Пусть ваш дом будет открыт для детей

Пусть двери вашего дома будут открыты для друзей вашего ребенка. Да, вам придется дольше убирать, но вы не пожалеете об этом. Когда вы приглашаете соседских детей, вы можете последить за своим ребенком – понаблюдать за ним в общении с другими и в целом больше узнать о его индивидуальности, выяснить, какими навыками общения он хорошо овладел, а какие требуют совершенствования. Вы сможете принять «неотложные» воспитательные меры, либо преподав урок ребенку, либо проведя групповую терапию, – если вся компания нуждается в некотором перевоспитании.

Представление о самом себе складывается у маленького ребенка в стенах родного дома и под воздействием воспитателей. Шестилетний ребенок уже оказывается под возрастающим воздействием сверстников. Чем глубже корни сформировавшейся дома у ребенка уверенности, тем лучше он оснащен для общения со сверстниками, для общения, которое будет укреплять его самооценку, а не вредить ей. Такой ребенок знает, как держаться с ровесниками, которые делают совместную игру интересной, а также с теми, от которых одни неприятности. «Привязанные» дети лучше оснащены для адаптации в разном окружении с принятыми там разными правилами поведения (дом, квартал, дедушки и бабушки, дошкольные учреждения). Здоровое социальное развитие предполагает, что ребенок прежде всего обязательно удовлетворен собой, а уже потом он может вступать в удовлетворяющие его отношения с другими.

НЕ НАВЕШИВАЙТЕ ЯРЛЫКИ

«Я астматик», – с гордостью сообщил мне семилетний Грег, когда я осведомился, почему он пришел ко мне на прием. Да, у Грега на самом деле была астма, но его физическое состояние поддавалось лечению гораздо лучше, чем побочные эмоциональные эффекты, вызванные этим ярлыком. Пшик-пшик – и бронхиальный расширитель устранял одышку, но ярлык плохо действовал на мальчика. В разговоре наедине с матерью Грега я подчеркнул, что в случае хронической болезни у ребенка перед родителями две задачи: борьба с самой болезнью и формирование отношения семьи к болезни.

Каждый ребенок занят самоопределением и, найдя свое «я», держится за него, как за фирменный знак, пока это «я» не износится и не будет заменено другим, более впечатляющим и привлекающим внимание. «Астматик» – такой ярлык получил Грег, и мальчик часто ссылался на него. День Грега определялся его болезнью, и близкие мальчика тоже сосредотачивались на этом недуге Грега, вместо того чтобы видеть личность целиком. Братья и сестры не проявляли сочувствия к мальчику, потому что устали строить свой день с учетом астмы Грега. Ведь они не могли отправиться все вместе на прогулку по определенным маршрутам, зная, что Грег быстро устанет… Болезнь стала семейной, и всем, за исключением Грега, были навязаны роли, которые им не нравились.

Отбросить ярлык Грега было все равно что отнять у Грега его самооценку. И тогда мы заключили соглашение. Я брался лечить астму Грега, а близкие должны были с удовольствием посвящать ему свое время, и мы сообща трудились над тем, чтобы заменить ярлык больного на другой, более здоровый.

Если ребенок цепляется за родные стены… В ходе нормального развития ребенок выбирается из среды известной в неизвестную. Ребенок познает новый опыт подобно тому, как младенец учится отделять себя от матери. Вполне естественно, что ребенок будет периодически возвращаться в уют известной и привычной среды (дом, семья), прокладывая все дальше и дальше дорогу в джунглях неизвестности. Некоторым, более чувствительным ребятишкам, возможно, потребуется дополнительная порция уверенности, для того чтобы они смогли следовать своему внутреннему компасу, когда они приспосабливаются к новой обстановке и новым отношениям. Родители иногда задают вопрос: а какая мера привязанности к дому у ребенка считается нормой? Понаблюдайте под этим углом зрения за ребенком в течение года. Если вы не заметите перемен в поведении ребенка, то есть нет тяги за пределы дома, – это нездоровый симптом. Но если ребенок постепенно отдаляется от дома, то ваш ребенок просто осторожен и нетороплив в своем социальном развитии, что характерно для впечатлительных детей, которые множеству поверхностных отношений предпочитают немногочисленные и глубокие.

Наши рекомендации