Задачи, принципы и направления работы по развитию речи в школе для детей с ТНР.
Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся школы для детей с ТНР (лексическая сторона, грамматический строй, связная устная речь). Цель, задачи работы по развитию речи в школе для детей с ТНР. Принципы организации работы по развитию речи в школе для детей с ТНР. Направления работы по развитию речи в школе для детей с ТНР. Место уроков развития речи в программе по русскому языку специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР.
Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение уроков литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Задачи и содержание обучения литературе в школе для детей с нарушениями речи.
Разделы, составляющие содержание школьного литературного курса: художественные произведения; историко-литературные и сведения о жизни писателей; основы теоретико-литературной науки; русский литературный язык. Связь и преемственность между этапами литературного образования в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Математика как учебная дисциплина в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Психологические механизмы трудностей овладения математикой детьми с ТНР. Образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи обучения математике в коррекционной школе для детей с ТНР. Содержание образовательной программы по математике для детей с ТНР. Специфика использования различных методов обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Связь обучения математике с другими учебными предметами образовательного цикла школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Обязательная литература:
1. Основы теории и практики логопедии [Текст] : учебное пособие / ред. Р. Е. Левина . - Репр. воспроизведение изд. . - М. : АльянС, 2013. - 367 с.
2. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с.
Дополнительная литература:
1. Китик, Е.Е. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие / Е.Е. Китик ; Омск. гос. пед. ун-т. - М. : Флинта: Наука, 2014. - 193 с.
2. Коновалова, С. Н. Инструктивно-методические материалы к программе по педагогической практике в дошкольных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.Н. Коновалова ; ред. С. В. Щербакова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - 14 с.
3. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями [Текст]: диагностика, планирование, рек., конспекты занятий, лингвист. материал / сост. С. Ю. Шерстобитова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 156 с. - (Образовательное пространство ДОУ).
4. Ляско, Е.В. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз [Текст]: учебно-метод. пособие / Е. Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. – 189 с.
5. Мишина, Г.А., Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачёва. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 144 с.
6. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.
Перечень экзаменационных вопросов
В экзаменационном билете 3 вопроса (задания)
Вопрос
(общая педагогика, общая психология,
специальная педагогика, специальная психология)
1. Структура и закономерности процесса обучения.
2. Современная система общего образования.
3. Образовательный стандарт общего образования.
4. Урок как основная форма обучения в общеобразовательной школе.
5. Характеристика современной психологии, как системы относительно самостоятельных отраслей научного знания.
6. Понятие о человеке; формы его взаимодействия с миром.
7. Функциональная и структурная организация психики.
8. Проблема развития в современной психологии.
9. Психологическая характеристика младенчества.
10. Психологическая характеристика раннего возраста.
11. Психологическая характеристика дошкольного возраста.
12. Игра как основной вид деятельности в период дошкольного детства.
13. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
14. Психологическая характеристика подросткового возраста.
15. Психологическая характеристика раннего юношеского возраста.
16. Характеристика социально-психологических явлений.
17. Характеристика основных феноменов педагогической психологии.
18. Психологические аспекты учебной деятельности и её субъекта.
19. Психологические аспекты педагогической деятельности и её субъекта.
20. Современное состояние специальной (коррекционной) педагогики.
21. Становление и развитие системы специального образования.
22. Психология детей с проблемами в развитии как самостоятельная отрасль научного знания.
23. Сущность феномена нарушенного развития в специальной психологии.
24. Проблема закономерностей нарушенного развития в специальной психологии.
25. Сущность феномена компенсации в специальной психологии.
26. Психический дизонтогенез.
27. Сущность депривационных феноменов в специальной психологии.
28. Психолого-педагогическая диагностика как основа коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
29. Основные направления деятельности психологической службы в общеобразовательном специальном (коррекционном) учреждении.
30. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Дифференциальная диагностика.
Вопрос
(частные методики коррекционной работы с лицами,
имеющими ограниченные возможности здоровья;
специальная (коррекционная) дошкольная педагогика)
- 1. Логопедия как отрасль специальной педагогики. Предмет, принципы, методы и задачи логопедии. Принципы анализа речевых нарушений.
- Классификации речевых нарушений.
- Строение и функционирование речевого аппарата.
- Общее недоразвитие речи. Характеристика, история изучения, классификация.
- Организация и содержание логопедической работы с дошкольниками с ОНР (II уровня).
- Организация и содержание логопедической работы с дошкольниками с ОНР (III уровня).
- Организация и содержание логопедической работы с дошкольниками с НОНР.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Определение, история изучения.
- Организация педагогического процесса и логопедическая работа с детьми с ФФН в условиях ДОУ.
- Нарушения письменной речи. История изучения, характеристика и механизмы нарушений письменной речи. Классификация нарушений письменной речи.
- Логопедическое обследование при дислексии и дисграфии.
- Методика логопедической работы при нарушениях чтения и письма, обусловленных ФФН.
- Методика логопедической работы при нарушениях чтения и письма, обусловленных ОНР.
- Методика логопедической работы при оптической дисграфии и дислексии.
- Дислалия как нарушение произносительной стороны речи. История изучения, механизмы, классификация дислалии.
- Нарушения произношения язычно-альвеолярных звуков и приемы их постановки.
- Нарушения произношения свистящих и шипящих звуков и приемы их постановки.
- Нарушения произношения заднеязычных звуков и <Й>. Приемы их постановки.
- Дефекты озвончения, оглушения и смягчения. Коррекция дефектов озвончения, оглушения и смягчения.
- История изучения ринолалии. Характеристика, формы, причины и механизмы дефекта. Классификация врожденных расщелин губы и неба.
- Методика логопедической работы при открытой ринолалии.
- История изучения дизартрии. Характеристика, причины, механизмы дефекта. Классификация дизартрий.
- Симптомокомплекс дизартрии. Характеристика, дифференциальная диагностика дизартрии от сходных состояний.
- Степени дизартрии, специфика логопедической работы.
- Логопедическое обследование при дизартрии.
- Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста.
- Русский язык как образовательная область в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Задачи, принципы и направления работы по развитию речи в школе для детей с ТНР.
- Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Математика как учебная дисциплинав школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.