Б 1.В.ДВ.11.2 Этнопедагогика
индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
Направление подготовки/специальность 44.03.05 Педагогическое образование код и наименование направления подготовки/специальности
Направленность (профиль) Технологическое образование. Экономика
наименование направленности (профиля)
Форма обучения:очная
Краснодар 2016
Рабочая программа дисциплины «Этнопедагогика»
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль Технологическое образование. Экономика
Программу составил ____________________ Ю.Н.Синицын
подпись
Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________Н.М. Сажина
подпись
«____»_______________2016 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства
«27» августа 2015 г. протокол № 1
Заведующий кафедрой технологии и предпринимательства________________Н.М. Сажина
подпись
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета ППК
23 сентября 2016 г., протокол № 1.
Председатель УМК факультета ППК _____________________________В.М. Гребенникова
подпись
Эксперты:
Д.п.н., профессор, декан ФПП
ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный
университет физической культуры, спорта
и туризма", Краснодара ______________________ Курдюков Б.Ф.,
подпись
Д.п.н., профессор, зав. каф. ФППК
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный
университет» ______________________ Микерова Г.Г.
подпись
1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель дисциплины
Дисциплина предназначена для приобретения знаний концептуальных и теоретических основ этнопедагогики, определению их места в общей системе наук и ценностей; способности использовать знания этнопедагогики в преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Дисциплина ориентирована на выработку компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику успешно профессионально реализовываться.
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность на основе использования этнопедагогического потенциала народов России, формирование познавательных интересов, способности к самообразованию и повышению уровня духовно-нравственной культуры.
1.2 Задачи дисциплины:
· сформировать у бакалавров системы теоретических знаний в области этнопедагогики как отрасли педагогического знания, а также умениями, обеспечивающими реализацию полученных знаний в образовательной практике;
· сформировать у обучаемых компетенций в организации и проведении педагогических мероприятий досугово-образовательного, социокультурного характера для учащихся, их родителей, жителей населенного пункта с учетом этнорегиональных особенностей образования.
· ознакомить их с современными этнопедагогическими проблемами, а также сформировать понимание единства этнической и общечеловеческой педагогической культуры
1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла и тесно связана с такими дисциплинами, как история педагогической мысли и образования, кубановедение, методика воспитательной работы.
Дисциплина направлена на формирование компетенций в разработке воспитательных программ и педагогических проектов, связанных с использование в учебно-воспитательном процессе этнопедагогического потенциала и этнокультурных традиций народов России, а также в проектировании и осуществлении культурно-просветительной деятельности в образовательной, социальной и культурных средах. Изучение дисциплины готовит обучаемых к различным видам практической деятельности, связанной с созданием этнокультурных образовательных моделей, досугово-образовательной деятельностью детей и социокультурной работой в социально-педагогических комплексах.
1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОК-5, ПК- 6).
№ п.п. | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | владеть | |||
· | ОК-5 | · способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия | · цели и задачи использования этнопедагогического материала в образовательном процессе и культурно-просветительной работе · принцип культуросообразности воспитания | · использовать этнокультурные и этнопедагогичекие материалы для разработки сценарных планов внешкольных мероприятий, фрагментов уроков, планов работы в сфере досуга учащихся | · методами проектирования и моделирования различных образовательных и просветительных программ |
· | ПК- 6 | · готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса | · основные положения педагогической риторики как части культуры речи. Этапы подготовки речи и их содержание. | · подготавливать речь, отбирать материал для взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами | · способами убеждения, педагогического взаимодействия |
2. Структура и содержание дисциплины
2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часа), их распределение по видам работ представлено в таблице
для студентов ОФО)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
СРС | ||
КСР | ||
Контроль | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Экз. | Экз. |
Общая трудоемкость час зач. ед. | ||
2.2 Структура дисциплины:
Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины.
Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре
(для студентов ОФО)
* - занятия в интерактивной форме
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||
· | Этнопедагогика как наука об истории, теории и опыте народного воспитания | - | - | |||
· | Этнос как социокультурная единица | 2* | - | |||
· | Педагогическая общность народов | 2* | - | |||
· | Семья как первичная ячейка этнопедагогики | 4* | - | |||
· | Факторы народного воспитания | 4* | - | |||
· | Социально-этническая обусловленность идеалов совершенного человека в этнопедагогике | 4* | - | |||
· | Особенности народной педагогики кубанского казачества | 6* | - | |||
· | Итого по дисциплине: | - |
2.3 Содержание разделов дисциплины:
Занятия лекционного типа
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
1. | Теоретические и методологические основы этнопедагогики | Этнопедагогика как наука об истории, теории и опыте народного воспитания. Этнос как социокультурная единица. Этнопедагогика как феномен демократии и гуманизма в воспитании | Коллоквиум (К) |
5. | Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры | Этнопедагогические идеи в истории педагогической мысли и образования. Педагогическая общность народов. Семья как первичная ячейка этнопедагогики. | Коллоквиум (К) |
6. | Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике | Факторы народного воспитания. Социально-историческая и этническая обусловленность идеалов совершенного человека в этнопедагогике. Особенности народной педагогики кубанского казачества. | Коллоквиум (К) |
Занятия семинарского типа
№ | Наименование раздела | Тематика практических занятий (семинаров) | Форма текущего контроля |
1. | Теоретические и методологические основы этнопедагогики | Темы для индивидуальных сообщений с последующим групповым обсуждением: · Этнопедагогика в системе педагогических знаний. · Этнопедагогический тезаурус · Этнос как социокультурная единица · Демократические и гуманистические основы воспитания в этнопедагогике. · Традиционные ценности и историческая память народа. Роль традиционной культуры в воспитании детей · Народный идеал совершенного человека как представление о цели воспитания. | Оценивание активности и продуктивности участия в обсуждении сообщений |
· 2. | Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры | Дискуссия на тему: «Взаимосвязь и взаимодействие факторов воспитания в этнопедагогике». «Педагогика игры в народном воспитании». «Традиционная культура кубанского казачества». «Роль образовательной и культурно-просветительной деятельности в ее возрождении и бытовании». | Оценивание активности и продуктивности участия в дискуссии |
· 3. | Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике | Анализ кейсов (разбор конкретных ситуаций): «Педагогизация этнокультурной деятельности общественных организаций, историко-культурных объединений и творческих комплексов». «Организация деятельности ОУ казачьей направленности на основе изучения и использования этнопедагогических традиций». | Оценивание компетентности анализа кейса |
Лабораторные занятия
Лабораторные занятия - не предусмотрены
2.3.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)
Курсовые работы не предусмотрены
2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Самостоятельная работа включает в себя подготовку рефератов, докладов, составление библиографического списка за определенный временной период, подготовки проблемных вопросов, написание эссе, докладов, подготовку к практическим занятиям.
№ | Наименование раздела | Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы |
· 1. | Теоретические и методологические основы этнопедагогики | · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. 3. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. |
· 2. | Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры | · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. · Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. |
· 3. | Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике | · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. · 3. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. |
Образовательные технологии
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульной организации. Под модулем понимается – целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Каждый модуль включает обязательные виды работ – лабораторные, практические, семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные работы по выбору (участие в олимпиаде, написание реферата, доклад, выступление на конференции, участие в НИРС, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложнённых лабораторных работ).
После изучения модуля предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума, выступления с докладом, а также выполнение кейса, представление портфолио, защита проекта и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого учащегося. В рейтинг включаются и дополнительные баллы – за участие в конференциях, научные публикации, профессиональные достижения при работе магистранта по специальности. Модульно-рейтинговая система подходит для оценки компетенции в силу того, что в балах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.
· Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
4.1.Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля:
№ п/п | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма теущего контроля |
Модуль 1. Методологические основы этнопедагогики | Тема 1. Этнопедагогика как наука об истории, теории и опыте народного воспитания Тема 2. Этнос как социокультурная единица Тема 3. Этнопедагогика как феномен демократии и гуманизма в воспитании | 1. Подготовка презентаций, выступлений. 2. Резюме, аналитический обзор. 3. Промежуточное тестирование. | |
Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры | Тема 4. Этнопедагогические идеи в истории педагогической мысли и образования) Тема 5. Педагогическая общность народов Тема 6. Семья как первичная ячейка этнопедагогики | 1. Собеседования. 2. Письменные домашние задания. 3. Промежуточное тестирование. | |
Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике | Тема 7. Факторы народного воспитания Тема 8. Социально-историческая и этническая обусловленность идеалов совершенного человека в этнопедагогике Тема 9. Особенности народной педагогики кубанского казачества | 1. Подготовка рефератов, эссе 2. Письменные домашние задания проектного характера |