Особенности воспитания нравственных чувств у дошкольников
Нравственное дошкольное воспитание помогает ребенку правильно оценивать свои поступки, понимать чувства других людей, а также стремиться к справедливости, дружбе, состраданию и добру. Эффективное нравственное воспитание дошкольников рассматривается как непрерывный процесс получения и усвоения образцов поведения в обществе и семье. Ребенок начинает правильно воспринимать нравственность и мораль, если осознает для себя необходимость их соблюдения, а не следует нормам по принуждению. Нравственное воспитание дошкольников формируется в процессе переживаний и эмоций, развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Формой восприятия нравственности могут быть переживания, различные вербальные и невербальные средства восприятия. С нравственным дошкольным воспитанием тесно связана эмоциональная среда, в которой ребенок получает опыт, формирует свое отношение к окружающему миру и выбирает образцы поведения. Родители и педагоги при воспитании дошкольников должны акцентировать внимание на моральных оценках и суждениях, обеспечивать здоровую среду для развития ребенка. В процессе обсуждения нравственных вопросов формируется четкая система ценностей. Ребенок начинает понимать разницу между отрицательными и положительными поступками. Эффективного нравственного воспитания дошкольников не может быть без обсуждения нравственной стороны действий и событий. Для того чтобы ребенок четко понимал нравственность, можно использовать примеры из художественных произведений и реальной жизни. В основе примеров должны лежать сопереживание и сочувствие, развитие способности к эмпатии. При нравственном воспитании можно использовать различные средства, в том числе художественные, природные, музыкальные и т.д. К основным группам средств нравственного воспитания можно отнести: художественные и творческие средства (живопись, музыка, литература, кино и т.д.), которые направлены на эмоциональную окраску поведения людей и событий; природные средства, которые вызывают гуманные чувства, желание помощи и заботы, развивают нравственную сферу и многогранность личности ребенка; трудовые и игровые средства, которые являются основой практики нравственного поведения; социальная и семейная атмосферы, которые должны быть наполнены доброжелательностью, любовью, поддержкой и заботой. При выборе определенных средств нравственного воспитания дошкольников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, уровень интеллектуального развития и творческие способности.
Взгляды педагогов-гуманистов на нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Аристотель
В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков( приучение, частое повторение желательных действий) и разум –таковы 3 источника нравственного воспитания.
Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения, формирующие привычки и навыки нравственного поведения. Во всяком желании и деятельности ,по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, только равновесие хорошо и полезно. Отсюда добродетелью является поведение, избегающее во всем крайностей как избытка, так и недостатка. В таком поведении и следует упражняться. Аристотель, в отличие от Платона полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании.
Коменский
Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием.
Следуя Платону и Аристотелю, Коменский основными, «кардинальными» добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах- основа добродетели, поэтому мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всем меру, никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения. Мужество- это добродетель, включающая такие черты, как самообладание, выносливость , готовность принести пользу, когда того требуют время и обстоятельства, выполнение долга.
Кроме этих главных добродетелей , Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность , вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.
Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении( в частности, при воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Цели нравственного воспитания.
К.Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определил как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал:
« …мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы –народностью. Любовь к родине, писал Ушинский, -это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.
Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.
Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь ввиду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись.
Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам- подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.
Песталоцци
Песталоцци полагал, что главная задача воспитания- сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи.
«Отчий дом, - восклицает Песталоцци,- ты школа нравов».
Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе. Социальные связи ребенка, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью великого человеческого целого и распространит свою любовь на все человечество.
Песталоцци предпочитал « живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.
Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным.
Отношение Песталоцци к религии- свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Постоянно призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспитании у детей протеста против общественной несправедливости.
Л.Н.Толстой
Содержание нравственного воспитания детей нашло отражение в статье Л.Н. Толстого « Беседы с детьми по нравственным вопросам» и определяется как умение педагога донести до детей на доступном языке учение о духовности каждого существа, а также как умение человека преодолевать противоречия своей природы, чтобы быть счастливым.
В этой статье педагог сосредоточил внимание на этической культуре ребенка, его умении отличать добро от зла в мыслях, словах, поступках. Он обсуждал с детьми, как можно преодолеть злобу и недовольство:
« постарайся полюбить того, кого ты не любишь, кто обидел тебя… и на душе станет особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя…». Особую роль он отводил положительным эмоциям, так как отрицательные эмоции разрушают целостность личности. «Преподавание нравственности « связывал с наукой человековедения, т.е. обобщенным нравственным опытом человечества. Одним из условий нравственного развития, по его мнению, является свобода.
Гербарт
Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом.
Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина- это и дисциплина, и результат воспитания.
Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы « в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту ,требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало.
В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.
Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться « поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания « одна искра может тотчас же зажечь другую».
Белинский
Считал важнейшей стороной формирования человека- общественного деятеля. Его высказывания о средствах и путях воспитания нравственности богаты и содержательны.
Необходимо, чтобы дети прежде всего полюбили добро. Белинский указывал, что главную роль в психической жизни детей раннего возраста играют эмоции. Поэтому надо воздействовать прежде всего на чувства детей, а не на их сознание. «Чувства предшествуют знанию, кто не почувствовал нравственности, тот не понял ее», - говорит Белинский.
Чем моложе ребенок, тем более непосредственный характер носят его впечатления и представления. Поэтому в младшем возрасте следует развивать в детях расположение к хорошему и отвращение к дурному.
Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры.