Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.
Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования в содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к принципам: 1. обязательность, 2. комплексность, 3. равнозначность.
Принципы воспитания:
1.Общественная направленность воспитания
2.Опора на положительное (педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания).
3.Гуманизация воспитания
- гуманное отношение к личности воспитанника
- уважение его прав и свобод
- предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований
- уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнить предъявляемые требования
- уважение права человека быть самим собой
- доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания
- ненасильственное формирование требуемых качеств
- отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний
- признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
4.Личностный подход
5.Единство воспитательных воздействий
Закономерности воспитания
Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
·Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):
·воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка.
·содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка
·соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности
·только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается.;
·организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
21. Содержание воспитания. Направления воспитания. Характеристика одного из них: цели и задачи, ценности, формы осуществления
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Основные направления содержания воспитания:умственное, нравственное, формирование мировоззрения, профориентация, гражданское, семейное, эстетическое, трудовое, физическое.
Умственное воспитание вооружает системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения науч.знаний закладываются основы наун.мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей.
Нравственное воспитание – нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, производственные отношения.
Профориентация направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии. Содержание труд.восп. составляют след. виды труда: 1-учебный труд(труд умственный и физический на уроках трудов, пришкольных участках и т.д.). 2- общественно-полезный труд (труд по обслуживанию в школе и дома: уборка класса, уход за насаждениями, бытовой труд дома; тимуровская работа и т.д.). 3- производственный труд (участие в создание материальных ценностей, включение детей в производственный труд – это ученические производственные мастерские и цеха, школьные и межрайонные заводы и т.д).
Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем.
Задачи физического воспитания:
· Укрепление здоровья, правильное физическое развитие
· Повышение работоспособности
· Развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.)
· Формирование гигиенических навыков
· Развитие стремления быть здоровым.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание – еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на 2 группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:
· Формирование эстетических знаний
· Воспитание эстетической культуры
· Овладение культурным прошлым и формирование эстетического отношения к действительности
· Приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде
Семейное воспитание
Можно выделить такие виды: 1-семьи, уважающие детей.
2-отзывчивые семьи.
3-материально-ориентированные семьи.
4-враждебные семьи.
5-антисоциальные семьи.
Составными компонентами Сем.восп.явл-ся: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.
Гражданское воспитание как качество л. проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить родине.