Функции и противоречия педагогической деятельности
· В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
o 1. В целеполагающую группу входят следующие функции:
§ ориентационная;
§ развивающая;
§ мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
§ информационная.
· Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
o 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:
§ конструктивная;
§ организаторская;
§ коммуникативная;
§ гностическая.
· Так, конструктивная функция обеспечивает:
o а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
o б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
o в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
· Организаторская функция реализуется через организацию:
o а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
o б) различных видов деятельности учащихся;
o в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
· Коммуникативная функция предполагает:
o а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;
o б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
· Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
o а) содержания и способов воздействия на других людей;
o б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
o в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
· Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий (рис. 4). Это противоречия между следующими факторами:
o динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
o динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;
o личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
o растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;
o потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;
o уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;
o возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.
Уровни продуктивности педагогической деятельности
· Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:
o целенаправленность;
o мотивированность;
o предметность.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина (Кузьмина Н.В., 1990. С.13; см. аннотацию) выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.
IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.
V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный (рис. 5).