НОСКОВА Людмила Петровна, СОКОЛОВА Наталья Дмитриевна, ГАВРИЛУШКИНА Ольга Петровна и др.
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
Зав. редакцией Т.С. Залялова. Редактор Г.В. Колесникова. Младшие редакторы Е.А. Андреенкова, М. Ю. Долгова. Художественный редактор Л.Ф. Малышева. Технический редактор Н.Н. Бажанова. Корректоры Н.В. Бурдинина, Л.С. Вайтман
ИБ № 14594
Сдано в набор 30.03.93. Подписано к печати 27.08.93. Формат 60X901/16Бум. офсетная № 1. Гарнит. литературная. Печать офсетная. Усл. печ л. 14+0,25 форз. Усл. кр.-отт. 14,69. Уч.-изд. л. 15,59+0.42 форз. Тираж 6000 экз. Заказ 2049.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Министерства печати и информации Российской Федерации. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
ТОО ПФ «Полиграфист». 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
ISBN5-09-004456-2 ©Носкова Л.П. и др., 1993
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (Л. П. Носкова)................................................................................4
Воспитание детей с нарушениями слуха..............................................................5
Влияние нарушений слуха на психическое развитие ребенка (Т. И. Обухова —
Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждениидля детей с нарушением слуха (Л. П. Носкова)............................20
Развитие речи детей с нарушениями слуха (Л. П. Носкова).............................29
Развитие слухового восприятия и обучение произношению (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская).....................................................................................................56
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха (А. А. Коржова)……... 77
Игра в жизни детей с нарушениями слуха (Л. А. Головчиц).............................92
Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха (Л. А. Головчиц, А. А. Катаева, Г. И. Обухова)......................................105
Воспитание умственно отсталых дошкольников.............................................118
Умственная отсталость у дошкольников (клиническая характеристика)
(Е. М. Мастюкова)......................................................................................—
Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников (И.Д. Соколова)……………………………………………………………………………...135
Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников
(О. П. Гаврилушкина)........................................................................................147
Конструирование (О. П. Гаврилушкина).........................................................164
Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников (Н.Д. Соколова)……………………………………………………………………....180
Развитие речи умственно отсталых дошкольников
(О.П. Гаврилушкина)…………………………………………………………..190
Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников (О.П. Гаврилушкина) ....................................................................................................203
Индивидуальная коорекционно-воспитательная работа
(Н.Д. Соколова)……………………………………………………………..…..216
Рекомендуемая литература………………………………………….................223
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций и возрастных возможностей ребенка.
Существуют две основные формы дошкольного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии — в семье и в специальных дошкольных учреждениях. Как на занятиях с целой группой в дошкольном учреждении, так и при индивидуальной работе с аномальными дошкольниками педагогам необходимо уметь варьировать содержание и способы обучения детей с учетом всех аспектов коррекционного воздействия.
В предлагаемой книге объединены рекомендации организационного и методического характера, адресованные учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений разных типов для детей с нарушениями слуха и интеллекта. Эти рекомендации дают представление о многоплановости педагогического процесса, но отнюдь не исчерпывают всей полноты необходимой помощи аномальному ребенку. Осуществляя специальное обучение по определенному направлению, важно исходить из значимости комплексного подхода к воспитанию. Педагогическая помощь аномальному ребенку, все пути его разностороннего развития нуждаются в развитии, насыщении интересным и актуальным содержанием. Это позволит сделать жизнь каждого дошкольника с отклонениями в развитии более комфортной, эмоционально окрашенной и полезной. Взрослые, окружающие аномального ребенка, должны заботиться о результативности своего воздействия. При этом важно помнить, что мера воздействия и его эффективность не всегда будут совпадать. Назначение данной книги заключается еще и в обозначении главных ориентиров специального обучения дошкольников с нарушением слуха и интеллекта. Разумеется, это можно сделать полнее, ознакомившись с дополнительными источниками по проблеме.
Книга написана в соответствии с действующими программами воспитания и обучения глухих, слабослышащих и умственно отсталых дошкольников. В ней использован многолетний опыт многих дефектологов страны и, в частности, тех, кто работает в детских садах № 1472 для глухих детей, № 859 для слабослышащих детей и № 83 для умственно отсталых детей, а также детского дома № 1 для умственно отсталых детей Москвы.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛУХА