Б 1.В.ДВ.11.2 Этнопедагогика

индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Направление подготовки/специальность 44.03.05 Педагогическое образование код и наименование направления подготовки/специальности

Направленность (профиль) Технологическое образование. Экономика

наименование направленности (профиля)

Форма обучения:очная

Краснодар 2016

Рабочая программа дисциплины «Этнопедагогика»

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль Технологическое образование. Экономика

Программу составил ____________________ Ю.Н.Синицын

подпись

Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________Н.М. Сажина

подпись

«____»_______________2016 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства

«27» августа 2015 г. протокол № 1

Заведующий кафедрой технологии и предпринимательства________________Н.М. Сажина

подпись

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета ППК

23 сентября 2016 г., протокол № 1.

Председатель УМК факультета ППК _____________________________В.М. Гребенникова

подпись

Эксперты:

Д.п.н., профессор, декан ФПП

ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный

университет физической культуры, спорта

и туризма", Краснодара ______________________ Курдюков Б.Ф.,

подпись

Д.п.н., профессор, зав. каф. ФППК

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

университет» ______________________ Микерова Г.Г.

подпись

1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель дисциплины

Дисциплина предназначена для приобретения знаний концептуальных и теоретических основ этнопедагогики, определению их места в общей системе наук и ценностей; способности использовать знания этнопедагогики в преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Дисциплина ориентирована на выработку компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику успешно профессионально реализовываться.

Целью освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность на основе использования этнопедагогического потенциала народов России, формирование познавательных интересов, способности к самообразованию и повышению уровня духовно-нравственной культуры.

1.2 Задачи дисциплины:

· сформировать у бакалавров системы теоретических знаний в области этнопедагогики как отрасли педагогического знания, а также умениями, обеспечивающими реализацию полученных знаний в образовательной практике;

· сформировать у обучаемых компетенций в организации и проведении педагогических мероприятий досугово-образовательного, социокультурного характера для учащихся, их родителей, жителей населенного пункта с учетом этнорегиональных особенностей образования.

· ознакомить их с современными этнопедагогическими проблемами, а также сформировать понимание единства этнической и общечеловеческой педагогической культуры

1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла и тесно связана с такими дисциплинами, как история педагогической мысли и образования, кубановедение, методика воспитательной работы.

Дисциплина направлена на формирование компетенций в разработке воспитательных программ и педагогических проектов, связанных с использование в учебно-воспитательном процессе этнопедагогического потенциала и этнокультурных традиций народов России, а также в проектировании и осуществлении культурно-просветительной деятельности в образовательной, социальной и культурных средах. Изучение дисциплины готовит обучаемых к различным видам практической деятельности, связанной с созданием этнокультурных образовательных моделей, досугово-образовательной деятельностью детей и социокультурной работой в социально-педагогических комплексах.

1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОК-5, ПК- 6).



№ п.п. Индекс компетенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
      знать уметь владеть
· ОК-5 · способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия · цели и задачи использования этнопедагогического материала в образовательном процессе и культурно-просветительной работе · принцип культуросообразности воспитания · использовать этнокультурные и этнопедагогичекие материалы для разработки сценарных планов внешкольных мероприятий, фрагментов уроков, планов работы в сфере досуга учащихся · методами проектирования и моделирования различных образовательных и просветительных программ
· ПК- 6 · готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса · основные положения педагогической риторики как части культуры речи. Этапы подготовки речи и их содержание. · подготавливать речь, отбирать материал для взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами   · способами убеждения, педагогического взаимодействия

2. Структура и содержание дисциплины

2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часа), их распределение по видам работ представлено в таблице

для студентов ОФО)

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Занятия лекционного типа
Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия)
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
СРС
КСР
Контроль
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Экз. Экз.
Общая трудоемкость час зач. ед.

2.2 Структура дисциплины:

Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины.

Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре

(для студентов ОФО)

* - занятия в интерактивной форме

№ раздела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Л ПЗ ЛР  
· Этнопедагогика как наука об истории, теории и опыте народного воспитания -   -
· Этнос как социокультурная единица 2* -
· Педагогическая общность народов 2* -
· Семья как первичная ячейка этнопедагогики 4* -
· Факторы народного воспитания 4* -
· Социально-этническая обусловленность идеалов совершенного человека в этнопедагогике 4* -
· Особенности народной педагогики кубанского казачества 6* -
· Итого по дисциплине: -

2.3 Содержание разделов дисциплины:

Занятия лекционного типа

Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
1. Теоретические и методологические основы этнопедагогики Этнопедагогика как наука об истории, теории и опыте народного воспитания. Этнос как социокультурная единица. Этнопедагогика как феномен демократии и гуманизма в воспитании Коллоквиум (К)
5. Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры Этнопедагогические идеи в истории педагогической мысли и образования. Педагогическая общность народов. Семья как первичная ячейка этнопедагогики. Коллоквиум (К)
6. Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике Факторы народного воспитания. Социально-историческая и этническая обусловленность идеалов совершенного человека в этнопедагогике. Особенности народной педагогики кубанского казачества.     Коллоквиум (К)

Занятия семинарского типа

Наименование раздела Тематика практических занятий (семинаров) Форма текущего контроля
1. Теоретические и методологические основы этнопедагогики Темы для индивидуальных сообщений с последующим групповым обсуждением: · Этнопедагогика в системе педагогических знаний. · Этнопедагогический тезаурус · Этнос как социокультурная единица · Демократические и гуманистические основы воспитания в этнопедагогике. · Традиционные ценности и историческая память народа. Роль традиционной культуры в воспитании детей · Народный идеал совершенного человека как представление о цели воспитания. Оценивание активности и продуктивности участия в обсуждении сообщений
· 2. Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры Дискуссия на тему: «Взаимосвязь и взаимодействие факторов воспитания в этнопедагогике». «Педагогика игры в народном воспитании». «Традиционная культура кубанского казачества». «Роль образовательной и культурно-просветительной деятельности в ее возрождении и бытовании». Оценивание активности и продуктивности участия в дискуссии
· 3. Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике Анализ кейсов (разбор конкретных ситуаций): «Педагогизация этнокультурной деятельности общественных организаций, историко-культурных объединений и творческих комплексов». «Организация деятельности ОУ казачьей направленности на основе изучения и использования этнопедагогических традиций». Оценивание компетентности анализа кейса

Лабораторные занятия

Лабораторные занятия - не предусмотрены

2.3.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)

Курсовые работы не предусмотрены

2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Самостоятельная работа включает в себя подготовку рефератов, докладов, составление библиографического списка за определенный временной период, подготовки проблемных вопросов, написание эссе, докладов, подготовку к практическим занятиям.

Наименование раздела Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы  
· 1. Теоретические и методологические основы этнопедагогики · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. 3. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
· 2. Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. · Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
· 3. Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. · 3. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Образовательные технологии

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульной организации. Под модулем понимается – целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Каждый модуль включает обязательные виды работ – лабораторные, практические, семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные работы по выбору (участие в олимпиаде, написание реферата, доклад, выступление на конференции, участие в НИРС, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложнённых лабораторных работ).

После изучения модуля предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума, выступления с докладом, а также выполнение кейса, представление портфолио, защита проекта и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого учащегося. В рейтинг включаются и дополнительные баллы – за участие в конференциях, научные публикации, профессиональные достижения при работе магистранта по специальности. Модульно-рейтинговая система подходит для оценки компетенции в силу того, что в балах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.

· Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

4.1.Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля:

№ п/п Наименование модуля Содержание модуля Форма теущего контроля
  Модуль 1. Методологические основы этнопедагогики Тема 1. Этнопедагогика как наука об истории, теории и опыте народного воспитания Тема 2. Этнос как социокультурная единица Тема 3. Этнопедагогика как феномен демократии и гуманизма в воспитании 1. Подготовка презентаций, выступлений. 2. Резюме, аналитический обзор.   3. Промежуточное тестирование.
Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры Тема 4. Этнопедагогические идеи в истории педагогической мысли и образования) Тема 5. Педагогическая общность народов Тема 6. Семья как первичная ячейка этнопедагогики 1. Собеседования. 2. Письменные домашние задания. 3. Промежуточное тестирование.
Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике Тема 7. Факторы народного воспитания Тема 8. Социально-историческая и этническая обусловленность идеалов совершенного человека в этнопедагогике Тема 9. Особенности народной педагогики кубанского казачества 1. Подготовка рефератов, эссе 2. Письменные домашние задания проектного характера  

Наши рекомендации