Глава v. создание коррекционно-развивающей среды для эстетического воспитания.
Ознакомление детей с красотой жизни, в первую очередь, осуществляется в процессе непосредственного контакта с соответствующей окружающей средой.
Исходя из задач эстетического воспитания, направленных на развитие эстетического восприятия, формирование эстетических чувств и представлений, художественно-творческих способностей, норм этического поведения и эстетического вкуса, к организации коррекциорнно-развивающей среды, предъявляются не только общедидактические требования, но и учитывается своеобразие психофизического становления детей с проблемами в развитии. Степень готовности их к восприятию красоты, понимания ее гармонического ряда, непроизвольного интереса, а также предметно-практическими навыками взаимодействия и контактирования с предметным миром является одним из условий организации гармонической среды.
Чаще всего «зона актуального», эстетического развития обусловлена тем, как у родителей воспитаны чувства вкуса, такта, гармонии и желания окружать себя красивой обстановкой.
Однако у значительного количества детей с отклонениями в развитии опыт семейного общения с образцами гармоничческого художественного окружения практически или отсутствует, или слабо выражен. Поэтому, как врачующее средство недостаточности радостных психоэмоциональных переживаний, у детей данной категории является окружение их с гармонизированной средой, где через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и музыкально-эстетическое воспитание формируются различные формы эстетической деятельности.
Одним из важных чувств в эстетическом воспитании является гидонистическое чувство, позволяющее любоваться красотой цветовой насыщенности предметного мира, пластикой их форм и звуковой культурой. Все это постепенно складывается в понятие «единство формы, цвета, звука», как средства эмоциональной удовлетворенности, умиротворенности, снятия негативных чувств и проявлений и обретение понимания смысла жизни, как радстногобытия.
К средствам эстетического воспитания детей относятся: занятия рисованием, лепкой, аппликацией, музкальные занятия, театрально-художетсвенная деятельность.
Одним из эффективных средств эстетического развития является общение с природой, растительным и животным миром. Наряду с общепедагогическими требованиями к оформлению детского сада, такими как, целесообразность, практическая оправданность обстановки, соответсвующей сочетанию цветового и светового оформления, функциональным взаимосвязям между помещениями, оборудованием и оснащением в детских садах компенсирующего вида существуют еще специальные коррекционные требования. Так, например, в красивом интерьере детского сада для детей с нарушнием зрения нельзя применять оформление эстампами со стеклянными поверхностями, так как блики на стекле мешают восприятию изображений и пониманию их содержания.
В работе с глухими детьми нельзя помещать иллюстрации, картины, если дети не знают название этих объектов. Для умственно отсталых детей содержание картин, располагаемых на стенах должно быть близко, понятно по смыслу.
Такие же специфические требования существуют и при подборе дидактического материала для занятий по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию. Например, при оформлении кабинета изобразительной деятельности (изостудии) важно иметь большое количество реальных объектов для рисования с натуры.
При этом для каждого ребенка следует организовать отдельное рабочее место со специальным столом и набором приспособлений для хранения атрибутов, бумаги, оборудования. (вставка, литтле, стр. 35) Кроме того наборы такой мебели и приспособлений позволяют размещать рабочие места в зависимости от содержания работы, возможностей самостоятельной деятельости отдкльных детей, в своеобразии их общения друг с другом и др.
Для коллективных видов деятельности можно создавать ситуации работы на ленточных столах, полу, когда рабочее поле выстраивается в соответствии со степенью участия каждого ребенка в меру его способностей и возможностей. В этом случае задание строится дифференцированно для каждого ребенка, один может выполнить работы больше, другой меньше.
Для занятий изобразительным искусством в настоящее время предлагается достаточно большой выбор материалов и избразительно-выразительных средств. Совершенно неправильно предлагать детям, особенно раннего и дошкольного возраста, рисовать на небольших альбомных листах. Это не соответствует их функциональным возможностям.
В связи с тем, что к семи годам чаще всего у дошкольников бинокулярное зрение еще не сформировано, а у отдельных детей с нарушением зрения оно вовобще нарушено и многие из них имеют дальнозоркое зрение, им сложно рисовать на маленьких плоскостях, а удобнее рисовать, используя на крупные листы бумаги.
Успешнее всего идет обучение изображению предметов на меловых досках, укрепленных к стене, расположенными внизу доски со специальными желобками для хранения цветных мелков. Доска должна быть достаточно большого размера с тем, чтобы было место для показа навыков изображению педагогом и место, где могут рисавать дети и практически доходить до пола.
Для вытирания изображений на доске следует к верхней части доски необходимо прикрепить на резинке мешочки с заложенными внутрь губками. Это создает определенный комфорт и порядок при изображении на доске, ненужные детали, неправильное изображение дети стирают, исправляют, начинают работать заново. Такие доски предпочтительно иметь в разных помещениях детского сада для развития изобразительных навыков и для профилактики появления негативных детских шалостей - рисования на стене.
Хранение бумаги, кальки, ткани, различных фактурных материалов должно быть четко систематизированно. Особые требования предъявляются к изобразительным средствам. Они должны быть строгго дифференцированны, размещены в специальном шкафу, каждый из них имеет свои условия хранения и ражделено по видам изобразительным возможностей. Нельзя хранить вместе сангину, цветные мелки, пастели, они теряют свою ктуру и цветность. Гуашевые и акварельные краски также имеют свои требования при хранении и расположении. Для этого в промышленности сейчас имеется много различных приспособлений. Особого внимания требует работа с кистью. В настоящее время есть специальные контейнеры для хранения кистей по видам работ и дидактическим задачам. Поэтому важно оснастить рабочее место таким образом, чтобы дети не разливали краску, не бросали кисти, а располагали в обозначенные места.
Много возможностей в настоящее время имеется для оборудования рабочего места для детской лепки: столы с бортиками, нишами, в которых располагаются вспомогательные средства, стеки, деревянные палочки для скрепления деталей, природные материала для украшения глиняной поделки.
Все это приучает детей к целесообразному порядку, а рациональный порядок в продуктивных видах деятельности, формирует особое эстетическое удвольствие от пребывания в среде. Это требует от ребенка соблюдения сосредоточения на красоте и порядке, что становтся средством коррекции его некоторой рассеянности, неуверенности при выполнении деятельности, недстаточности предметно-практических действий и воспитания аккуратности, которое входит в понятие «наслаждение от красоты и порядка».
Здесь же следует сказать, что изобразительная деятельность, особенно рисование красками и лепка, часто могут огорчать детей тем, что часто пачкаются платье, руки. В этом случае возникает отторжение ребенка от таких занятий.
Для предупреждения таких негативных отторжений необходимо использовать специальные фартучки, салфетки, халаты, приготовлять воду в различных ведерках и тазиках, чтобы мгновенно привести себя в порядок и не прерывать работу. Кроме того, неэстетично, если педагог не продумывает место для хранения отбросов. Наличие их на столе и в рабочем поле ребенка производит впечатление беспорядка и неряшливости, а это те чувства, которые далеко отстаят от гидонстического любования красотой и порядком.
Существенное влияние на формирование художественного вкуса детей оказывает музыкальное воспитание. Назовем место, где в основном сосредотачивается музыкальное воспитание музыкальным салоном. Оно звучит необычнее в отличии от музыкального зала, но нам кажется удачнее, так как салон позволяет вести не только целенаправленную педагогическую деятельность ребенка, но и сужаться до небольшого помещения в групповой комнате до понятия «блок», «музакальный центр», где выступает главным действующим лицом не педагогЮ, а сам ребенок: включает музыку, прослушивает произведения, играет на музыкальных инструментах, проводит музыкальные занятия с куклами и свертниками, словом воспроизводит все то, чему его научили в музыкальном зале. В таком мини-музыкальном салоне можно пронаблюдать насколько созданы условия для самопроявления ребенка в музыкальных видах деятельности и насколько глубоко музыкальные занятия затронули душу ребенка.
Исходя из существующей классификации пособий, используемых в музыкальном воспитании, можно выделить несколько групп:
- первая группа- это образные, предметные игрушки, персонажи кукольного, пальчикового, теневого театров и т.п.;
- во вторую группу входят различные звучащие игрушки и музыкальные инструменты (свирели, дудки, рожки, музыкальные шкатулки, баяны, металлофоны идр.);
- в третью группу входят музыкально-дидактические игры пособия;
- четвертая группа аудио, визуальные средства (фильмы, диафильмы, магнитофонные записи, фонотека и музыкальные центры).
Особые требования предъявляются к организации разных форм работы. Если это танцевальный зал и проводится вечер танцев, то необходимо учитывать какой будет поверхность пола. Она не должна быть скользкой, но и на ковре танцевать неудобно. Поэтому лучше танцевать на полу, на котором нет скольжения. Для того, чтобы прослеживать свои движения, в кабинете ритмики должно быть большое зеркало и станок для отработки позы.
Лучше всего для прослушивания мызыкальных произведений создавать обстановку подобную консерваторским залам в миниатюре, где стулья располагаются в два - три ряда, а на возвышении (минисцене) могут находиться рояль, музыкальный центр или поющий солист.
Разбитый на сектора музыкальный зал позволяет музыкальному работнику пластично переводить детей от одного вида заданий к другому. Тем более, что отдельные дети иногда долго не включаются в занятия ритмикой, а глухим детям салон для прослушивания музыкальных произведений может быть организован своеобразно, когда при прослушивании музыки они кладут свои руки на крышку рояля. В этом случае у рояля должны стоять специальные скамейки, на которые дети встают, чтобы удобно было воспринимать вибрацию от музыкального произведения.
Большим разделом музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей. Все дети любят игру в оркестре и чем больше таких детских инструментов доступно для ребенка, а если еще оборудовано специальное место, где можно поиграть в них, то это тем более благодатно влияет на ребенка. Было бы неплохо, если бы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида были бы открыты отделения музыкальных школ. Тогда дети, особенно одаренные, получали бы возможность успешного музыкального развития и подготовки для поступления в музыкальную школу.