Задачи, принципы и направления работы по развитию речи в школе для детей с ТНР.

Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся школы для детей с ТНР (лексическая сторона, грамматический строй, связная устная речь). Цель, задачи работы по развитию речи в школе для детей с ТНР. Принципы организации работы по развитию речи в школе для детей с ТНР. Направления работы по развитию речи в школе для детей с ТНР. Место уроков развития речи в программе по русскому языку специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР.

Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение уроков литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Задачи и содержание обучения литературе в школе для детей с нарушениями речи.

Разделы, составляющие содержание школьного литературного курса: художественные произведения; историко-литературные и сведения о жизни писателей; основы теоретико-литературной науки; русский литературный язык. Связь и преемственность между этапами литературного образования в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Математика как учебная дисциплина в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Психологические механизмы трудностей овладения математикой детьми с ТНР. Образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи обучения математике в коррекционной школе для детей с ТНР. Содержание образовательной программы по математике для детей с ТНР. Специфика использования различных методов обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Связь обучения математике с другими учебными предметами образовательного цикла школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Обязательная литература:

1. Основы теории и практики логопедии [Текст] : учебное пособие / ред. Р. Е. Левина . - Репр. воспроизведение изд. . - М. : АльянС, 2013. - 367 с.

2. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с.

Дополнительная литература:

1. Китик, Е.Е. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие / Е.Е. Китик ; Омск. гос. пед. ун-т. - М. : Флинта: Наука, 2014. - 193 с.

2. Коновалова, С. Н. Инструктивно-методические материалы к программе по педагогической практике в дошкольных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.Н. Коновалова ; ред. С. В. Щербакова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - 14 с.

3. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями [Текст]: диагностика, планирование, рек., конспекты занятий, лингвист. материал / сост. С. Ю. Шерстобитова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 156 с. - (Образовательное пространство ДОУ).

4. Ляско, Е.В. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз [Текст]: учебно-метод. пособие / Е. Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. – 189 с.

5. Мишина, Г.А., Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачёва. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 144 с.

6. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.

Перечень экзаменационных вопросов

В экзаменационном билете 3 вопроса (задания)

Вопрос

(общая педагогика, общая психология,

специальная педагогика, специальная психология)

1. Структура и закономерности процесса обучения.

2. Современная система общего образования.

3. Образовательный стандарт общего образования.

4. Урок как основная форма обучения в общеобразовательной школе.

5. Характеристика современной психологии, как системы относительно самостоятельных отраслей научного знания.

6. Понятие о человеке; формы его взаимодействия с миром.

7. Функциональная и структурная организация психики.

8. Проблема развития в современной психологии.

9. Психологическая характеристика младенчества.

10. Психологическая характеристика раннего возраста.

11. Психологическая характеристика дошкольного возраста.

12. Игра как основной вид деятельности в период дошкольного детства.

13. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

14. Психологическая характеристика подросткового возраста.

15. Психологическая характеристика раннего юношеского возраста.

16. Характеристика социально-психологических явлений.

17. Характеристика основных феноменов педагогической психологии.

18. Психологические аспекты учебной деятельности и её субъекта.

19. Психологические аспекты педагогической деятельности и её субъекта.

20. Современное состояние специальной (коррекционной) педагогики.

21. Становление и развитие системы специального образования.

22. Психология детей с проблемами в развитии как самостоятельная отрасль научного знания.

23. Сущность феномена нарушенного развития в специальной психологии.

24. Проблема закономерностей нарушенного развития в специальной психологии.

25. Сущность феномена компенсации в специальной психологии.

26. Психический дизонтогенез.

27. Сущность депривационных феноменов в специальной психологии.

28. Психолого-педагогическая диагностика как основа коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

29. Основные направления деятельности психологической службы в общеобразовательном специальном (коррекционном) учреждении.

30. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Дифференциальная диагностика.

Вопрос

(частные методики коррекционной работы с лицами,

имеющими ограниченные возможности здоровья;

специальная (коррекционная) дошкольная педагогика)

  1. 1. Логопедия как отрасль специальной педагогики. Предмет, принципы, методы и задачи логопедии. Принципы анализа речевых нарушений.
  2. Классификации речевых нарушений.
  3. Строение и функционирование речевого аппарата.
  4. Общее недоразвитие речи. Характеристика, история изучения, классификация.
  5. Организация и содержание логопедической работы с дошкольниками с ОНР (II уровня).
  6. Организация и содержание логопедической работы с дошкольниками с ОНР (III уровня).
  7. Организация и содержание логопедической работы с дошкольниками с НОНР.
  8. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Определение, история изучения.
  9. Организация педагогического процесса и логопедическая работа с детьми с ФФН в условиях ДОУ.
  10. Нарушения письменной речи. История изучения, характеристика и механизмы нарушений письменной речи. Классификация нарушений письменной речи.
  11. Логопедическое обследование при дислексии и дисграфии.
  12. Методика логопедической работы при нарушениях чтения и письма, обусловленных ФФН.
  13. Методика логопедической работы при нарушениях чтения и письма, обусловленных ОНР.
  14. Методика логопедической работы при оптической дисграфии и дислексии.
  15. Дислалия как нарушение произносительной стороны речи. История изучения, механизмы, классификация дислалии.
  16. Нарушения произношения язычно-альвеолярных звуков и приемы их постановки.
  17. Нарушения произношения свистящих и шипящих звуков и приемы их постановки.
  18. Нарушения произношения заднеязычных звуков и <Й>. Приемы их постановки.
  19. Дефекты озвончения, оглушения и смягчения. Коррекция дефектов озвончения, оглушения и смягчения.
  20. История изучения ринолалии. Характеристика, формы, причины и механизмы дефекта. Классификация врожденных расщелин губы и неба.
  21. Методика логопедической работы при открытой ринолалии.
  22. История изучения дизартрии. Характеристика, причины, механизмы дефекта. Классификация дизартрий.
  23. Симптомокомплекс дизартрии. Характеристика, дифференциальная диагностика дизартрии от сходных состояний.
  24. Степени дизартрии, специфика логопедической работы.
  25. Логопедическое обследование при дизартрии.
  26. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста.
  27. Русский язык как образовательная область в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  28. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи в школе для детей с ТНР.
  29. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
  30. Математика как учебная дисциплинав школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наши рекомендации