Игра «Магазин строительных материалов»
Накануне воспитатель закрепила знания детей о свойствах различных материалов.
Дети выбирают те, из которых можно построить крепкие дома: кирпич, бетон, камень, глина.
Уточняется, что может произойти, если дом построить из соломы, бумаги (сгорит), из стекла (разобьется), снега (растает).
Ребята отбирают только кирпичи (красного и белого цвета), глину, камни. Уточняются их свойства: твёрдые, не горят, не разбиваются.
Логопед объясняет, что дом, построенный из кирпича, — кирпичный.
Из камня — каменный; Из глины — глиняный.
Дети проговаривают хором и индивидуально. Логопед спрашивает:
— Что еще можно построить из кирпичей:
— сарай;
— забор;
— башня;
— погреб;
— стена.
— Сарай, построенный из кирпича, какой?
— Забор, построенный из кирпича, какой?
— Погреб, построенный из кирпича, какой?
Каменная — стена, дорожка, башня, статуя. Что можно построить из глины?
Глиняный — пол, дом, стена, статуя, крыша.
Игра «Что лишнее и не подходит?»
Кирпичный дом, башня, стена, каменная стена, каменный забор.
Дети называют выставленные картинки, определяют лишнюю и объясняют, почему она не подходит.
Игра «Юные строители»
Дети отбирают по два образца материала и рассказывают друг другу, какие у них материалы и что можно построить из них. Например:
— У меня кирпич и камень. Я построю кирпичный погреб и каменную дорожку.
— У меня глина и кирпич. Я построю глиняную крышу и кирпичный забор.
Игра «Бывает — не бывает» (сюрпризный момент)
Появляется мальчик с пальчик. Он раздает по две карточки с изображением материала и предмета. Стакан — кирпич. Лампа — камень
Дети отбирают другие материалы, из которых можно сделать эти предметы. Организуется диалог.
— У меня стакан и кирпич. Кирпичный стакан не бывает. Стакан может быть стеклянный.
— Какие у тебя предметы?
— У меня карандаш и камень. Карандаш каменным не бывает. Карандаш может быть деревянным.
Рассказ «Кто прав?»
Собрались на поляне кувшин, шляпа и тетрадь. Стали они между собой спорить. Кто из них главней.
Кувшин сказал: «Я большой, глиняный. В меня наливают молоко». Шляпа сказала: «Я красивая, соломенная, модная. Охраняю от ярких лучей солнца. Я главная».
Тут в спор вмешалась тетрадь: «Я нужна всем и детям и взрослым. У меня яркая картонная обложка, бумажные страницы. Дети рисуют на моих страницах, пишут письма, рассказы, сказки. Я важнее всех вас».
В это время на поляну прибежали дети. — Ой, как хочется холодного молочка, — сказала девочка и налила из глиняного кувшина в стакан молоко.
— «У меня разболелась голова от жаркого солнца», — сказала другая и надела на голову соломенную красивую шляпу. «А я хочу нарисовать ваши портреты в тетради», — сказала третья девочка.
— Вот и решите теперь, кто из них самый важный и главный.
Рассказ читается два раза. Затем логопед задает вопросы по его содержанию. Распределяются роли между детьми: ведущий, кувшин, шляпа, тетрадь.
Дети надевают соответствующие атрибуты. Рассказ разучивается по ролям. Затем дети предлагают разные варианты концовок.
VI. Итог занятия
Дается оценка активности каждого ребенка. Дети встают из-за столов, строятся парами и, рассматривая друг друга, рассказывают, какая у кого одежда, из чего она сшита.
У Лены шерстяной красный сарафан и розовая шелковая кофточка, а у меня джинсовые синие брюки и белый шерстяной свитер и т.д.
ТЕМА: ПРИЛОЖЕНИЕ
Цель: закрепить навык практического употребления простых предложений в самостоятельной речи. Распространение предложений путем введения однородных дополнений и определений.
Ход занятия
I. Организационный этап
Игра «Наши мамы, наши папы»
Логопед рассказывает детям о том, как важно трудиться, что все профессии почетны. О том, кем работают ваши мамы и папы, можно догадаться по словам-подсказкам.
— Нитки, ножницы, иголки. Кому они нужны? — портнихе.
— Цемент, песок, кирпичи, гвозди, молоток. Кому они нужны? — строителю.
— Краски, кисточки, бумага, альбомы. Кому они нужны? — художнику.
II. Про людей одной из этих профессий будем учиться составлять предложения. Дети сами выбирают и называют любую из 3-х профессий.
Например, портниха.
Дети знакомятся с символом действующего лица.
«Это кто?» — спрашивает логопед.
Это портниха.
— Что делает портниха?
— Шьет (появляется другой символ, обобщающий действие).
Составляется предложение по вопросам: Кто? Что делает?
Портниха шьет (дети считают, сколько слов в предложении).
— Что может шить портниха? (символ дополнение ) — платье.
— Что еще может шить? (пальто, фартук, юбку, кофту и т.д.)
— Какое она шьет платье, если оно из шелка? (шелковое)
— Платье длинное или короткое?
Портниха шьет длинное шелковое платье. А если платье шелковое и блестит? Значит, оно какое? (блестящее)
Предложение из 6-ти слов проговаривается хором и индивидуально. Определяется количество слов в предложении. На фланелеграфе выставлена фигура портнихи и длинное, шелковое, блестящее платье.
Кроме платья портниха может шить другую одежду. Каждый ребенок должен составить предложение из 4 слов про портниху так, чтобы в нем было два названия одежды. Предложения должны быть разные.
Как называется эта профессия, если одежду шьет не мама, а папа?
— Это портной (дети проговаривают это слово).
— Что шьёт портной?
Портной шьет:
— брюки;
— пальто;
— костюм.
Дети считают количество слов в предложениях. Одежда в зависимости от времени года может быть разной:
Летом — летняя, зимой — зимняя, весной — весенняя, осенью — осенняя.
Одежда может быть разного цвета, если она соответствует моде, ее называют модной.
Детям предлагается составить длинное предложение про то, какую одежду шьет портной.
Например: Портной шьет модные красивые брюки и зимнее теплое пальто.
Портной шьет летний ситцевый костюм и детский шерстяной пиджак.