Раздел 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Структура и закономерности процесса обучения.

Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения. Признаки процесса обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителя и учащихся; педагогическое руководство; планомерная специальная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила процесса обучения. Структура процесса обучения. Цикличный характер. Закономерности процесса обучения. Общие закономерности: закономерность цели; закономерность содержания; закономерность качества обучения; закономерность методов обучения; закономерность управления обучением; закономерность стимулирования.

Современная система общего образования.

Понятие системы образования. Образовательные учреждения. Системы дошкольного и школьного образования.

Образовательный стандарт общего образования.

Образовательный стандарт. Инвариантная и вариативная часть общеобразовательного стандарта.

Урок как основная форма обучения в общеобразовательной школе.

Понятие об уроке. Функции урока. Требования к уроку (общие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические). Урок как целостная система. Подструктуры урока: дидактическая, методическая и логико-психологическая. Компоненты урока. Типы и виды уроков.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Характеристика современной психологии, как системы относительно самостоятельных отраслей научного знания.

Современное определение психологии, характеристика её предмета (психики), структура психологии. Характеристика методов исследования, используемых в психологии, и требования, предъявляемые к ним.

Понятие о человеке; формы его взаимодействия с миром.

Понятие о человеке, индивиде, личности, индивидуальности и субъекте. Различные подходы к изучению человека. Определение поведения. Понятие и структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности: общения, игры, учебной и трудовой деятельности.

Функциональная и структурная организация психики.

Определение психики. Характеристика психических процессов, состояний и свойств. Определения познавательных процессов. Виды и свойства познавательных процессов. Определение и структура личности; характеристика свойств и состояний личности.

Проблема развития в современной психологии.

Предмет, задачи, структура и методы исследования психологии развития. Понятие о движущих силах, условиях и факторах возрастного развития. Содержание основных понятий психологии развития: психологический возраст, периодизация возрастного развития, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, возрастной кризис, психологические возрастные новообразования, центральное новообразование. Закономерности и законы психического развития.

Психологическая характеристика младенчества.

Характеристика кризисов новорожденности и одного года. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в младенчестве. Основные достижения в развитии познавательной, двигательной сферы и личности ребёнка. Возрастные психологические новообразования младенчества.

Психологическая характеристика раннего возраста.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в раннем возрасте. Особенности развития познавательной сферы, личности и деятельности ребёнка от одного до трёх лет. Возрастные психологические новообразования возраста. Характеристика кризиса трёх лет.

Психологическая характеристика дошкольного возраста.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития дошкольного возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

Игра как основной вид деятельности в период дошкольного детства.

Определение, виды и структура игры. Роль игры в развитии психики человека. Развитие игровой деятельности у детей. Особенности становления и развития игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наши рекомендации