Особенности личностно-ориентированного занятия.
Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на занятии.
Продумывание педагогом возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
Организация обмена мыслями, мнениями ,оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области приложения знаний.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятию.
Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
Проведение наблюдений за школьниками.
В системе личностно-ориентированного обучения педагог и ученик выступают как равноправные партне ры, носители разного, но необходимого опыта. Профессиональная позиция педагога состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы.
Педагог должен продумать не только то, какой материал сообщать, но и предугадать, что из этого материала имеется в субъектном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения и собственной жизнедеятельности. При этом обсуждать детские «версии» не в жестко оценочной ситуации (правильно -неправильно), а в равноправном диалоге, обобщать эти «версии», выделять и поддерживать соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.
В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты.Педагогу остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. Обсуждая их на занятии, педагог формирует коллективное знание, а не просто добивается от группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.
Подбирая дидактический материал, педагог обязан не только учитывать его объективную сложность, но и индивидуальные предпочтения каждого ученика. На потбор такого материала следует гибко использовать в процессе занятия, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.
Межличностное взаимодействие в процессе урока обеспечивается:
— использованием различных форм общения;
— учетом личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т.п.);
—предвосхищением возможных изменении в организации коллективной работы группы, коррекциях по ходу занятия.
Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце урока того, что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.
Следует подчеркнуть, что в адаптивной школе учитель занимает новую, не привычную для него пока профессиональную позицию — одновременно и педагога и психолога, умеющего осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.
Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.
Ананьев Б. Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика, 1957. №7.
Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1964.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
Калмыкова З. И. Обучаемость и принцип построения методики ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971.