Причины ночного пробуждения у подрастающих детей
Ночные пробуждения неизбежны у детей, и вам порой придется пожертвовать потребностью в сне ради ребенка. Однако постоянное пробуждение ребенка в ночное время – нездоровый симптом. Не надо мученичества по ночам – поищите причину такого частого ночного пробуждения у ребенка, как если бы вы искали причину поднявшейся у него температуры. Вот перечень вопросов, с которых вам следует начать:
• боязнь спать в одиночестве;
• неурядицы в семье: переезд, развод, болезнь;
• смена школы;
• кто-то из родителей в отъезде;
• эмоциональная неуравновешенность кого-то из членов семьи;
• депрессия у ребенка;
• страшные телепередачи, фильмы, книги;
• сложные отношения со сверстниками, братьями и сестрами;
• раздражающее воздействие окружающей среды и аллергены: дым, пыль, жара, неспокойные домашние животные;
• нарушения физического характера: глисты, аллергические реакции органов дыхания, проблемы пищеварения, инфекция уха, горла, носа.
Правильно выберите спальню. Многие молодые родители спрашивают, где новорожденному следует спать. Там, где всем вам лучше спится. Одни младенцы хорошо спят в своей комнате, другим больше подходит своя кроватка в родительской спальне, третьи наслаждаются сном в родительской кровати. Главное – эксперимент: пробуйте разные условия ночного сна и находите наиболее благоприятные для вашей семьи; место сна может меняться на каждой ступени развития ребенка. Младенец, спавший вместе с вами в одной кровати, может стать ходунком, который захочет спать отдельно, и наоборот.
Наблюдая за семьями в течение двадцати двух лет нашей педиатрической практики и знакомясь с ночным режимом в этих семьях, мы сделали ряд выводов. Родители-ветераны часто берут младенцев в свою родительскую постель, потому что на опыте узнали, что так лучше и для ребенка, и для них самих. Они больше полагаются на свою интуицию в отношении ночных потребностей малыша и меньше прислушиваются к посторонним советам. Родители-новички предпочитают раздельный сон, потому что еще не убедились в важности близкого контакта с ребенком в ночное время. Эти родители больше ориентируются на друзей, соседей, на специалистов по сну, пугающих вас формированием неодолимой зависимости в случае, если ребенка допускают в родительскую постель. Мы также отметили, что в целом, отдельно спящие дети (это в основном дети, лишенные родительской привязанности) хуже поддаются воспитанию по сравнению с малышами, которые спят вместе с родителями.
Насколько важным обстоятельством для формирования привязанности является совместный сон? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде ответить на два других: «Насколько чутко вы готовы реагировать на потребности вашего ребенка? Хорошо ли ваш ребенок спит один?» Некоторые родители инстинктивно выбирают совместный с ребенком сон буквально с первого дня, когда у них появляется ребенок. Они чувствуют, что подобная близость очень полезна ребенку. Они крайне озабочены тем, чтобы младенцу было хорошо, и они не против даже поменять что-то в своем образе жизни ради этого. Какие-то изменения, разумеется, будут полезны не только ребенку, но и молодой матери. Одна мать признавалась, что, хотя она и рада тому, что ее первенец хорошо спит один, она чувствует, что «привязала ребенка к его кровати». Благодаря совместному сну двух следующих детей она «привязала» их уже к себе.
Другие родители решают подождать и посмотреть… как пройдет эта ночь, следующая. Если младенец хорошо спит в своей колыбельке, поставленной рядом с их кроватью, или же в своей кроватке в другой комнате (они, конечно же, чутко следят за сном младенца), родители довольны таким положением. Впрочем, они готовы изменить схему, если выяснится, что младенцу надо быть ближе к ним в ночное время.
Именно таким путем мы набрели на удачный обычай совместного сна. Наши первые трое детей спали в своих кроватках, но мы никогда не оставляли их одних, когда они плакали. Когда же наше четвертое чадо громко и ясно заявило о своей потребности находиться ночью рядом с мамой, мы откликнулись. В 1978 г. это был отважный поступок, поскольку авторитеты в области воспитания предрекали, что, если вы позволите ребенку спать вместе с вами, последствия будут чудовищными (вы испортите ребенка, он никогда уже не покинет вашу постель, вашей сексуальной жизни пришел конец). Но мы были больше озабочены последствиями того, что оставим девочку одну, когда она плачет (утрата доверия и связи), и непрестанным, по четыре-пять раз за ночь вставанием к плачущему ребенку. Марта пришла в изнурение и полный упадок сил. Как только мы начали прислушиваться к потребностям часто просыпавшегося по ночам младенца (этой малышке требовался физический контакт и ощущение защищенности, с тем чтобы расслабиться и погрузиться в сон), мы все стали спать намного лучше. Теперь мы задаемся вопросом, а не предпочли бы трое наших первых ребятишек спать вместе с нами? Но не в их характере было настойчиво требовать этого, ведь они во младенчестве были такие покладистые.
Когда мы обнаружили эффективность такого ночного режима, то в этой замечательной традиции воспитали и следующих наших четверых детей. Этот обычай однозначно облегчил жизнь Марте, поскольку теперь она больше высыпалась, и потом, мы получали возможность дольше наслаждаться общением с нашими малышами. Главная причина, побудившая нас обратиться к подобной практике, сводилась к нашей догадке: младенцу нужно, чтобы рядом было чье-то теплое тело, и тогда он будет спать. Мы не задумывались над вопросом, а долго ли дети будут спать в нашей супружеской постели, как не беспокоились из-за того, долго ли они намерены просить материнскую грудь. Отчасти правы утверждающие: «Ребенок никогда не захочет покинуть вашу постель». Пока у младенца (ходунка) есть такая потребность, он будет держаться своей привычки. Можно ли винить его в этом? Главное – не волноваться. Вот что я сказал одной матери – служащей аэропорта: «Если человек привык летать первым классом, зачем ему инструктор по пилотажу?» Ходунки прекрасно понимают, когда их подталкивают в развитии – в чем бы то ни было, – и на ваше давление отвечают сопротивлением. Многих детей, спящих вместе с родителями, в два года уже привлекает мысль спать отдельно. В три года дети обычно уже согласны спать на своем матрасе в ногах родительской кровати, на полу или же в настоящей кровати в их отдельной комнате (в детской вместе с братьями и сестрами).
Вот рассказ матери, достигшей полной гармонии с полуторагодовалым сынишкой.
Наш полуторагодовалый ребенок все еще спит с нами, все еще просит грудь ночью, и я часто кормлю его, не до конца проснувшись. Ночью мы связаны друг с другом не так, как днем. Днем ребенок поглощен игрой. Он нуждается во мне, но нужды у него иные. Днем он мой маленький мальчик. Ночью он мое маленькое дитя. Ночью у него есть возможность вновь тесно прижаться ко мне.
У меня не было подобной ночной гармонии с нашим первым ребенком, мы не спали вместе, и я отчетливо вижу разницу. Джейсон охотнее делает то, о чем я прошу. Я важна для него, и поэтому он редко делает то, что меня огорчает. А если есть повод пожурить его, он тут же сожалеет и просит прощения. От дочери я жду отклика по полчаса. Я лучше понимаю его, чем дочь. Мы настроены на одну волну. Он лепечет что-то, но я понимаю, что́ он говорит и что́ ему нужно. Муж удивляется и спрашивает: «Как ты разбираешь его лепет?» Вот так и разбираю. Не подумайте, что я обладаю сверхчувствительным восприятием, но мне кажется, что у меня и у него мозг работает «на одной частоте». Джейсон с удовольствием ложится спать, потому что ночь для него проходит приятно. Я тоже теперь лучше сплю. Уложить дочь в постель мне всегда стоило трудов.
Поворотным моментом для меня был тот, когда я «пошла на поводу» у Джейсона и обнаружила, что так мне самой легче. Когда я стала делать то, что нужно ему, ночи наполнились почти что покоем. Мне и в голову не приходило, что он манипулирует мною; просто нам с ним так было удобнее. Фактически я чувствую, что я в большей мере руковожу им, чем в том же возрасте руководила дочерью, потому что я лучше понимаю его и он больше уважает меня. Поскольку мы с ним так хорошо резонируем ночью, мы и днем лучше ладим, а значит, мне воспитывать сына намного легче.
Подобно здоровому отлучению от груди, отлучение от родительской кровати будет делом постепенным; возможно, после двух шагов вперед вы сделаете шаг назад. Отступление, обратный ход неизбежны во время сильного стресса или болезни (как согревает нас самих мысль, что мы в силах обеспечить дополнительную близость в пору особой нужды). Когда в семье появляется новый ребенок, ребенок постарше может переместиться в свое пространство, впрочем, если он ничем не рискует при этом. В спальне сейчас наше ночное время для одного ребенка: трехлетняя Лорен спит в своей отдельной кроватке, поставленной рядом с нашей. Иногда, просыпаясь по утрам, мы видим малышку рядом с нами.
Ночные привычки у детей часто отражают их дневные проблемы. Ребенок, который наслаждается чувством благополучия днем, имеет больше шансов хорошо спать ночью (и наоборот, конечно же). Разве вы сами не замечали, что после удачного дня ночью вы лучше спите? Если ваш прежде хорошо спавший ребенок начинает просыпаться по ночам, поищите какие-то беспокоящие ребенка факторы в его окружении. Может быть, это новые впечатления, связанные с переходом ребенка на новую ступень развития? Первые дни в детском саду? Стресс, вызванный осложнением отношений с братьями и сестрами, или же реакция на семейные неурядицы? Подобно большинству поведенческих проблем, проблемы, связанные со сном, обычно разрешаются, как только ребенок вновь обретает душевное равновесие. Даже дети постарше могут беспокойно спать, если какие-то трудности в школе или же недоразумения в кругу сверстников подрывают их веру в себя.