Соревновательной деятельности по виду спорта русская лапта
Таблица № 6
Виды соревнований (игр) | Этапы и годы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |
Контрольные | ||||
Отборочные | - | - | ||
Основные | ||||
Всего игр |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка – это педагогический процесс направленный на воспитание спортсмена как личности, его морально-волевых качеств.
В психологии спорта принять делить психологическую подготовку на общую и к конкретному соревнованию. Каждый раздел психологической подготовки имеет специфические задачи.
- Воспитание высоких моральных качеств.
- Воспитание волевых качеств (целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.)
- Установление и воспитание совместимости в процессе совместной деятельности в составе команды и отдельных звеньев.
- Адаптация к условиям соревнований.
- Настройка на игру и методика руководство командой в игре.
Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов.
Основные из них:
- Средство идеологического воздействия (радио, лекции, искусство, беседы).
- Личный пример тренера, убеждение, поощрение, наказание.
- Побуждение к деятельности, поручение.
- Составление плана тренировочного занятия и самостоятельное его проведение.
- Проведение совместных занятий.
- Упражнения повышенной трудности.
- Соревновательный метод.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки и высококвалифицированных и юных спортсменов.
Общий объем нагрузок на этапе начальной подготовки сравнительно небольшой и достаточное восстановление обеспечивается естественным путем. Для этого этапа подготовки наибольшее значение имеют педагогические средства восстановления, которые предусматривают рациональное чередование нагрузок различной направленности, величины интервала отдыха. Из дополнительных средств восстановления рекомендуется систематическое применение гигиенического душа, водных процедур закаливающего характера. Питание и витаминизация должны строится с учетом возрастных и сезонных особенностей.
На учебно-тренировочном этапеприменяется значительно более широкий арсенал восстановительных мероприятий.
Педагогические средства являются основными средствами, так как при рациональном построении тренировочного процесса остальные средства восстановления оказываются не эффективными. Пед. средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятий, способствующего стимуляцию восстановительных процессов, рациональное построение тренировок, в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла. На учебно-тренировочном этапе с ростом уровня подготовленности увеличивается объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Этап спортивного совершенствования характеризуется дальнейшим повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Увеличивается постепенно число занятий в недельном цикле в соответствии с ростом спортивных достижений.
Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, физические факторы, массаж, фармакологические средства восстановления и витамины, психологические средства восстановления.
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
Работа по развитию инструкторских и судейских навыков проводится на этапах учебно-тренировочном и спортивного совершенствования.
Учебно-тренировочном этап. Составление комплексов упражнений для подготовительной, основной и заключительной частей занятий, разминка перед соревнованиями. Составление планов – конспектов тренировочных занятий. Судейство соревнований по русской лапте в спортивной школе.
СИТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1.Конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку
на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта русская лапта.
Таблица № 7
ВЛИЯНИЕ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ПО ВИДУ СПОРТА РУССКАЯ ЛАПТА
Физические качества и телосложение | Уровень влияния |
Скоростные способности | |
Мышечная сила | |
Вестибулярная устойчивость | |
Выносливость | |
Гибкость | |
Координационные способности | |
Телосложение |
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние.
3.2. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки
Результатом реализации Программы является:
На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта водное поло;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта водное поло.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта водное поло;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.
Система спортивного отбора включает:
а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия спортом;
б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта водное поло;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях
3.3. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки.
Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:
- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта футбол;
- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта футбол;
- выполнение плана спортивной подготовки;
- прохождение предварительного соревновательного отбора;
- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.
3.4. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта русская лапта.
Таблица № 8
Переводные нормативы по физической подготовке
№ п/п | Показатели | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
девушки | ||||||||
Становая сила (кг) | ||||||||
Бег 30 м (с) | 6,0 | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,7 | 5,7 | 5,6 | |
Бег 30 м (5*6,с) | 12,3 | 12,2 | 11,9 | 11,6 | 11,3 | 11,3 | 11,0 | |
Бег 100м с изменением направления | 23,4 | 22,4 | 20,1 | 19,8 | 19.1 | 18,7 | 17,9 | |
Прыжок в длину с/м(см) | ||||||||
Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками (м) | 4,0 | 5,8 | 6.8 | 7,2 | 8,5 | 9,4 | 10.2 | |
Юноши | ||||||||
Становая сила (кг) | ||||||||
Бег 30 м (с) | 5,8 | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 5,1 | 5,0 | 4,8 | |
Бег 30 м (5*6,с) | 12,3 | 12,1 | 11,8 | 11,0 | 10,5 | 10,2 | 10,0 | |
Бег 100м с изменением направления | 22,4 | 21.2 | 19,2 | 18,5 | 17,9 | 17,1 | 16,0 | |
Прыжок в длину с/м(см) | ||||||||
Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками (м) | 4,6 | 5,2 | 6,5 | 7,8 | 9,7 | 11,4 | 13,8 |
Таблица № 9
Переводные нормативы по технической подготовке
№ п/п | Показатели | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
Удары битой способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны | ||||||||
Удары битой способом «свеча» | ||||||||
Удары битой способом «сбоку» | ||||||||
Подача мяча в круг подачи | ||||||||
Ловля высоко летящего мяча | ||||||||
Ловля мяча после передачи партнера | ||||||||
Бросок мяча в цель | ||||||||
Передача мяча в стену |
Таблица № 10
Переводные нормативы по тактической подготовке
№ п/п | Показатели | Этапы | ||||||
Начальной подготовки | Учебно-тренировочный | |||||||
Приемы, позволяющие избежать осаливания | ||||||||
Групповые действия, розыгрыш очков (2,4.6) | ||||||||
Командные действия, розыгрыш очков (8,10,12) | ||||||||
Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру | ||||||||
Ловля мяча в 4-й зоне, осаливание в 5-й зоне | ||||||||
Ловля мяча во 2-й зоне, передача в 4-ю зону, осаливание в 5-й зоне | ||||||||
Переосаливание |
Список литературы 1. Валиахметов Р.Н., Костарев Ю.А., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. – Уфа: БГПИ, 1996. 2. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И. Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. – Уфа: БГПИ, 1996. 3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с. 4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977. 5. Озолин Н.Г. настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864 с. 6. Русская лапта/ Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. – М.: советский спорт, 2004. – 80с. 7. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986. 8. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996. 9. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003. 10. Валиахметов Р. М. «Лапта» 2007 г. 11. Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г. 12. Костарев А.Ю. Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. 13. Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г. 14. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013 N 30530). |