Vii ежегодный всероссийский конкурс достижений талантливой молодёжи
VII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
_______________________________________________________
Секция:ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ;
Тема: «Воспитание ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста»
Автор:Рыжакова Дарья Васильевна
Научный руководитель:Попова Елена Исааковна, к.п.н., доцент
Место выполнения работы:Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3- 5
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Понятие «ценностное отношение к здоровью» в психолого-педагогической литературе……………………………………………….............................................................5- 9
1.2.Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста……………………….………………………………………………………………….9 - 12
1.3. Модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..12 - 19
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом на воспитание ценностного отношения к здоровью у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.
Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.
Анализ программ помог нам прийти к выводу о том, что процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.
Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.
Разработанная нами модель воспитания ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними).
Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, условиям воспитания ценностного отношения к здоровью в период дошкольного детства, к которым мы отнесли:
· включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;
· использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и т.п.);
· широкое применение методов эмоционального воздействия.
Исследование проводилось на базе АНО ДО ЦРР д/с №19 «Гнёздышко» г. Ишима. Исследованием было охвачено 20 детей в возрасте 5-6 лет (12 девочек и 8 мальчиков).
Для выявления уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью использовались следующие критерии и показатели:
1. Критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).
2. Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).
3. Критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).
4. Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).
Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство испытуемых находятся на среднем и низком уровне воспитанности ценностного отношения к здоровью.
Для воспитания ценностного отношения к здоровью нами был проведён формирующий эксперимент, в процессе которого была реализована модель воспитания ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей экспериментальной группы.
К значимым результатам исследования можно отнести:
1.Описание модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста и возможностей её реализации.
2.Разработку занятий под общим названием «Здоровый выбор» (период дошкольного детства), соответствующей основной концепции программы Линды Сибли, Дэвида Сибли, Розмари Тиш, Джулии Скайл и др. (Био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни) по четырем уровням: физический, психический, социальный, духовный.
Результаты исследования с позиций познавательного и личностно-творческого развития дошкольников:
· поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;
· изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными и самостоятельными);
· главный результат – овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и отклоняющегося поведения у детей и т.п.), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.
Если говорить об общих направлениях развития дошкольника (развития культуры познания, культуры чувств, волевой культуры, освоении различных сфер действительности и формировании отношения к ним – к природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений – как это обозначено в «Концепции дошкольного воспитания»), то понятно, что все они могут быть реализованы через внедрение модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, на основе проведённой опытно – экспериментальной работы по воспитанию ценностного отношения к здоровью можно сделать вывод, что выявленные нами и реализованные условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.
Библиографический список
1. Амосов, Н. Здоровый образ жизни [Мысли о здоровье, продлении активной творческой жизни] // Воспитание школьника.- №2. - 1988. – С. 72-77.
2. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский.- М.: Знание, 1978. – 240 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
4. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.
5. Вохмянина, М. Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста // Управление ДОУ. - №1. – 2006. – С. 71- 75.
6. Данилова А. Г. Возможности ценностных ориентаций в историческо- общественных обществах // Вопросы психологии. - №3. – 2002. – С. 52-68.
7. Доронова, Т. Н. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию развития и образования детей 6-7 лет в д/с // Т.Н. Доронова. – М.: Знание, 1997. -224 с.
8. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 400 с.
9. Ежкова, Н. Как воздействовать на эмоции детей в процессе обучения на занятиях // Детский сад от А до Я. - №2. - 2006. – С. 112 – 116.
10. Землянухина, Т.М. Познавательная коммуникативная активность ребенка при подготовке к обучению в школе // Начальная школа. - № 6. – 2002. – С. 50 – 55.
11. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В.Зеньковский. – М., - Ч. 1. – Кн. 1,2.
12. Иванова, М. Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование. - №3. – 2006. – С. 99- 101.
13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, П.М. Коджаспиров. – М.: ИКцп Март, Ростов-Н/Д, издат. центр Март, 2005. - 445 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М: Издат. Центр Академия, 2004. – 416 с.
15. Колесникова, Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым // Дошкольное воспитание. - №1. – 2007. – С. 83 – 87.
16. Колягин. А. Здоровый образ жизни и его сопоставляющие [Текст]: методические рекомендации // ОБЖ. - №9. – 2005. – С. 8 -14.
17. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
18. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. - №1. – 2004. – С. 51 -55.
19. Кулановский, О. А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни // Образование в высшей школе. - №5. – 2005 – С. 37 – 41.
20. Лазарев, М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста (Теория валеологии) // Начальная школа: Прил. к газ. «Первое сентября». - №3. – 1997. – С. 5- 12.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
22. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Сорем. Слово», 2005. – 720 с.
23. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: пед. общ. России, 2002. – 640 с.
24. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №1.- С.- 37 – 45.
25. Паунова, С. Гигиенические навыки с малых лет в кругу семьи // Дошкольное воспитание. - №11. – 1993. – С. 67 – 69.
26. Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н.С.Розов. – М.:Просвещение, 1998. – 256 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред. А.М. Прохорова. – М.: Просвещение, 1993. – 250 с.
28. Рухленко, И. Восстановим переходящие ценности // Дошкольное воспитание. - №3. – 2000. – С. 155 – 157.
29. Семенова, И.И. Учусь быть здоровым или как стать небо / И.И Семенова. – М.: Педагогика, 2001. – 176 с.
30. Сибли, Линда. Ключи Жизни: Учебно-методическое пособие для общеобразовательной школы и социальных центров / Линда Сибли, Девид Сибли, Розмари Тием, Джулия Скейз. – М.: Просвещение, 2005.-197 с.
31. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластении, Г.И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
32. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.
33. Современный философский словарь / под ред. В.Е.Кемерова.- Лондон; Минск, 1998. – 386 с.
34. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О.А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с.
35. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
36. Тугаринов, В.П.Марксистская философия и проблема ценности / В.П.Тугаринов.- Л.:Просвещение, 1968.- 154 с.
37. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000. – 304с.
38. Философский энциклопедический словарь 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРАВ, 1997. – 576 с.
39. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.
40. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с., ил.
41. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.
42. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 4. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.
43. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.
44. Фрумина, Н.А. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ . - №1. – 2004. –с. 75 -79.
45. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2000. 272 с.
46. Шашкова, З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развития творческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал): учеб. – метод. Пособие 2-е изд., испр. и доп. / З.В. Шашкова; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2007. – 219 с.
Приложение 1
Анкета
1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?
2. Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает?
3. Какая твёрдая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреждений?
4. Какие «силачи» находятся в твоём теле и заставляют двигаться твой скелет? Что могут делать мышцы?
5. Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри?
6. Смог бы ты жить, если бы твоё сердце захотело отдохнуть и перестало работать? Почему?
7. Для чего человеческому организму нужна кровь?
8. Зачем мы дышим?
9. Что может случиться с человеком, если он перестанет, не сможет дышать? Почему?
10. Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом? (Сделай глубокий вдох и задержи дыхание. Прислушайся к себе. Покажи то место, куда попал воздух).
11. Для чего мы должны питаться?
12. Куда попадает пища, и что с ней происходит после того, как ты взял её в рот?
13. Для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку?
14. Как устроены все люди? Одинаково или каждый по-разному (по-своему)?
15. Почему люди болеют, и что ты должен делать, чтобы быть здоровым и никогда не болеть?
Приложение 2
Воспитательные ситуации
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
4. Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестрёнку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Приложение 3
VII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
_______________________________________________________
Секция:ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ;
Тема: «Воспитание ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста»
Автор:Рыжакова Дарья Васильевна
Научный руководитель:Попова Елена Исааковна, к.п.н., доцент
Место выполнения работы:Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3- 5