Задачи нравственного воспитания в дошкольном возрасте
В современной дошкольной педагогике нравственность определяется как «личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный обмен, образ жизни, поведение человека». Нравственное воспитание в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя знания, представления о морали, мотивацию поведения, отношения с взрослыми и сверстниками, эмоциональные переживания, поступки, поведение. Причем отличительной чертой работы данного механизма будет незаменяемость его компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонента, последовательность формирования нравственных качеств ребенка в зависимости от его возраста.
Задачами нравственного воспитания считаются:
1. формирование компонентов механизма нравственного воспитания;
2. формирование нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный исторический период.
Даже фрагментарный анализ подходов к задачам нравственного воспитания в середине прошлого и начале нынешнего века позволяет сделать вывод о том, что современный подход к классификации задач нравственного воспитания отличает иное соотношение и индивидуального, и коллективного. Воспитание действительно ставит во главу угла не какую-либо гипотетическую «личность ребенка», а конкретного ребенка с его конкретными особенностями и проблемами.
Воспитание нравственных качеств ведется не изолированно от состояния среды на данном этапе исторического развития общества, а с учетом ее состояния, что делает его не только личностно ориентированным, но и практически направленным, а следовательно, и здоровьесберегающим, поскольку ребенок не ощущает себя вне реалий окружающего его мира, едва за ним закрывается дверь детского сада.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью и социальным воздействием. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, не используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако этот путь не всегда эффективен (хотя, к сожалению, в последнее время становится все более распространенным) и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация, в том числе и социальная, к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно сформировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, а по необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Раскрыв подробно механизм нравственного воспитания, подчеркнем, что действие его носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка, допустим, младшего школьного возраста, нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.