ПОРОЙ ЮМОР – ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
Воспитывая подрастающего ребенка, родители выступают в разных ролях. В серьезных случаях вы надеваете полицейскую фуражку. И – никаких компромиссов. Вы становитесь проповедником, читая ребенку нравоучения, или дипломатом, когда мирите драчливых детей, и очень часто доктором, когда залечиваете ссадины и царапинки. Но лучше всего в трудных случаях вам поможет шутовской колпак.
Юмористические сюрпризы. Ваше неожиданное легкомыслие застигает ребенка врасплох и мгновенно завоевывает его внимание, подавляя попытку вести борьбу за власть еще до того, как прозвучат первые выстрелы. Юмор заставляет прежде глухих к вам детей навострить маленькие ушки и оживляет их умишки. Вот история о том, как одна мать комедийным приемом и юмором добилась нужной реакции детей. Шестилетняя Лорел и трехлетний Николас ссорились из-за игрушки в конце дня, когда у матери не было никаких сил. Тогда она взяла большой игрушечный пластмассовый кубик, водрузила его себе на лоб и сказала: «Теперь это мамина голова. Пустая. Я с вами лишилась ума. Я не могу больше выносить этих препирательств!» Она стала дурачиться, изображая капризную больную. Детишки расхохотались над маминой выходкой, и всеобщий смех положил конец ссоре. Мать села рядом с детьми и произнесла: «Настало тяжелое время. Мама устала. Давайте вместе готовить ужин».
Юмор помогает сделать дело. В комнате семилетнего Эрона был беспорядок. Вместо того чтобы сказать мальчику: «Иди убери свою постель», – мать решила говорить от имени кровати. «Сегодня утром, – начала мать, – я проходила мимо твоей кровати и слышала, как она, озябшая, повторяла: «Ох, как хочется, хочется согреться, как хочется, хочется покрывалом накрыться!» Юмор хорош всегда. Я отлично помню табличку, украшавшую раздевалку для хирургов в нашей местной больнице: «Здесь мамы с вами нет».
Юмор оберегает. У трехлетнего Алана была привычка убегать от родителей, особенно на парковке. Папа решил сыграть сценку – он вдруг «ослеп». Когда они вышли из магазина, папа прикрыл глаза ладонью, отдал ребенку ключи от машины и произнес: «Пожалуйста, возьми меня за руку и отведи к машине». Конечно же, он часто подсматривал по дороге.
Юмор разоружает. Дети, видя ваше лицо, уже знают, что вы скажете им «нет». И они учатся мастерски сопротивляться вам. Вы сможете пробить их оборону, надев свою самую комичную маску. Юмор также помогает остановить ребенка за шаг-другой от глупости. Вот как одна посещающая наш кабинет мать решила такую проблему. Моника настаивала на том, чтобы и ее завернули в пеленку, как ее новорожденного братца. Мать откликнулась на причуду Моники и предложила ей маленькую пеленку, предназначенную для младенцев. Пока они вдвоем безуспешно возились с ней, Моника поняла, каким же глупым был ее каприз. Мы довольно часто прибегаем к юмору, чтобы дать ребенку еще один шанс последовать нашим наставлениям. Наши дети любят видеофильмы, поэтому мы делаем сценки с «повтором». «Маттью, пожалуйста, помоги мне убрать на столе». «Но, папа…» – протестует Маттью. Я мгновенно произношу: «Повтор!» Отступаю на несколько шагов, подхожу к столу и начинаю фразу снова, на этот раз подчеркнутым жестом давая Маттью понять, что у него есть еще шанс откликнуться. Такой прием обычно вознаграждается хохотом и повиновением.
Пользуйтесь юмором тактично. Бывают случаи, когда над поведением ребенка нельзя подсмеиваться… Дети, кроме того, очень не любят насмешек и иногда воспринимают ваше юмористическое замечание как сарказм и критику в их адрес, а ведь вы, может быть, всего лишь хотели разрядить напряженную обстановку. Всему свое время – и быть серьезным, и веселиться. И то и другое пригодится вам в деле воспитания детей. Многие ваши воспитательные приемы вызовут восхищение у ваших ребятишек, и вам будет приятно, что «публика» так хорошо вас принимает.
Напоминания
«Но я забыл». «Но я не знал, что мне нужно сделать это». Взрослых такие оправдания не удовлетворяют, однако дети действительно забывчивы и нуждаются в напоминаниях, с тем чтобы вести себя так, как надо.
Напоминания – это сигналы, которые растормошат дремлющую память крайне занятого ребенка. Они могут выражаться едва уловимой подсказкой – взглядом, говорящим готовому набедокурить ребенку: «Опомнись!» Или же краткой фразой, включающей память ребенка: «А где должна стоять эта тарелка?» В некоторых ситуациях требуется подробное напоминание, с тем чтобы в памяти ребенка громко и ясно прозвучал остерегающий звонок: «Вспомни, мы говорили о том, почему нельзя бегать на проезжей части улицы. Тебя может сбить машина! Ты должен посмотреть в обе стороны улицы!»
Напоминания в отличие от прямых указаний с меньшей вероятностью вызовут возражения или борьбу за превосходство. Ведь вы уже оставили в уме ребенка определенную информацию, он знает, чего вы ждете от него, и ранее соглашался с этим. Напоминания побуждают ребенка самостоятельно вести «поведенческую» линию. Вы делаете намек, а он сразу догадывается. Вы стоите над кучей учебников и тетрадей на полу. На вашем лице появляется неодобрительная гримаса. Ребенок понимает, что вы имеете в виду, и подбирает книги и тетради с пола; при этом вы не проронили и слова.
Дети, не любящие, когда их контролируют, лучше откликаются на письменные напоминания. Вы избегаете «лобового столкновения». И это уже дело ребенка – выполнить то, о чем ему напомнили, чтобы ему не пришлось слышать от вас устных указаний. Вот текст напоминания, недавно прилепленного к двери комнаты Эрин: «Пожалуйста, уноси посуду из своей комнаты, чтобы она не накапливалась». Частые напоминания о том, что хорошо, а что плохо, позволяют ребенку усвоить, чту же считается нормой в вашем доме.
Искусство договариваться
Договариваясь о чем-то с ребенком, вы нисколько не подрываете свой авторитет, а только укрепляете его. Дети уважают родителей, готовых выслушать их. Пока дети не покинут ваш дом, они должны принимать вашу власть – это не подлежит обсуждению. Что вовсе не означает, что вы не можете выслушать их мнение.
Переговоры – это ситуация обоюдного выигрыша, приносящая пользу и маме (или папе), и ребенку. Родители показывают ребенку, что они доступны и могут учесть иную точку зрения, а в этих родительских качествах дети проявляют повышенную потребность, приближаясь к подростковому возрасту. С ребенком-подростком вы обнаружите, что переговоры – теперь ваш главный инструмент воспитания, потому что подростки хотят, чтобы вы видели в них равных вам в интеллектуальном отношении личностей, а также ждут от вас уважения их взгляда на вещи. Применяемые разумно, переговоры улучшают взаимоотношения родителей и ребенка. А упрямо настаивая на своем, вы добьетесь только их ухудшения. «Я просто не могу разговаривать с папой», – заявила Джессика, девочка подросткового возраста. Почему? Потому что папино отношение к ней выражала фраза: «Не сыпь фактами – я уже принял решение». Даже желания семи-восьмилетних детей следует обсуждать. Это для вас разминка – вы имеете возможность отточить мастерство ведения прений, без чего вам не обойтись в дальнейшем.
Переговоры помогают детям утвердиться в своем мнении и приучают отважно отстаивать свои права. Родители – идеальные оппоненты для того, чтобы дети могли потренироваться в этом. Переговоры учат детей справедливости и умению уважать чужое мнение, даже если они не согласны с ним.
– Почему я должна ложиться в девять? – возмущается десятилетняя Марго.
– Какое же время ты считаешь самым подходящим для себя? – задает вопрос отец, сторонник переговоров.
– Десять, – говорит Марго.
– Этот лишний час много значит для тебя, да? А что бы ты стала делать в течение этого лишнего часа?
– Я могла бы почитать, – отвечает Марго.
– Вспомни, какая ты была утомленная наутро после того, как засиделась допоздна. Ты же заснула в школе, – напоминает отец.
– Но это же было в прошлом году, папа. Я теперь старше, – возражает Марго.
– Да, так. Ну давай попробуем, – предлагает отец, – в дни перед школой ты будешь ложиться в девять и читать до половины десятого. А в те дни, когда ты не идешь в школу, можешь не ложиться до десяти».
Девочке это подошло; ее аргументы были признаны. Отец тоже добился своей цели: он теперь пребывал в уверенности, что ребенок будет высыпаться. Он понимал, что пять минут чтения в постели – и девочку, вероятно, сморит сон. Пока они обменивались аргументами, отец набирал очки. Ведь ребенок усвоил мысль: «Я могу разговаривать с папой. Он прав, и он на самом деле заботится обо мне, думает о том, чтобы мне было хорошо. Мой папа слушает, что́ я ему говорю, и говорит в ответ разумные вещи».
СЕМЕЙНОЕ СОБРАНИЕ
Семейные собрания прекрасно подходят для установления домашней конституции . Вы спокойны, дети восприимчивы больше обычного. Правила, формулируемые на ходу («За это ты не выйдешь из дому!»), появляются, когда вы возмущены и, скорее всего, несправедливы, а значит, вы не добьетесь послушания. Собираясь вместе, чтобы решить вопросы воспитательного характера, родители и дети получают прекрасную возможность выразить свои пожелания. Подобные вопросы, касающиеся одного ребенка, следует решать наедине с ним, однако бывает так, что все дети несколько утрачивают представление о том, как надо вести себя, и все нуждаются в напоминании. Предположим, в вашем доме все вверх дном. Устройте семейное собрание и предложите детям высказаться о том, каким образом можно поддерживать в доме порядок. Пользуйтесь доской и мелком, чтобы атмосфера собрания была действительно деловой. Напишите, в чем состоит проблема, и внесите предложения. Составьте сводный перечень родительских и детских пожеланий, с тем чтобы наметить цели. Как избежать препирательств из-за уборки? Мы назначаем для уборки каждому ребенку его комнату. И тогда известно, кто за что отвечает и кого хвалить. Сформулируйте основные положения домашней конституции, что сделает жизнь вашей семьи счастливее. Лучше добиваться единодушия – консенсуса, – чем применять голосование, потому что в таком случае будут выигравшие и проигравшие. Воспользуйтесь ящиком для предложений, и пусть дети пишут свои предложения на маленьких карточках. Таким образом вы много узнаете о своих привычках. Вот какое предложение я получил от дочери подросткового возраста: «Папа, пожалуйста, проси меня помочь, но не приказывай». Вы можете прибегнуть к семейному совету, чтобы помочь ребенку в решении какой-то проблемы. Добейтесь атмосферы взаимопонимания и участия. Пусть собрания будут веселыми. Помимо общей комнаты собрания можно проводить в других местах – например, можно устроить семейный пикник в парке. На таких собраниях формируется поведение детей, такие форумы благоприятствуют подлинному семейному общению.
Иногда позволяйте ребенку вести «в игре». Это не означает, что вы поддались ему, что уступили право контролировать ситуацию, – просто так делают умные люди на переговорах. Это способ вернуть ребенка к вашей программе после непродолжительного отступления в сторону соответственно его программе.
Соблюдайте домашнюю конституцию. Держите инициативу в своих руках и проявляйте уважение к ребенку во время обсуждения злободневных вопросов. Если же ребенок начинает кричать или вести себя неуважительно по отношению к вам как к старшему человеку, закройте дискуссию: «Ты не должна разговаривать со мной в таком тоне, Сьюзен. Я мать – ты дочь, и я жду от тебя уважения». Таким образом вы подготавливаете ребенка к будущей дискуссии. Возможно, вам не раз придется напоминать детям, приближающимся к подростковому возрасту, и подросткам о таком правиле в вашем доме. Ведь из-за постоянных споров, в которые вовлекают дети родителей, вы легко можете лишиться своего авторитета у них. Ни в коем случае не допускайте этого! Вы должны поддерживать порядок в доме, а вашему ребенку следует уважать власть, иначе ему будет в жизни трудно.
В некоторых обстоятельствах вы будете против дискуссий. Вы знаете, что вы правы, а ребенок не прав. (Вам необязательно всегда вступать в переговоры, даже когда ребенок прав.) Прервите спор прежде, чем ребенок придет в крайнее возбуждение. Это прерогатива родителей. «Я считаю, что это отвратительная телепередача, и я уже говорила раньше, почему не разрешу тебе смотреть ее. Я не передумаю, поэтому даже не обращайся с этим ко мне». А затем повернитесь и уйдите. Пусть ваше «нет» будет окончательным. Вести переговоры вполне допустимо – недопустимо спорить с ребенком. Дети должны понимать, когда родители говорят с ними серьезно. Родителям не следует прибегать к такой мере постоянно, иначе дети будут считать их тиранами. Настройтесь на то, что вам придется разрешить ребенку смотреть какие-то другие телепередачи, вполне приемлемые.
Переговоры, проводимые разумно, могут стать ценным инструментом общения, помогая ребенку развить умственные способности. Научите ребенка: переговоры приводят к успеху, когда все их участники спокойны и миролюбивы; наскакивая с криком, ничего не добьешься. «Не сейчас. Но я обсужу это с папой и сообщу тебе сегодня вечером». «Мне не нравится то, как ты разговариваешь со мной. Подойди позже, когда будешь в спокойном настроении». Если вы не уверены в себе или чувствуете, что на вас оказывают давление, уклонитесь от принятия решений.
МАГИЧЕСКИЙ СЧЕТ
Многие родители с успехом пользуются веселым счетом, с тем чтобы добиться послушания от ходунка. Счет дает ребенку время: он может откликнуться на указание и при этом думать, что послушание – его выбор. Предположим, вам пора идти, и вы хотите, чтобы ребенок поднялся с пола, и тогда вы наденете на него курточку. Скажите ему спокойным голосом: «Я буду считать до трех, а затем ты встанешь. Раз, два, три. Встань!» Вы предоставляете ребенку возможность отказаться от привычного для него непослушания и включиться в вашу веселую игру. Счет – это вообще магия! Но если прием не срабатывает ни в первый, ни во второй раз, обратитесь к какому-нибудь иному приему, прежде чем счет превратится в столкновение характеров. Ведите счет в благожелательном тоне – это не метод со знаком «плюс». Четко разъясните ребенку, чего вы ждете от него: «Отдай маме тарелку». Или: «Отпусти волосы сестренки». Раз. Два. Три. (Делайте паузы между числительными.) Счет в угрожающем тоне вызывает противодействие. «Если ты не подойдешь, когда я сосчитаю до «трех», ты получишь по попке». Возможно, ребенок не подчинится. И вам придется «наградить» его обещанным. Негативный подход настраивает ребенка на сопротивление, ведь подспудно вы и ждете этого.
Лишение привилегий
Лишение привилегий – это один из способов формирования поведения, причем такой способ, которого вам не избегнуть. Ребятишки всегда будут чего-то хотеть от вас. Для того чтобы эта исправительная мера подействовала и проступок больше не повторился, ребенок должен, конечно же, связывать лишение привилегий со своим поведением. «Если ты выедешь на велосипеде со двора, ты не будешь кататься до конца дня».
Ребенок лентяйничал и за это был лишен удовольствия поехать в школу на машине с другими детьми, ему пришлось добираться в школу пешком. Подобная исправительная мера обычно применяется стражами порядка к взрослым: вас застали в пьяном виде за рулем, значит, вы теряете свои водительские права. Однако эта мера не отучит вас пить. Как видите, лишение привилегий – мера, имеющая свои ограничения с точки зрения воспитательного воздействия. Какая связь между запрещением смотреть телевизор и тем, что он опоздал к ужину, может удивиться ребенок.
Метод лишения привилегий окажет свое действие, если будет частью заранее оговоренной на семейном собрании воспитательной программы. Родители объявляют о том, какого именно поведения они ждут от детей, а также отмечают, что удовольствие быть родителями включает гарантию неких привилегий для детей, с тем чтобы у них тоже были свои удовольствия. Но если дети нарушат договоренность со своей стороны, родители не смогут позволить им привилегий. Поэтому, если ребенок приходит домой вовремя к ужину, у него есть возможность полчаса посмотреть телевизор. Просмотр телепередач вовсе не является неотъемлемым правом каждого «гражданина» вашей семьи. Подрастая, дети должны усвоить важный урок на всю жизнь: с расширением привилегий, расширяются и обязанности.