Диагностика уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Исследование уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ №19 «Гнёздышко» г. Ишима.
В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Для решения поставленных задач опытно – экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для выявления уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью использовались следующие критерии и показатели:
1. Критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).
2. Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).
3. Критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).
4. Позитивные действия как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Ребёнок знает правила ухода за своим телом (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения), бережно относится к своему здоровью. Сформировано положительное представление о самом себе. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения, способен излагать свои знания компактно, умеет развернуть их в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала о физическом, психическом, социальном здоровье, способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками, устойчивый интерес к здоровью, активность при решении проблемных ситуаций.
Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Однако ребенок не всегда может развернуть знания в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала, способность к сочувствию, наличие положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками, но интерес к физическому, психическому, социальному здоровью не устойчивый.
Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о физическом, психическом, социальном (духовном) здоровье. Эмоциональная реакция на новизну материала, любознательность способность к сочувствию проявляются не всегда. Отсутствует интерес к физическому, психическому, социальному здоровью.
С целью выявления уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста мы использовали диагностические методики С.Е.Шукшиной, А.Д. Кошелевой, Г.А.Урунтаевой и др.
1. Методика «Что я знаю о своём организме» (автор С.Е.Шукшина)
Цель: выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся человеческого организма. Если ребёнок затруднялся, ему задавались наводящие вопросы. Например, какую роль играет сердце в организме человека? Ты знаешь, что у человека есть сердце? А как ты думаешь, зачем оно нам? и т.п. (см. анкету в приложении 1).
Результаты проведения констатирующего эксперимента.
В экспериментальной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;
• низкий уровень – 7 детей, что составляет 70%.
В контрольной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 5 детей, что составляет 50%;
• низкий уровень – 5 детей, что составляет 50%.
Таблица 1
Группы | Всего чел. | Уровни знаний о человеческом организме | ||
В | С | Н | ||
Экспериментальная | 0% | 30% | 70% | |
Контрольная | 0% | 50% | 50% |
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что при проведении бесед испытуемые № 2, 4, 9, 10 нуждались в незначительной помощи взрослого в виде наводящих вопросов: Из чего состоит тело? Для чего мы должны питаться? Испытуемые № 1, 3, 6 не могли ответить на вопросы 7, 11. Затрудняются ответить на вопросы 1,2,3,5,7,9,10,11,13,15 или вообще молчали. 7 детей (испытуемые № 3,5,6,7,8,9,10) продемонстрировали низкий уровень знаний о человеческом организме.
Методика 2. «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (автор А.Д.Кошелева).
При чтении сказки С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» мы фиксировали особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценку событий.
При обработке данных:
1. Отмечали, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокойством, неосознанными (положил локоть на плечо сверстника и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведённого звука).
2. Обращали внимание, проявляется ли более определённое сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета:
а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик делает глоток воображаемой воды точно также, как гусь Мартин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются, наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния);
б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов сказки, связанное с сопереживанием её персонажей (например, мальчик берёт воображаемое ружьё и тихо стреляет из него в момент появления охотников);
в) желание избежать сильного сопереживания (некоторые дети ударяют себя, щиплют, закрывают глаза).
3. Фиксировали, сопровождается ли появление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям – зрителям).
О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персонажам мы могли судить по мимике испытуемых: на лицах не отражалась, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т.е. и слёзы, и тёплое отношение одновременно; появлялась улыбка в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегчённые вздохи, когда они избегают опасности и т.д. Когда грозила опасность, дети пугались: широко раскрывались глаза, вскакивали, вздрагивали.
Количественный анализ результатов методики позволил сделать вывод:
В экспериментальной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 7 детей, что составляет 70%;
• низкий уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%.
В контрольной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 6 детей, что составляет 60%;
• низкий уровень – 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 2)
Таблица 2
Группы | Всего чел. | «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» | ||
В | С | Н | ||
Экспериментальная | 0% | 70% | 30% | |
Контрольная | 0% | 60% | 40% |
Качественный анализ результатов методики «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» показал, что у испытуемых со средним уровнем (исп. 3,7,9) недостаточно проявляется сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета; испытуемые не всегда принимали на себя чувства другого, иногда проявляли помощь и поддержку, но не всегда это приводило к реальному содействию. У испытуемых с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к здоровью (1,5,6) мы наблюдали безразличие к персонажам сказки, отсутствовие каких-либо эмоциональных реакций, например, на лицах не отражалась, например, гримаса плачущего, когда плакал персонаж, отсутствие улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций и облегчённых вздохов, когда они избегали опасности и т.д.. Кроме того, отсутствовало желание оказать другому помощь и поддержку и готовность прийти на помощь другому человеку.
Методика 3. «Изучение социальных эмоций» (авторы Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Цель: выявить уровень воспитанности толерантности, эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Сначала мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем проводили индивидуально 2 серии.
Первая серия. Экспериментатор задавал ребёнку вопросы:
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия. Экспериментатор предлагал ребёнку ряд ситуаций, а исытуемый должен был ответить на вопросы (описание ситуаций представлено в приложении 2).
Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводился по схеме:
1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому–то предпочтение и почему.
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная: неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чём оно выражается и в каких ситуациях.
4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его озаботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно – завидует успеху другого, радуется его неудаче).
Количественный анализ результатов методики позволил сделать вывод о том, что:
В экспериментальной группе:
• высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 20%;
• средний уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;
• низкий уровень – 5 детей, что составляет 50%.
В контрольной группе:
• высокий уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;
• средний уровень – 4 ребёнка, что составляет 40%;
• низкий уровень – 3 ребёнка, что составляет 30% (таблица 3).
Таблица 3
Группы | Всего чел. | «Изучение социальных эмоций» | ||
В | С | Н | ||
Экспериментальная | 20% | 30% | 50% | |
Контрольная | 20% | 40% | 30% |
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что испытуемые № 1,2 смогли оказать помощь по собственному желанию, делали это охотно, проявляли чувство долга, заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, замечали эмоциональное состояние других детей.
Испытуемые № 3, 6, 10 иногда проявляли чувство долга, заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, но, как правило, оказывали помощь только по просьбе сверстника, начинали помогать с энтузиазмом, но это быстро им надоедало.
Испытуемые № 4,5,7,8,9 относились к сверстникам отрицательно, оказывали помощь по предложению взрослого, делали это формально, на успех и неудачи других реагировали неадекватно (завидовали успеху другого, радовались его неудаче).
С целью изучения позитивных действий как в реальной, так и вербальной ситуации мы использовали методику «Кораблекрушение».
Цель: выявление активности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций, способности к определению задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.
Согласно методике, дети оправились в плавание и потерпели бедствие. Бурей их выбросило на необитаемый остров.
Определение проблемы: действия в экстремальной ситуации.
Постановка задач: переждать бурю; подать знак терпящих бедствие; определить тактику выживания на острове (найти воду, пищу, построить жильё); соорудить плавсредство, чтобы покинуть остров.
Экспериментатор спрашивал детей о том, что можно сделать, чтобы каждый, кто попадёт в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. Обсуждались предложенные детьми варианты (приложение 3).
Количественный анализ результатов методики позволил сделать вывод:
В экспериментальной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 7 детей, что составляет 70%;
• низкий уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%.
В контрольной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 6 детей, что составляет 60%;
• низкий уровень – 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 4).
Таблица 4
Группы | Всего чел. | «Изучение социальных эмоций» | ||
В | С | Н | ||
Экспериментальная | 0% | 70% | 30% | |
Контрольная | 0% | 60% | 40% |
Качественный анализ результатов методики «Кораблекрушение» показал, что испытуемые со средним уровнем (исп. 3,7,9) планировали этапы своих действий, аргументировали свой выбор, но затруднялись находить нестандартные решения в проблемных ситуациях и определять задачи на основе поставленной проблемы. Испытуемые с низким уровнем (исп. 1,5,6) испытывали затруднения при определении задачи на основе поставленной проблемы, планировании этапов своих действий, аргументировании своего выбора, нахождении нестандартных решений и новых вариативных способов использования обычных вещей в решении проблемных ситуаций.
Соотношение уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью испытуемых на констатирующем этапе эксперимента (таблица 5)
Таблица 5
Группы | КГ | ЭГ | ||
Уровни | Кол-во испыт-х % | Кол-во испыт-х | Кол-во испыт-х % | Кол-во испыт-х % |
Высокий | ||||
Средний | ||||
Низкий |
Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что в контрольной группе 70% (7детей) имеют низкий уровень воспитанности ценностного отношения к здоровью, 30% (3 ребёнка) имеют средний уровень, высокий уровень воспитанности ценностного отношения к здоровью не выявлен.
В экспериментальной группе 60% (6детей) имеют низкий уровень воспитанности ценностного отношения к здоровью, 40% (4 ребёнка) со средним уровнем, высокий уровень воспитанности ценностного отношения к здоровью не выявлен.
Как видно, большая часть испытуемых детей находится на среднем и низком уровнях воспитанности ценностного отношения к здоровью, что подтверждает необходимость реализации условий, способствующих повышению уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.