Профессиональная Я-концепция учителя

· 12.2.1. Понятие Я-концепции

· 12.2.2. Профессиональное самосознание учителя

· 12.2.3. Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя

Понятие Я-концепции

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.

· В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания:

o появление и формирование самосознания,

o его развитие на протяжении жизни человека,

o появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д.

· Во втором случае рассматриваются в большей степени:

o форма этого опыта,

o его структура и организация,

o его функции в жизнедеятельности человека.

· В вопросе классификации различных сторон самосознания, или "Я"-феномена, важными являются два критерия:

1. Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах:

§ "Я" как представитель определенной профессиональной группы;

§ "Я" как член семьи;

§ "Я" как член определенных общественных организаций и т.д.

2. Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.

§ Временная точка зрения на себя:

§ "прошлое Я" - каким я был раньше;

§ "настоящее Я" - какой я сейчас;

§ "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем.

§ С точки зрения различных ценностей:

§ каким я хотел бы быть сам - личные ценности;

§ каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы.

§ Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д.

Все эти различные аспекты "Я"-феномена интегрированы в личности в единое целое, в некоторую систему, состоящую из различных, иногда даже противоречивых элементов.
Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека:
1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т.е. это мое знание, мой опыт.
2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.
Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

· Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена:

o многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.);

o многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.).

Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.
Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией (Пряжников Н.С., 1996; см. аннотацию).



Наши рекомендации