Звонкие и глухие парные согласные В-Ф
,1) Выделить звуки в и ф из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).
2) Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие).
3) Соотнести звуки с буквами в, ф.
4) Прочитать двойные и тройные слоги, содержащие указанные звуки. Выборочно записать слоги под диктовку. Проверка хоровым чтением.
5) Закончить предложение, выбрав подходящее слово:
На домах развевались .... (влаги,флаги)
На полях достаточно... .
6) Дифференциация в - ф в словах — устно (поднять соответствующую букву). Логопед контролирует правильность отраженного проговаривания слов:
фыркал, ворона, фиалки, флейта, повар, завернул, фокус, фургон, паровоз, провода, свитер, лифтер, сейф, посевы, туфельки, физкультура, форточка, портфель, телефон.
7) Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию в или ф):
ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, клюква, финики, весна, веет, фея, фабрика, фасоль.
8) Прочитать и записать слова, вставив пропущенные буквы в, ф. Предварительный анализ проводится с громким проговариванием слов, подниманием соответствующих букв, устным составлением словосочетаний или предложений.
а) коро-а, с-ёкла, -утбол, -олейбол, про-иль, про-ессия, кон-ерт, кон-ета, не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет, ело—а, ли—т, пла—ал, шар-ик, жира-ы, -онтан;
б) -а-ли, -е-ралъ, -ы-их, -ести-алъ, -у-айка, -ы-еска, с-ойст-о, -о-ремя, —ле-о, -ыли-ать, -альши-ый, -ое-ода, -ар-op, -ере-очка, по-орачи-ай, -отогра—ия, -одо-орот, -одоём, —доба—ок, -ехто-ание, -еще-ой, —до-олъ, -ещест-о, -ейер-ерк, ал-а-ит.
9) Работа с цифровым рядом: определение на слух места данного звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру) {см. Методические рекомендации к гл. 3):
в —соловушка, перевод, водовоз, водопровод, вдевал, нефтепровод, вывел, волевой, выплывает, вывихнул, вовлечь, завинтить, вывинтить, взрывы, выровнял, выводы, взвод, проветривал, фарфоровый, шефство;
ф — филин, нефть, профессия, фуфайка, фланель, туфли, шлифует, кофейник, патефон, цифра, муфта, зефир, шарфы, шкафы, кофта, фарфор, фотография, конфеты, вафли, платформа, шофер, телеграф, салфетка, телефон, светофор.
10) Предложения для анализа и записи:
Вера варит фасоль. У Вали фиалки. У Феди новая фуражка. Феня видела филина. Мы вышли к новой ферме. Фабрика выпускает много обуви. Вещи внесли в лифт. В августе поспевают овощи и фрукты. На фасоли и моркови появились вредители. Воют вьюги в феврале. Вьются флаги у ворот.
П-Б
1) Выделение звуков пи б из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).
2) Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие).
3) Соотнесение звуков с буквами п. и б.
4) Чтение слоговой таблицы; запись слогов под диктовку.
5) Устный диктант (услышав слово, поднять соответствующую букву — п,б):
грибной, разбудил, плакаты, ступени, колобок, рябина, справка, колбаса, дупло, плавал, близко, пляска,рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук.
6) Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию пи б):
слабый, грубый, крупный, буквы, спорил, собрал, забота, платок, бумаги, пакет, букет, бант, пальто, сапоги, трубы, пастух, лопата, капли.
7) Из ряда диктуемых слов выборочно записать те, которые содержат:
п — свобода, плотник, борода, брюки, пшено, лампа, заботливый, кипит, пружина, лебедь;
б — правда, бужу, работал, поровну, зубной, зоопарк, забыл, запах, компот, клубок, скрипач.
8) Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названиях звуки п. и б в четкой позиции. Проговаривая хором
слова-названия, ученики вычленяют оба парных согласных, поднимая букву, после чего самостоятельно записывают этот
ряд (15-20 картинок) заданными буквами, например:
9) После проверки можно выполнить обратное задание: собранные и перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так, чтобы картинки соответствовали готовой записи, например: сапоги, альбом, библиотека...
10) Работа с цифровым рядом: определение на слух места звука в слове (выдвинуть соответствующую цифру):
п — рапорт, лампа, апрель, попытка, покупал, пропуск, перепелка, пропал, перепрыгнул, поспал, переползти, потеплело, пепел, потоп, припомнил, поторопился;
б — заботливый, приборы, бубен, барабан, победа, бабочка, белобока, бобровый, попробуй, подобрал, пробубнил,безопасный, безоблачный, безработица, безошибочный.
11) Вписать пропущенный слог па или ба:
Лю-,ры-, тро-, ли-, -ран, -латка, сдо-, -леи, -зар, -буш-ка, тру-, -рус, ло-та, при-вил, за—вы, -кет, -намка.
12) Дописать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:
В синем небе звезды .... | Повалился старый .... |
В синем море волны .... | На воротах крепкий .... |
(плещут, блещут) | (запор, забор) |
На траву выкатили ... . | Во дворе ... петух. |
На деревьях набухают ... . | Надо устранить ...в знаниях. |
(почки, бочки) | (пропел, пробел) |
13) Записать глаголы с приставкой по-.
Образец: бежал — побежал.
Белил, бывал, болел, благодарил, беспокоил, боялся, бродил, брился.
14) Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы б, тг:
голу-ой, -лавал, цара-ал,глу-окий, за-латил, -ри-авить, -о-еда, —ри-оры, -алу-а, -ро-овал, -о—ро-овал, -ро-лыл, -о-орол, -у-енцы, -од-ородок, -лаго-олучно, -асно-исец.
15) Прочитать предложения, поднимая в местах пропуска букву п или б. Затем записать их, подчеркнув вставленные буквы цветными карандашами:
В -арке -ыли -олъшиели—ы.Ре—ята -о-лылик -ерегу. -очка -о морю -лывет. -ора -о-елить -отолки.В -оле зреют хле-а. У -елки —ередние ла-ы короткие, -осле -олезни -ратосла-ел. Выросла ре-а -ольшая, -ре-олъшая.
Д-Т
1) Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке (в начальной позиции), например:
2) Сравнение Зитпо артикуляции (сходство и различие).
3) Сопоставление этих звуков с их графическим изображением.
4) Дифференциация д и m в слогах двойных и тройных (устно и письменно).
5) Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию; составление с ними предложений (устно).
дачка — тачка | душ — тушь |
дом — том | удочка, — уточка |
дочка — точка | кадушка — катушка |
6) Вписать пропущенные буквы т, д. С полученными словами составить предложения.
Образец:
7) Закончить предложения, выбрав подходящее слово:
У Аленушки на сердце .... (тоска)
На крыльце подгнила .... (доска)
Ветер ... последние листья. (сдул)
Придвинь гостю .... (стул)
Брат ... экзамен. (сдал)
Я ... хорошим учеником. (стал)
8) Найти ошибку в стихотворении:
Поэт, придумав строчку,
В конце поставил дочку.
9) Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т, д):
ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.
10) Выборочная запись слов — только со звуком т:
добежал, труба, ветка, одуванчик, вытри.
11) Добавить недостающий слог та или да:
а) устно — с перекидыванием мяча;
б) письменно:
лопа-, приро—,ребя-, воро-, горо-, мая-, боро-, гуся-, темно-, меч-, посу-, глухо-, свобо-, просту-, звез-, забо-, холо -, бесе-, кар-.
12) Записать глаголы с приставкой до-. Устно составить с ними предложения.
Уточнить, какой смысловой оттенок придает словам приставка до-.
Образец: тянул — дотянул.
Тащил, топил, топал, держал, дежурил, делал.
(Подчеркнуть буквы т, д цветными карандашами.)
13) Определить место звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру из ряда) [см. Методические указания к гл. 2].
т — трактор, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожит, поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут, оттуда, подросток;
д — борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался, дожидались, добыча,раздобыл, отобедал, трудно, простуда, водосток, водопроводный, подбородок.
Т'-Д'
(Мягкие варианты)
1) Выделить мягкие фонемы из слов в начальной позиции.
2) Прочитать столбцы слогов указанного типа (см. Методические указания к гл. 3):
те - де; те - де - те; adu - amu...
3) Записать их под диктовку.
4) Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию:
день — тень | следит — слетит |
дело — тело | ходите — хотите |
5) Выделить мягкие фонемы из слов — поднять соответствующие буквы:
затихли, задел, тени, стёкла, дивный, стихи, сеять, делить, девять, мать, лебеди, молодец, тетерев, надевать, дежурить, множитель, вдеть.
6) Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т'-д'):
ветер, девочки, стирка, водичка, декабрь, дерево, темный, стенка, деньки, гости, летит, неделя, октябрь, картина, середина, пластинка, лошади, разбудил.
7) Определить место в слове (выдвинуть цифру из ряда) — см. Методические указания к гл. 2:
т' — растение, потемнеть, стены, дети, протянул, победитель, ребятишки, кровать, стебель, сырость, прелесть, спать, скорость, спортивный,растирать, тетерев, делитель;
д' — придем, разбуди, сидеть, переделать, победил, студень, трудился, одежда, стадион, ведерко, разделить, лебеди, смородина, продержит, самодельный.
8) Изменить слова по образцу. Указать смысловое различие:
а) устно — с перекидыванием мяча;
б) письменно — с подчеркиванием букв:
Образец: войди— войдите.
погляди — ... | иди — ... | найди — ... |
отойди — ... | приходи — ... | уведи — ... |
проследи — ... | наряди — ... | зайди — ... |
перейди — ... | погоди — ... | проводи — ... |
Т-Д; Г-Д'
9) Четко произнести чистоговорку:
Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит. День долбит, два долбит — Носом в небо угодит.
10) Списать, вставляя пропущенные буквы:
а)-е-игос—илиу-ё-ив-еревне. -я-яугос-ил -е—еймё-ом.
Ребя-ишки пус-или ло-очку по во-е. Скоро при-ё- ле-о. -е—и пой-ув лес за яго-ами. -у—убы. Бу-уи жёлу-и.
б) -е—и си-япод с-арым -убом. В пол-ень -ам гус-ая -ень. И-ё- с -опором -я-я Bu-я. Он бу-еруби-ъ сухие сучки, «—е—и! О-ой-и—е от -ерева. Сук упа-ё- !»
11) Слуховой диктант:
а) Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в тёплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток.
б) Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Даль задёрнута дымкой тумана. Падают с деревьев последние листочки. Стаи птиц готовы к дальним перелётам. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка-зима.
12) Вписать в данные ниже глаголы пропущенную приставку от-; подчеркнуть т, д.
-дал | -дышался | -дохнул |
-тащил | -давил | -тянул |
-таял | -дежурил | -толкнул |
-делил. | -точил | -далился |
13) Прочитать загадку, вставляя буквы т, д:
У ро-и-елей и -е-ок
Вся о-еж-а из моне-ок. (Рыбы)
(В. Фетисов)
14) Тексты для графического диктанта (см. его методику: II, 1.4):
а) Тают льдинки на стекле.
Дикая утка ведет утят.
Сова отлично видит в темноте.
б) Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы в гнезде. Садовник ходит от дерева к дереву. Он снимает спелые плоды и кладет в корзину. Корзину накрывают скатертью и несут в машину. Там ее ставят на переднее сиденье. Эти чудесные яблоки отправляют на выставку.
15) Устный диктант.
а) Прослушать и обсудить отрывок из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».
б) При повторном прочтении логопед делает паузы после тех слов, которые содержат звуки т, д, обозначая такие слова единичным постукиванием карандаша по столу. Дети должны поднять соответствующую букву:
-ри -ня -ул мокрый ве-ер, съе-ая снег. Ночью наконец хлынул -ож-ъ, и так зас-учало в окно, что Ники-а проснулся, сел в крова-и и слушал, улыбаясь.
Чу-есен шум ночного -ож-я. «Спи, спи, спи», — -оропли-во с-учал он по с-ёклам. И ве-ер в -емно-е порывами рвал -ополя пере-омом.
Ники-а перевернул no-ушку холо-ной с-ороной вверх, лёг опя-ь и ворочался поо-еялом, ус-раиваясь у-обнее.
К у—ру —ож-ь прошёл, но небо еще было в -яжёлых -учах. От снега не ос-алось и сле-а. Широкий -вор был покры— синими лужами. Весь ос-рый, чис-ый, воз-ух был полон шумом па-ающей во-ы...
Ломая лёд,река выхо-ила из берегов, кру-ила ль-ины, вырванные с корнем кус-ы, шла высоко через пло-ину и па-ала в ому-ьс.
С-3
1) Выделить звуки с и з из слов в начальной позиции.
2) Сравнить по артикуляции (сходство, различие).
3) Соотнести звуки с буквами с, з.
4) Прочитать двойные и тройные слоги со звуками с, з; записать слоги под диктовку. Проверить запись чтением. (См. Методические рекомендации к гл. 3.)
5) Дифференцировать с и з в словах (устно, поднимая буквы):
заявление, событие, самовар, узнал, присяду, позвони, присвоил, слагаемое, разность, отрезок, действие, признак, слоги, звуки, мимоза, озорник, растение, незабудка, капризный, карусель.
6) Записать под диктовку слова в две колонки (по наличию с, з):
зонт, свёкла, глаза, закат, восемь, сентябрь, август, узнал, уснул, зрелый, спелый, успел, весло, везла, весна, осень, класс, присел, спасибо, увязли, тазик, песок, паста, змейка, смелый.
7) Определить место звука в слове (выдвинуть цифру из ряда) — см. Методические рекомендации к гл. 2:
С
а) посёлок, спасли, спаслись, свисток, собрался, касса, смастерил, класс, самосвал, расписание, рассадил, соскучился, страус;
б) засмеялся, записка, засорился, развесил, взвесил, заслонился, приспособился, здесь, пустозвон, рассказал, сосед, присоседился, разносился.
З
а) зазвали, паровозы, заноза, заказал, завязал, развязал, зазвенел, разрезал, заморозил, замазал, звёзды, разузнал, зазвонил, рюкзак, разгрузил, разморозил;
б) заскочил, зазнался, здравствуй, скользит, слёзы, послезавтра, сказал, разрисовал, растрезвонил, сознание, сразу, сюрпризы, сообразил.
8) Образовать от данных глаголов новые посредством приставки за-.
Образец: вязать — завязать.
светить — ...солить — ... носить — ... сыгать — ... стелить — ...нести — ...сорить — ... просить — ... звонить — ... возить — ... сунуть — ... ползти — ... Устно составить словосочетания с некоторыми изглаголов.
9) Четко повторить:
На скамейку Зоя села.
Справа — Слава,
Сева — слева.
Ослик был сегодня зол —
Он узнал, что он осел.
(С.Маршак)
10) Прочитать, поднимая в местах пропуска букву с или з.После разбора записать предложения. (Возможно проведение графического диктанта.)
Поля -а-еяли ов-ом и кукуру-ой. В -овхо-е -о-рели арбу-ы. Уо-ера гу-тые -аро-ли. -де-ь пока-али-ь -елёные в-ходы. Ра-дал-я -ильный -тук. -агремел -а-ов. В -о-новом ле-у -моли-тый -апах. Одели—ь -еленью ку-ты, -апели -вонко -оловъи. -а-крипел под поло-ьями -нег. -иние -треко-ы в-летали над о-окой.
К-Г
1)Выделить звуки к, г из слов (в начальной позиции).
2) Сравнить по артикуляции (сходство, различие).
3) Соотнести звуки с буквами к, г.
4) Дифференцировать звуки (устно и письменно) в слогах: га - кага ака - ага и др.
5) Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию: гора — кора игра — икра голос — колос горка — корка грот — кротгалька — калька гость — кость гол — кол группы — крупы Включить их в предложения (устно).
6) Устный диктант слов (поднять букву к или г ):
согнул, крепость, кирпич, около, лягушка, магазин, огромный, грачи, крапива, глубина, кувшин, приказ, газовый,рукавицы, слагаемое, бумага, главный.
7) Записать слова в две колонки (по наличию к, г):
загар, крыша, грозный, глаза, прыгал, прыжок, кино, закат, молоко, берега, глина, сказал, гром, берлога, грубый, крупный.
8) Определить место звука в словах (с опорой на цифровой ряд):
г — Гриша, Григорий, глагол, загадка, гигант, прыгалки, гогочет, круглый,разгрыз,разогнул, заглавие, гагара, пригрелся, маргаритки, кругом, разговор, разбегусь, пуговица, велогонка, килограмм;
к — кубики, коврик, крепкий, коробок, крыша, крышка, каблуки, морковь, морковка, крокодил, клубок, сказка, глубоко, колокол, колокольчик, гармошка, глазки, грелка, клубника, скороговорка, заголовок.
9) Вставить пропущенный слог га или ка:
а) устно — с перекидыванием мяча; б)письменно: ду~, ру~, но-, -пуста, доро-, гор-, -зета, вил-, загад-, раду-, вет-, ро-, бо-тыри, голуб-, -тер, -лоши, -раж, верёв-, заряд-, сто-, отва-, палат-, -мыши, -лит-, -пель-, -нав-.
10) Дописать недостающее слово:
Весь чердак уже ..., (в огне)
Бьются голуби.... (в окне)
Раздался детский ... . (голосок)
Золотился на солнце каждый .... (колосок)
11) Повторить хором загадку; запомнить ее, разгадать.
Летели галки, стояли палки.
Если на каждой палке сядет по галке,
То для одной галки не хватит палки.
Если на каждой палке сядет по две галки,
То одна из палок останется без галок.
Сколько было палок?
Сколько было галок? (Ответ: три и четыре.)
12) Прослушать стихотворение С. Погореловского:
Пишет Миша-Михаил:
«Дед Герасим гол забил».
Все читают, восклицают:
— Ай да старый, гол забил!
Дать во все газеты дедовы портреты!
— Нет,— сказал сердито дед, —
Мишкин дайте в них портрет!
Писал диктовку в школе,
А думал о футболе.
Оттого-то КОЛ
Превратился в ГОЛ,
И за этот ГОЛ
Получил он КОЛ!
— В чем заключалась ошибка Михаила? Какие два значения имеет слово кол?
13) Объяснить смысл пословицы; записать ее по памяти: Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
14) Предложения для графической записи:
За окном гудит вьюга. Декабрь год кончает. Волк скрылся в глубоком овраге. Иголки мы кладем в коробку. На пригорке краснеют ягодки. Мы любим играть в городки и кегли. Ежик надел на колючки яблоко. Рябины покрыты гроздьями красных ягод.
15) Отгадать загадку В. Фетисова, записать графически ее текст под диктовку (диктуется построчно):
На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит красный огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (Земляника)
Ш-Ж
1) Выделить звуки ш и ж из слов в начальной позиции.
2) Сравнить по артикуляции (сходство, различие).
3) Соотнести звуки с буквами ш, ж.
4) Дифференцировать звуки в слогах (в произношении; по слуху; в записи под диктовку).
5) Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию:
шар — жар | шить — жить | шаль — жаль |
шесть — жесть | крушил — кружил | тушил — тужил |
Составить с ними предложения (устно).
6) Дифференциация шижв словах (на слух):
а) устно (поднять соответствующую букву):
жаворонок, порошок, полушубок, прожил, пришить, макушка, мужество, прошумел, сложение, инженер;
б) письменно (записать в две колонки под диктовку):
кружил, груши, жаба, ждать, галоши, шуба, слушать...
7) Изменить слова по образцу:
а) устно — перекидывая мяч; составить с ними предложения;
б) записать слова парами, подчеркнуть ш и ж:
Образец: дорого — дороже; высоко — выше,
глухо — ... | низко — ... |
глубоко — ... | твердо — ... |
далеко — ... | близко — ... |
8) Определить место звука в слове (выдвигая цифру из ряда):
ж — ножницы, важный, оружие, желток, вежливо, бережок; жажда, жжет, жижа, пожиже, жужжал;
ш — шашка, шалаш, шуршит, шуршишь, шишки, шалунишка, шелушить, нарушаешь, крошишь, шепчешь.
9) Прочитать и записать, вставляя буквы ш, ж:
И про на-их двух чи-ей,
Двух е-ей и двух у-ей
Знают в на-ем новом доме
Все двенадцать эта-ей.
(С. Михалков.)
10) Повторить правило написания слогов ши и жи; вписать указанные слоги в данные ниже слова:
ска | -петь | ма-на . | -раф |
напи | сло-тъ | пру-на | -вот |
пока | су-ть | горо-на | -нель |
расска | кро-тъ | вер-на | -рина |
дока | кру-тъ | стар-на | -лет |
11) Прочитать и записать, вставляя буквы ш, ж:
После до-дя боль-ие лу-и. Мы. на—ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-е всех чи-и встают. В небе h ру ит кор-ун. Стер-енъ каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.
Пу-истая вата плывёт куда-то.
Чем вата ни-е, тем до-дик бли—е. (Облака)
Оглушение звонких согласных
Тема занятия «Оглушение звонких согласных в середине спова»
Цель: наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания; упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.
1) Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):
В каждой паре слов выделить третий звук:
а) в обоих словах слышится (произносится) ш;
б) в обоих словах слышится (произносится) т.
Сравнить написание рассмотренных слов.
Беседа с выводом: оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство, звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Уточнению согласных ж, д способствует соседний гласный (е, о).
Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный:
2) Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):
Произношение: Написание:.
глаза — гласки
борода — боротка
ноготь — нокти
юбочка — юпка
книшка — книжечка
рукафчик — рукава
3) Логопед. В середине слов чашка, ветка, встретились два глухих согласных: гик, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка.
4) Проверить сомнительные согласные в словах:
лавка — ... | полоска — ... |
шубка — ... | селёдка — ... |
матрёшка — ... | обложка — ... |
тетрадка — ... | сказка — ... |
плитка — ... | крышка — ... |
5) Прочитать; подобрать проверочные слова; записать, вставляя пропущенные согласные:
Стоит избу-ка на курьих но-ках. В ка-ке дождевая вода. Собака спит в бу-ке. На этой гря-ке растёт морко-ка. На опу-ке зеленеют берё-ки. На выру-ке поспела сла-кая малина. Бегут по доро-ке доски да но—ки. (Лыжи)
6) Вставить после проверки пропущенные согласные:
Ры-ка мелка, да уха сла-ка. Садись ря-ком да поговори ла-ком. На мы-ку и ко-ка зверь.
По у-кой доро-ке гусиным ша-ком гусиное войско шагает гу-ьком.
Явился в желтой шу-ке,
Прощайте, две скорлу-ки! (Цыпленок)
Падают с ве-ки
золотые моне-ки. (Листья)
Похлопочет над цве-ком
и поделится ме-ком. (Пчела)
7) Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов:
— шка
чашка, кошка, вышка, мышка, кашка, сушка, пышка.
клюшка, плошка, брошка, плюшка, крошка, крышка
рубашка, катушка, подушка, лягушка, окрошка, засушка
братишка, покрышка, верхушка, картошка, старушка
— жка
ножка, ложка
пряжка, стёжка, кружка
стрижка, фуражка, стружка, серёжка, варежка, обложка
сыроежка, застёжка, подножка
— дка
лодка, кадка, будка, дедка
грядка, грудка, сводка, прядка
загадка, соседка, отгадка, посадка, беседка
разведка, проводка
— тка
нитка, сетка, ветка, ватка, детка
Работа по теме «Оглушение звонких согласных в конце слов» проводится аналогично изложенной выше — «Оглушение в середине слов».
8) Проверить сомнительный согласный в конце слова:
а) устно — с перекидыванием мяча;
б) письменно (выборочно).
Образец: лёд — ледок (д).
п-б — суп, краб, зуб, сугроб, прорубь, залп, ястреб, сруб; д-т — сад, завод, крот, мёд, народ, невод, лёд, труд, пилот; ш-ж — малыш, шалаш, рожь, ландыш, нож, ёрш, ёж; с-з — мороз,арбуз,рассказ,груз, нос,глаз,воз,трус; ф-в — клюв, шкаф, обувь, шарф, посев,жираф,бровь; к-г— стук, утюг, овраг, флаг, берег, шаг, друг, фартук.
9) Прочитать и записать слова, вставляя нужные буквы.Устно проверить последний согласный в слове.
л—в с г г з г б
р-д в—г с—д д—г
Слова для справок: лев,лов; рад,род,ряд; снег, стог, слёг, слог; враг, визг; глаз, груз, грыз; след, стыд, свод; горб, гриб, герб, груб, грёб; друг, долг.
10) Прочитать пары слов; сравнить их по смыслу, звучанию, написанию. Подобрать проверочные слова, составить
предложения (словосочетания).
Образец: цветущий луг (луга); горький лук (луковица), пруд — прут; плод — плот; молод — молот; лёд — лёт; рот — род; сток — стог; серб — серп; гриб — грипп.
11) Прочитать загадки, пословицы, поговорки, вставляя пропущенные согласные. Подобрать проверочные слова:
Кто любит тру-, того люди чтут.
Бро-ь да гларя-ком живут.
На языке мё-, а под языком лё-.
Спасибо, моро-, что снегу нанё-.
Без ру-, без но-, а рисовать умеет.
Пей, ешь, а правду ре-ь.
Какокорень, такои пло-.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Бу-ь попрочнее старый та-,
Длиннее был бы мой расска-.
(С. Маршак)
Восемь но-, как восемь ру-,
Вышивают шёлком кру-.
Мастер в шёлке знает тол-.
Покупайте, мухи, шёл-! (Паук)
(В. Фетисов)
12) Выписать после проверки сомнительных согласных слова в две колонки по наличию звонкого или глухого согласного:
а) кни-ка, кры-ка, ча-ка, ко-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, пря-ка, теле-ка, покры-ка, серё-ка, доро-ка, опу-ка, кру-ка, стру-ка;
б) но—, гла—, страу-, голо-, докла-, сапо-, кру-, вол-, ера-,стол-, мое-, тор-, малы-, бага-, похо-, камы-, гара-, солда-, шар-, уло-, прили-, рука-, рыболо-.