Проректор по учебной работе
Проректор по учебной работе,
качеству образования – первый проректор
_________________Иванов А.Г.
подпись
«_____» _____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Занятия лекционного типа
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
1. | Теоретические и методологические основы этнопедагогики | Этнопедагогика как наука об истории, теории и опыте народного воспитания. Этнос как социокультурная единица. Этнопедагогика как феномен демократии и гуманизма в воспитании | Коллоквиум (К) |
5. | Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры | Этнопедагогические идеи в истории педагогической мысли и образования. Педагогическая общность народов. Семья как первичная ячейка этнопедагогики. | Коллоквиум (К) |
6. | Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике | Факторы народного воспитания. Социально-историческая и этническая обусловленность идеалов совершенного человека в этнопедагогике. Особенности народной педагогики кубанского казачества. | Коллоквиум (К) |
Занятия семинарского типа
№ | Наименование раздела | Тематика практических занятий (семинаров) | Форма текущего контроля |
1. | Теоретические и методологические основы этнопедагогики | Темы для индивидуальных сообщений с последующим групповым обсуждением: · Этнопедагогика в системе педагогических знаний. · Этнопедагогический тезаурус · Этнос как социокультурная единица · Демократические и гуманистические основы воспитания в этнопедагогике. · Традиционные ценности и историческая память народа. Роль традиционной культуры в воспитании детей · Народный идеал совершенного человека как представление о цели воспитания. | Оценивание активности и продуктивности участия в обсуждении сообщений |
· 2. | Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры | Дискуссия на тему: «Взаимосвязь и взаимодействие факторов воспитания в этнопедагогике». «Педагогика игры в народном воспитании». «Традиционная культура кубанского казачества». «Роль образовательной и культурно-просветительной деятельности в ее возрождении и бытовании». | Оценивание активности и продуктивности участия в дискуссии |
· 3. | Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике | Анализ кейсов (разбор конкретных ситуаций): «Педагогизация этнокультурной деятельности общественных организаций, историко-культурных объединений и творческих комплексов». «Организация деятельности ОУ казачьей направленности на основе изучения и использования этнопедагогических традиций». | Оценивание компетентности анализа кейса |
Лабораторные занятия
Лабораторные занятия - не предусмотрены
2.3.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)
Курсовые работы не предусмотрены
2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Самостоятельная работа включает в себя подготовку рефератов, докладов, составление библиографического списка за определенный временной период, подготовки проблемных вопросов, написание эссе, докладов, подготовку к практическим занятиям.
№ | Наименование раздела | Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы |
· 1. | Теоретические и методологические основы этнопедагогики | · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. 3. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. |
· 2. | Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры | · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. · Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. |
· 3. | Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике | · Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие. – Новосибирск, 2013. · Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с. · 3. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. |
Образовательные технологии
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульной организации. Под модулем понимается – целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Каждый модуль включает обязательные виды работ – лабораторные, практические, семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные работы по выбору (участие в олимпиаде, написание реферата, доклад, выступление на конференции, участие в НИРС, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложнённых лабораторных работ).
После изучения модуля предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума, выступления с докладом, а также выполнение кейса, представление портфолио, защита проекта и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого учащегося. В рейтинг включаются и дополнительные баллы – за участие в конференциях, научные публикации, профессиональные достижения при работе магистранта по специальности. Модульно-рейтинговая система подходит для оценки компетенции в силу того, что в балах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.
· Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
4.1.Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля:
№ п/п | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма теущего контроля |
Модуль 1. Методологические основы этнопедагогики | Тема 1. Этнопедагогика как наука об истории, теории и опыте народного воспитания Тема 2. Этнос как социокультурная единица Тема 3. Этнопедагогика как феномен демократии и гуманизма в воспитании | 1. Подготовка презентаций, выступлений. 2. Резюме, аналитический обзор. 3. Промежуточное тестирование. | |
Этнопедагогическая культура. Единство этнической и общечеловеческой педагогической культуры | Тема 4. Этнопедагогические идеи в истории педагогической мысли и образования) Тема 5. Педагогическая общность народов Тема 6. Семья как первичная ячейка этнопедагогики | 1. Собеседования. 2. Письменные домашние задания. 3. Промежуточное тестирование. | |
Формы, методы, средства воспитания и особенности их использования в этнопедагогике | Тема 7. Факторы народного воспитания Тема 8. Социально-историческая и этническая обусловленность идеалов совершенного человека в этнопедагогике Тема 9. Особенности народной педагогики кубанского казачества | 1. Подготовка рефератов, эссе 2. Письменные домашние задания проектного характера |
Задание проектного типа.
Разработать педагогический проект по одной из предложенных тем:
· Этнопедагогическая модель досугово-образовательного пространства школы
· Социально-педагогические условия возрождения традиционной культуры кубанских казаков на основе специально организованной образовательной среды
· Воспитательные возможности традиционных ремесел России и их использование в учебно-воспитательном процессе
Задания социокультурной и культурно-просветительной направленности.
Разработать программы для проведения:
· Дня станицы как традиционного для Кубани праздника предусмотрев в части этнопедагогического обеспечения мероприятия:
· видеопрезентацию материалов о семейных традициях знаменитых жителей,
· информационные материалы по народным играм, забавам, праздникам.
· Дня улицы и схода граждан:
· организация выставки изделий и поделок учащихся с использованием традиционных ремесел России и Кубани
· программа выступления фольклорных, хореографических и других творческих коллективов школьников.
· школьного праздника «Ты Кубань, ты наша Родина …»
· видеопрезентация «Народные игры Кубани»
· видеопрезентация «Сюита обычаев этносов Кубани»
· сценарный план литературно-художественной композиции «Земли моей лицо живое…»
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) (при необходимости)
Инновационные технологии
- Технологии проблемного обучения (в начале лекции ставится задача и вопросы, которые надо рассмотреть; излагая материал, к аудитории постоянно обращён вопрос - как решить данную проблему, чтобы получить наилучшие технологические, конструктивные, экологические и экономические показатели; и с помощью аудитории находится правильное решение, либо после изложения проблемного материала в конце лекции выделяется время для разбора, как была решена поставленная в начале лекции проблема).
- Деловые игры;
- Кейс технологии (чаще всего в содержании кейсов находятся конкретные проблемы или примеры из реальной профессиональной деятельности, которые берутся преподавателями из собственного профессионального опыта, из общения с производственниками, из впечатлений выпускников и т.д.);
Проректор по учебной работе,
качеству образования – первый проректор
_________________Иванов А.Г.
подпись
«_____» _____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ