Физическое воспитание детей в режиме дня
Во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика. Упражнения для нее составляют из знакомых детям, разученных ранее на физкультурных занятиях различных видов ходьбы, бега, прыжков, упражнений на внимание, развитие равновесия, правильной осанки, формирование свода стопы.
Последовательность проведения утренней гимнастики: ходьба, бег, построение для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений, сами упражнения, прыжки на месте, с поворотами, с продвижением вперед, назад, ходьба.
Выполняются упражнения из разных исходных положений, с предметами или без них. Во всех возрастных группах утреннюю гимнастику нужно проводить в хорошем темпе, без пауз, объяснения должны быть краткими и четкими. Важно создать у детей радостное эмоциональное состояние. В детских садах для слабослышащих целесообразно использовать музыкальное сопровождение (грампластинки, магнитофонные записи и т. д.).
На прогулках и в перерывах между занятиями проводятся упражнения и подвижные игры. В содержание прогулок включаются также подготовительные упражнения, упражнения на закрепление изученного, индивидуальная работа с отдельными детьми по развитию движений и двигательных качеств. При наличии нескольких детей со сходными отклонениями в развитии (дошкольники с нарушенным слухом и зрением, ДЦП и пр.) работа может проводиться с ними одновременно, им предлагается выполнить одинаковые задания.
С учетом времени года и состояния погоды с детьми организуются подвижные игры разной степени двигательной активности. Например, зимой предлагаются игры большей активности для всей группы, а летом — игры средней и малой подвижности. При подборе игры для проведения на прогулке необходимо учитывать предшествующую и последующую деятельность детей. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуется предлагать игры в середине или в конце прогулки.
На прогулках можно обучать дошкольников с нарушенным слухом катанию на велосипеде, лыжах, коньках, спортивным играм (хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, городки, бадминтон и др.).
С детьми третьего и четвертого годов обучения на занятиях, требующих большой умственной нагрузки и статического положения тела, проводятся физкультминутки. Физкультминутка
включает три-четыре упражнения или подвижную игру, проводится в течение двух—четырех минут с музыкальным сопровождением или без него. По возможности упражнения должны быть связаны с содержанием занятия (например, на занятии по формированию элементарных математических представлений детям предлагают прыгнуть столько раз, сколько машин на наборном полотне, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько услышат ударов за ширмой,— количество повторений связано с изучаемым новым числом).
Самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников с нарушенным слухом необходимо руководить, стремясь к тому, чтобы они умели переходить от активной двигательной деятельности к покою, чередовать разные виды движений, играть индивидуально и с другими детьми. Следует не допускать перевозбуждения, так как дошкольники не умеют управлять своей активностью.
На участке для прогулок спортивное оборудование размещается таким образом, чтобы дети могли заниматься самостоятельно: оформляются беговая дорожка, яма для прыжков, площадка для спортивных игр и упражнений; зимой устраивают ледяные горки, дорожки, каток, снежные валы; с помощью родителей лепят снежные сказочные фигуры, держащие различные предметы, предназначенные для упражнения детей в метании и творческих игр на участке.
Учебная, физкультурно-оздоровительная и индивидуальная работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушенным слухом должна проводиться в тесном взаимодействии с их родителями.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Первый год обучения
Основной задачей обучения является формирование у детей умения действовать по подражанию воспитателю по его указаниям.
На первом году обучения детей учат строиться без равнения с помощью воспитателя, держась за веревку рукой, вставать в колонну друг за другом, в круг, вдоль каната, лежащего по прямой линии.
Обучение ходьбе осуществляется по показу. Сначала детей учат ходить стайкой за воспитателем и к воспитателю. Для этого он использует игрушки (мишку, куклу, флажок, цветные ленточки). Например, в одном углу комнаты на стульчике сидит игрушечный мишка, воспитатель предлагает детям пойти в гости к мишке. Они идут за воспитателем, подходят к мишке и говорят «Привет», махая рукой. Так же ходят в гости к кукле и другим игрушкам.
Затем воспитатель предлагает идти за ним, глядя на флажок в его поднятой руке. Это способствует выработке умения у детей идти не опуская головы. В дальнейшем их учат ходить друг за другом вдоль каната за воспитателем, а затем и самостоятельно друг за другом, держась за веревку, по дорожке из параллельных веревок.
Бег выполняется по показу и самостоятельно: стайкой за воспитателем, группой вдоль зала к противоположной стене — из исходного положения стоя вдоль стены лицом к залу, по кругу вдоль каната за воспитателем и самостоятельно, с остановками по окончании сигналов.
При обучении прыжкам важно научить детей подпрыгивать на носках на месте, с поворотом, перепрыгивать через веревку, положенную на пол, через веревку, натянутую над полом на высоте 5 см, спрыгивать с доски, с приподнятого на 10—15 см края доски. Прыжки выполняются по показу, со страховкой и с помощью воспитателя.
Ползание, лазанье, перелезание выполняются со страховкой. Детей учат ползать по ковровой дорожке, по доске, положенной на пол (ширина доски 30—35 см), по наклонной доске высотой 20—25 см, подползать под веревку (высота 30—35 см), пролезать между рейками лестничной пирамиды или вышки. Детям сначала показывают, как ползать на животе, а затем переходят к обучению ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони. Важно сочетать движения ползания и выпрямления туловища. Так же учат подлезать под веревку. Сначала показывает воспитатель, потом выполняет группа детей фронтально: подлезают, встают и тянут руки кверху, привставая на носки. Возможно использование такого способа: к двум стойкам для прыжков прикрепляется длинная веревка, под которой может проползти группа из шести детей одновременно. Когда дети выполнят задание, воспитатель берет длинную палку, дети держатся за нее двумя руками, он поднимает палку горизонтально над полом, одновременно дети встают на носки, выпрямляя руки и глядя вверх на воспитателя.
На начальных этапах обучения детей лазанью используют лесенку-стремянку, а в конце года — гимнастическую стенку. Детям разрешают лазать удобным для них способом. Для того чтобы вызывать интерес и преодолеть боязнь высоты, на верх стремянки кладут игрушку и побуждают ребенка доползти до нее. Воспитатель обеспечивает страховку и учит держаться за перекладины лестницы.
Общеразвивающие упражнения выполняются по подражанию вслед за воспитателем. На первом году обучения дети выполняют упражнения с предметами и без предметов: движения головой — повороты вправо-влево, наклоны вперед-назад; одновременные движения руками вперед — в стороны — вверх — к плечам — на пояс, круговые движения согнутыми перед грудью руками; повороты кругом с переступанием, приседанием, выпрямлением;
подпрыгивание на носках с поворотом кругом; сжимание и разжимание пальцев в кулаки; хлопки в ладоши, притоптывание одной ногой, руки на поясе; притоптывание двумя ногами; хлопки с притоптываниями одновременно, широкие скрестные размахивания над головой.
Упражнения для формирования правильной осанки выполняются по показу, с помощью и со страховкой воспитателя: детей учат сначала подтягиваться на наклонной доске двумя руками, лежа на животе (высота приподнятого края доски 20— 25 см), затем подтягиваться по скамейке. Применяются упражнения из положения лежа на животе: дети катают небольшие мячи к стенке, к воспитателю, друг другу. Для предупреждения плоскостопия и формирования правильного свода стопы дети выполняют следующие упражнения: катают канат стопами сидя и стоя поперек каната, ходят боком приставными шагами по канату, ходят боком приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки.
Упражнения для развития равновесия выполняются по показу воспитателя с его страховкой и помощью. Несмотря на то, что умение сохранять равновесие развивается у детей в процессе выполнения всех физических упражнений, с ними проводятся и специальные упражнения, которые требуют повышенного напряжения, преодоления неуверенности, страха. Поэтому в процессе выполнения специальных упражнений нужно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, а упражнения усложнять постепенно.
Вначале целесообразно организовать ходьбу по дорожкам или доске шириной 30—35 см, бег по дорожке шириной 25—30 см, по наклонной плоскости (высота приподнятого края 15—20 см), затем по поверхности, расположенной над полом на высоте 20— 25 см (скамейка, бортик песочницы). Предлагаются упражнения с перешагиванием через предметы высотой 10—15 см, через канат, гимнастические палки. Дети выполняют кружение на месте с переступанием, используя ленточки и флажки.
Второй год обучения
Воспитатель учит детей самостоятельно выполнять построения в шеренгу, вдоль каната, в колонну по одному, в круг. Для этого он использует зрительные ориентиры (круг, выложенный из веревки, нарисованный мелом на полу, расставленные большие кубы, кегли и т. п.), постепенно добиваясь того, чтобы они умели ориентироваться самостоятельно.
На втором году обучения продолжают учить детей ходить группой к противоположной стене зала, друг за другом по кругу вдоль каната; парами, взявшись за руки, на носках, на пятках, с изменением положений рук (вверх, в стороны, на пояс).
При обучении бегу основное внимание необходимо уделять развитию умения бегать, не сталкиваясь с другими детьми,
выдерживать направление бега, заданный темп. Этому способствует участие воспитателя в беге, использование ориентиров. Детей учат останавливаться по сигналам, применяя игровые приемы, способствующие активизации бега (например, игрушечный медвежонок «догоняет» детей, дети бегут к воспитателю по его приглашению).
В обучении прыжкам необходимо уделить внимание правильному приземлению и энергичному отталкиванию. Для этого используют подготовительные упражнения: пружинистые приседания, стоя на всей ступне, прыжки на двух ногах на месте, с полуприседа. На этом этапе дети должны выполнять прыжки по показу и с помощью воспитателя: подпрыгивания на носках на месте и с поворотами; подпрыгивания на носках с небольшим продвижением вперед (расстояние 1,5—2 м); мягкое спрыгивание с приподнятого края доски (высота 10—15 см); спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги, держась за руку воспитателя (высота 20—25 см).
Обучая ползанию, лазанью, перелезанию, воспитатель показывает способ выполнения, стоя лицом или боком к детям. При выполнении этих движений ползание сочетают с активным выпрямлением туловища (потягивание, касание предмета над головой двумя руками, хлопок в ладоши над головой). В данной возрастной группе выполняется ползание по дорожке, по скамейке, по наклонной доске (высота приподнятого края 25—30 см); лазанье по гимнастической стенке произвольным способом, перелезание через две гимнастические скамейки, стоящие параллельно (расстояние 1,5—2 м); пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки.
Общеразвивающие упражнения выполняются по показу и вместе с воспитателем: одновременные движения рук вверх — вперед — в стороны — на пояс — к плечам — за спину — вниз; скрестные широкие размахивания руками вверху над головой; скрестные широкие размахивания внизу перед собой; повороты туловища вправо-влево из исходного положения руки на поясе, ноги на ширине плеч; приседания со свободным опусканием рук вниз и постукиванием ладонями о пол, с выпрямлением — руки вверх, покручивание кистями; подпрыгивания на месте, руки на поясе. Эти же упражнения выполняются так: медленный поворот кругом; подпрыгивание на двух ногах с небольшим продвижением вперед внутрь круга; возвращение на место — шагами назад, руки в стороны; движения кистями с изменением положения рук (вверх, вперед, в стороны); кружение на месте переступанием, руки на поясе. Упражнения выполняются с предметами и без них.
Упражнения для формирования правильной осанки выполняются по показу и с помощью воспитателя: подтягивание на руках по наклонной доске, лежа на животе (высота приподнятого края доски 20—25 см), катание мяча к воспитателю, лежа на животе, друг другу.
С целью развития равновесия проводятся такие упражнения, как ходьба вдоль каната, положенного змейкой, ходьба по доске (ширина 25—30 см), ходьба по доске с приподнятым краем (высота 15—20 см), ходьба по гимнастической скамейке с соскоком в конце ее, держась за руку воспитателя (высота 25 см), ходьба друг за другом на носках и пятках с изменением положения рук (вверх, на пояс), движения головой (повороты вправо-влево), наклоны вперед, назад, кружение на месте переступанием, кружение с последующим приседанием по звуковому сигналу, ходьба с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол.
Третий год обучения
При обучении строевым упражнениям особое внимание уделяется умению самостоятельно по инструкции воспитателя вставать в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в большой и маленький круг. Воспитатель обязательно следит за качеством выполнения строевых упражнений, поощряет тех, кто внимательно слушает и правильно выполняет указания.
На третьем году обучения дети учатся выполнять ходьбу четко, ритмично, держать ровно спину, смотреть вперед, не опускать голову, согласовывать при ходьбе движения рук и ног. В целях обучения ритмичному шагу используются упражнения в ходьбе на пятках с перекатом на носок и активными взмахами рук. Дети должны научиться ходить друг за другом в обход зала, парами, с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс), на носках, пятках, с изменением направления, змейкой, с остановками по окончании звуковых сигналов.
Бег выполняется самостоятельно и за воспитателем, друг за другом. Детей упражняют в беге с изменением направления движения, с огибанием пяти-шести стульев и различных предметов, с остановками и приседанием по сигналу, в беге врассыпную; проводится бег в чередовании с ходьбой.
Прыжки выполняются по показу и словесной инструкции воспитателя, с его страховкой и помощью: подпрыгивание на месте с поворотами, руки на поясе, с продвижением на одной ноге (расстояние 1,5—2 м на каждой ноге), спрыгивание с приподнятого края доски высотой 10—15 см, с наклонной доски высотой 20—25 см, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, натянутую над полом на высоте 5—10 см, прыжки в длину с места через шнуры, положенные на пол, через «ручеек», начерченный на полу, шириной 25—30 см. При прыжках в длину необходимо закреплять умение энергично отталкиваться двумя ногами одновременно, правильно приземляться, сохраняя равновесие, делать взмах руками во время отталкивания и выносить ноги вперед при полете. В прыжках в высоту нужно учить сочетать разбег и толчок одной ногой, приземляться на носки с перекатом на всю ступню.
На третьем году обучения ползание, лазанье, перелезание усложняются, выполняются ползание на четвереньках с подползанием под натянутую веревку (высота 30—35 см), на четвереньках по гимнастической скамейке, «обезьяний бег», лазанье по наклонной лестнице высотой 1,5—2 м, по гимнастической стенке высотой 2 м. В лазанье по гимнастической стенке детей учат подниматься наверх, переходить приставными шагами на другой пролет и спускаться вниз, а также перелезать через скамейки, через бревно, лестничную пирамиду, «вышку», рейки лестничной пирамиды.
На третьем году обучения выполняются упражнения в метании в вертикальную цель — круг диаметром 40—50 см с расстояния 1,5 м мешочка с песком, а также в горизонтальную цель — обруч, лежащий на полу (расстояние 1,5—2 м), и в корзину с расстояния 50—70 см. При обучении метанию детям показывают правильное исходное положение, прицел и замах. Необходимо выработать слитность замаха и броска, показать способы прицеливания. Метание на дальность выполняют разными способами: из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку.
Увеличивается дозировка общеразвивающих упражнений и количество упражнений, которые выполняются из разных положений. Воспитатель требует от детей соблюдения точного направления движения, амплитуды, темпа. Дети должны знать исходные и конечные положения, такие, как пятки вместе — носки врозь, ноги на ширине плеч, руки на поясе, внизу. В данной группе можно использовать упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых и скоростных качеств, равновесия. В каждом комплексе общеразвивающих упражнений обязательно должны быть такие упражнения.
С целью формирования правильной осанки с детьми необходимо выполнять упражнения в лазанье по гимнастической стенке высотой 2 м, подтягивание на руках по скамейке и по наклонной доске (высота 25—30 см), катание мяча друг другу, лежа на животе, с расстояния 1 м, бросок мяча через веревку, лежа на животе (высота натянутой веревки 10—15 см), «обезьяний бег», подпрыгивание с продвижением вперед по скамейке — «лягушка» (опираясь руками о края скамейки, ногами о пол). Дети могут выполнять ходьбу по доске с мешочком песка на голове, а также такие упражнения, как разведение рук в стороны, лежа на животе, прогнувшись, заведение рук за спину; сидя лицом к гимнастической стенке, держась носками за нижнюю рейку, ложиться и садиться по сигналу воспитателя; топтание на канате, гимнастической палке, ходьба боком приставными шагами по канату, палке, рейке гимнастической стенки (2—3 пролета); катание каната стопами сидя; сведение и разведение стоп с упором пятками о пол, круговые движения сидя.
На третьем году обучения усложняются упражнения для развития равновесия, которые дети выполняют по словесной инструкции
воспитателя и самостоятельно. С ними проводятся: ходьба по доске и скамейке боком приставными шагами; ходьба на носках с перешагиванием через рейки лестницы, кубики; кружение на месте переступанием с приседанием по сигналу; ходьба друг за другом с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение равновесия в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Четвертый год обучения
Дети шести- семилетнего возраста должны уметь выполнять построения и перестроения по инструкции воспитателя самостоятельно: строиться в шеренгу с равнением, в колонну по одному с равнением, в колонну по два, по три, в большой и малый круг.
Новыми видами ходьбы для этого года обучения является ходьба в приседе и полуприседе. Продолжают использоваться упражнения в ходьбе друг за другом, парами, с предметами в руках на носках, пятках, внешних сводах стопы, с изменением направления — змейкой, по диагонали.
Бег выполняется самостоятельно по инструкции воспитателя, применяются звуковые сигналы. Детей продолжают учить бегать по одному, парами, по трое, с огибанием предметов, змейкой, группой вдоль зала, за мячом, обручем. Особое внимание обращается на формирование умения менять темп бега по сигналу воспитателя, переходить на бег и с бега на ходьбу, останавливаться по сигналу.
На четвертом году обучения продолжают работать над совершенствованием навыков прыжков. Выполняются такие виды прыжков, как подпрыгивание на месте с поворотами, с продвижением друг за другом, внутрь круга, на одной ноге на месте и с продвижением вперед, спрыгивание с наклонной доски, со скамейки, высотой 25—35 см, прыжки в длину с разбега (60—90 см), прыжки через короткую скакалку.
Ползание, лазанье, перелезание выполняются самостоятельно. Дети должны уметь ползать с подползанием под веревку, расположенную на высоте 25—30 см, пролезать между рейками вышки и пирамиды, ползать на четвереньках по скамейке, лазать по гимнастической лестнице, наклонной лестнице, перелезать через бревно, залезать на вышки лестниц.
Дети шести-семи лет должны знать исходные положения при выполнении общеразвивающих упражнений по словесному описанию воспитателя и название упражнения. В этой группе используются сложные упражнения для разных групп мышц: одновременные и поочередные движения руками; круговые движения назад прямыми и согнутыми руками; ритмичные рывки прямыми руками назад; сжимание и разжимание кистей с одновременным подниманием и опусканием рук; наклоны туловища вправо-влево. Они выполняются из разных исходных положений:
И. п. руки на поясе, ноги на ширине плеч, повороты туловища вправо и влево с разведением рук в стороны.
И. п. руки за головой, ноги на ширине плеч, мах ногой вперед с хлопком под ногой, приседание на носках; наклоны туловища вперед с касанием пальцами носков прямых ног.
И. п. ноги на ширине плеч, руки в стороны, лежа на животе с вытянутыми руками, прогнувшись, развести руки в стороны, поднять голову; лежа на спине, руки под головой (или в стороны), скрестные движения прямых ног; скрестив ноги «по-турецки», садиться и вставать на колени без помощи рук.
Детям предлагают общеразвивающие упражнения как без предметов, так и с предметами. Например, в комплексе упражнений с палками выполняются такие движения: ходьба друг за другом, держа палку снизу в правой руке у плеча, движения рук вперед-вверх, вперед- вниз, поднимание рук вверх, прогнувшись, с одновременным отведением ноги назад на носок; повороты туловища вправо и влево.
И.п. палка на лопатках, ноги на ширине плеч, наклоны туловища вправо и влево.
И.п. палка вверху, ноги на ширине плеч, кружение на месте с переступанием; палка на лопатках; перешагивание через палку вперед-назад, перепрыгивание через палку вперед-назад (палка на полу); отведение палки назад с подниманием на носки.
И.п. палка за спиной внизу, ходьба приставными шагами по палке, стоя поперек нее; лежа на животе, держа палку за спиной, поднять ее вверх, прогнуться.
И.п. лежа на спине, палка вверху, поочередно продеть ноги через палку и вернуться в исходное положение.
Предлагаемые в программе «Воспитание и обучение глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста» упражнения с мячами и мешочками песка используются как в комплексах общеразвивающих упражнений, так и в целях формирования навыков метания. Так, на четвертом году рекомендуется обучать детей следующим упражнениям: передача друг другу по кругу одного большого (и двух малых) мячей; передача друг другу среднего мяча броском снизу, а также ударом о пол; броски среднего мяча о стену и ловля его (расстояние 60—70 см); броски мяча о пол и ловля, отбивание среднего мяча о пол, стоя на месте, то же с продвижением вперед; броски малого мяча с песком в вертикальную цель правой и левой рукой (расстояние 2 м, диаметр круга 40—50 см, высота 1 — 1,5 м); броски малого мяча и мешочка с песком в горизонтальную цель — корзину, обруч с расстояния 1,5—2 м.
Для формирования правильной осанки детей шести-семи лет целесообразно использовать такие упражнения:
И.п. лежа на животе, разведение рук в стороны с одновременным подниманием ног; движения пловца, лежа на животе.
И.п. сидя, держась носками за нижнюю рейку, ложиться и садиться без помощи рук.
И.п. стоя у гимнастической стенки, приседания на носках, держась за рейку на уровне плеч, хват снизу.
Броски друг другу среднего мяча через веревку лежа на животе (высота веревки 10—15 см); подтягивание на руках по скамейке лежа на животе. Ходьба с мешочком песка на голове. Держась руками за края скамейки, толчком двух ног ритмично перепрыгивать через нее в одну и в другую стороны с постепенным продвижением вперед (перехватывая руками). Движения пальцами ног сидя; движения стопами — сведение и разведение, сгибание и разгибание, вращения. Ходьба боком приставными шагами по канату, рейке гимнастической стенки, палке, перекаты с носков на пятки, стоя у опоры; ходьба на носках, наружных сводах стопы, ритмичные поднимания на носки.
У детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом к семи годам состояние равновесия улучшается в ходе проведения работы по физическому воспитанию, но все-таки этот контингент дошкольников нуждается в постоянной тренировке равновесия как в движении (динамическое равновесие), так и в статической позе. В связи с этим на четвертом году обучения проводятся специальные упражнения на тренировку равновесия: движения головой, повороты кругом в ходьбе и беге, остановки в беге по звуковому сигналу, остановки в беге с приседанием; изменение направления в беге друг за другом; ходьба по наклонной доске друг за другом вверх и вниз, ходьба по гимнастической лестнице друг за другом, с поворотом кругом, ходьба по скамейке боком приставными шагами; на носках, руки в стороны; встречная ходьба по гимнастической скамейке шириной 25 см с переходом на другую половину, держась за руки; удержание равновесия на одной ноге.
В ходе проведения работы по физическому воспитанию у дошкольников с нарушенным слухом формируется словарный запас, необходимый для занятий, упражнений, игр. Если на первом-втором годах обучения дети должны употреблять отдельные слова, обозначающие предметы и действия, и воспитатель стремится к активному использованию их по инициативе детей, то на втором-третьем годах обучения старшие дошкольники должны понимать обращенную речь воспитателя, знать названия спортивного оборудования и инвентаря, словарь к подвижным играм и самостоятельно пользоваться им, употреблять фразы типа: «Я побегу быстро, прибегу первым», «Мы сегодня много бегали, прыгали. Мне нравится играть с мячом» и т. п.
В детских садах для детей с нарушенным слухом в проведении физкультурных занятий принимает участие музыкальный работник. Музыкальное сопровождение применяется при выполнении ходьбы, бега, прыжков, некоторых общеразвивающих упражнений, подвижных игр (сопровождает начало и окончание игры, музыкальные характеристики участников).
Музыкальный руководитель участвует в организации работы на физкультурном занятии, оказывая помощь при индивидуальном выполнении движений детьми.
В содержание физического воспитания входят праздники и вечера отдыха (спортивные досуги), на которых дети проявляют свои двигательные умения и навыки, достигнутые в процессе работы по развитию движений на физкультурных и музыкальных занятиях.