максим К. В С В С С С
10. Соня Б. С С С С С С


 
  Нанизывание бус разной формы - student2.ru

Приложение 3. Стандартизованные результаты исследования

  Испытуемый Сенсорное развитие Словесно-логическое мышление Память
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
1. Ваня И.
2. Даша Ж. 0,5
3. Коля В. 0,75 0,5
4. Света Т. 0,75 0,83 0,5
5. Игорь Р. 0,5
6. Толя Ж. 0,75 0,5
7. Вероника И. 0,75 0,5
8. Лена З.
9. Лена А. 1,83
10. Таня С. 0,5 0,5 0,5
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
1. Вика З. 0,75 0,83
2. Света Д. 0,75 0,7 0,5
3. Наташа Б. 0,17
4. Алина О. 0,5 0,5 0,5
5. Костя Н. 0,25 0,17
6. Маргарита Ц.
7. Саша Н. (мальчик) 0,25 0,17
8. Диана С. 0,75 0,5
9. Максим К. 0,75 0,75 0,5
10. Соня Б. 0,5 0,5 0,5

 
  Нанизывание бус разной формы - student2.ru

Наши рекомендации