Тема: Особенности речевого развития детей при умственной отсталости.
План, вопросы для коллективного обсуждения
1.Особенности возникновения первых доречевых форм (лепета).
2.Недоразвитие коммуникативной функции речи.
3.Спецификаовладения у.о. ребенком различными видами словесной регуляции.
Задания для самостоятельного изучения:
1. Подготовить сообщение об особенностях речевого общения у.о. дошкольников.
2. Разработать рекомендации для родителей по развитию речи у у.о. детей .
Литература (основная, дополнительная)
1. Дробышева Е. С.Особенности распознавания личности другого по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости / Дробышева Е. С., Агавелян О. К.// Специальное образование. - 2010. - № 1. - С. 23-29.
2. Жукова А. В.Формирование грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллектуального развития / Жукова А. В.// Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 4. - С. 58-62.
3. Зак Г. Г.Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г. Г.// Специальное образование. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
4. Инденбаум Е. Л.Новый взгляд на старую проблему : к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Инденбаум Е. Л.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 3-10.
5. Ковалева Г. А.Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития / Ковалева Г. А., Бусарнова Н. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 1. - С. 18-31.
6. Мамаева А. В.Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками / Мамаева А. В., Ханьжина А. М.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 6. - С. 32-36.
7. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.
Занятие 12.
Тема: Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников.
План, вопросы для коллективного обсуждения
1.Влияние основного дефекта на развитие личности у.о. дошкольника.
2.Особенности межличностных отношений детей с у.о.
3. Особенности социализации умственно отсталых детей.
Задания для самостоятельного изучения:
1. Аннотирование литературы по изучаемой теме.
Литература (основная, дополнительная)
- Антипова И. Г.Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.
2. Гаурилюс А. И.Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / Гаурилюс А. И.// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 13-18.
3. Дробышева Е. С.Особенности распознавания личности другого по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости / Дробышева Е. С., Агавелян О. К.// Специальное образование. - 2010. - № 1. - С. 23-29.
4. Кузьмина Т. И.Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости / Кузьмина Т. И.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 2. - С.32-36.
5. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.
6. Шаповалова О. Е.Игра - эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Шаповалова О. Е.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 2. - С. 27-34.
Занятие 13.
Тема: Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте.
План, вопросы для коллективного обсуждения
1. Коммуникативная деятельность и развитие ведущей деятельности у умственно отсталого ребенка.
2. Средства коммуникативной деятельности (речевые и внеречевые).
3. Особенности овладения у.о. детьми внеречевыми средствами коммуникации.
4. Основные направления коррекционной работы.
Задания для самостоятельного изучения:
1. Подготовить сообщение по изучаемой теме.
2. Разработать рекомендации для родителей.
Литература (основная, дополнительная)
1. Гаурилюс А. И.Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / Гаурилюс А. И.// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 13-18.
2. Ерошина Г. Ю.Разработка и реализация моделей интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями в системе специального обучения / Ерошина Г. Ю.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 4. - С.70-72.
3. Зырянова С. И.О социализации детей с особыми образовательными потребностями / Зырянова С. И.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 43-45.
4. Лазуренко С. Б.Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома-интернаты в дошкольном возрасте / Лазуренко С. Б.// Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 11-20.
5. Мамаева А. В.Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками / Мамаева А. В., Ханьжина А. М.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 6. - С. 32-36.
6. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.
Занятие 14.
Тема: Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей.
План, вопросы для коллективного обсуждения
1. Проблема психологической готовности к школьному обучению (позиции Л.И.Божович, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, Е.Е.Кравцовой, Н.Г.Салминой).
2. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению
3. Когнитивная готовность к школьному обучению.
4. Особенности развития произвольного поведения у детей с нарушением интеллекта. Связь с восприятием, представлениями, ведущей деятельностью.
5. Коммуникативная готовность к школе. Сотрудничество со взрослым.
6. Коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование психологической готовности к школьному обучению у.о. дошкольников.
Задания для самостоятельного изучения:
1. Аннотировать литературу по изучаемой теме.
Литература (основная, дополнительная)
- Антипова И. Г.Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.
2. Гаурилюс А. И.Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / Гаурилюс А. И.// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 13-18.
3. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]
4. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1 Рекомендуемая литература:
(основная)
- Антипова И. Г.Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.
2. Гаурилюс А. И.Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / Гаурилюс А. И.// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 13-18.
3. Дробышева Е. С.Особенности распознавания личности другого по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости / Дробышева Е. С., Агавелян О. К.// Специальное образование. - 2010. - № 1. - С. 23-29.
4. Ерошина Г. Ю.Разработка и реализация моделей интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями в системе специального обучения / Ерошина Г. Ю.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 4. - С.70-72.
5. Жукова А. В.Формирование грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллектуального развития / Жукова А. В.// Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 4. - С. 58-62.
6. Зак Г. Г.Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г. Г.// Специальное образование. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
7. Закрепина А.Изучение особенностей социального развития детей с отклонениями в умственном развитии / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 86-93.
8. Закрепина А.Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : статья вторая : [умственная отсталость] / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 66-73.
9. Закрепина А.Умственно отсталые дети : синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 58-66.
10. Зырянова С. И.О социализации детей с особыми образовательными потребностями / Зырянова С. И.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 43-45.
11. Инденбаум Е. Л.Новый взгляд на старую проблему : к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Инденбаум Е. Л.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 3-10.
12. Инденбаум Е. Л.Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития / Инденбаум Е. Л.// Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 3-10.
13. Ковалева Г. А.Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития / Ковалева Г. А., Бусарнова Н. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 1. - С. 18-31.
14. Кормильчикова И. В.Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В.// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.
15. Коробейников И. А.О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза "легкая умственная отсталость" / Коробейников И. А.// Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 14-21.
16. Коробейников И. А.Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости / Коробейников И. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 16-22.
17. Кузьмина Т. И.Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости / Кузьмина Т. И.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 2. - С.32-36.
18. Лазуренко С. Б.Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома-интернаты в дошкольном возрасте / Лазуренко С. Б.// Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 11-20.
19. Лысова М. С.Игровые формы работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии / Лысова М. С.// Современный детский сад : [методика и практика]. - 2011. - № 3. - С. 62-67.
20. Маляревский М. И.Клиника нравственной и умственной отсталости : [детей с нарушениями развития] / Маляревский М. И.// Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 2. - С. 41-49; № 3. - С. 29-33.
21. Мамаева А. В.Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками / Мамаева А. В., Ханьжина А. М.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 6. - С. 32-36.
22. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]
23. Пенькова В. А.Сюжетно-ролевые игры в детском саду для детей с нарушениями интеллекта / Пенькова В. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3. - С. 2-9.
24. Пронина Л.Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии / Пронина Л.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 80-87.
25. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.
26. Рубцов А. В.Коррекция особенностей психомоторного развития умственно отсталых детей средствами адаптивной физической культуры / Рубцов А. В.// Физическая культура: воспитание , образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 69-72.
27. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2009. - 464 с.[Гриф]
28. Чарова О. Б.Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта / Чарова О. Б.// Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 13-19.
29. Чебеляев И. Ю.Роль наследственных факторов в развитии легких степеней недифференцированой умственной отсталости / Чебеляев И. Ю.
// Специальная психология. - 2010. - № 2. - С. 21-24.
30. Шаповалова О. Е.Игра - эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Шаповалова О. Е.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 2. - С. 27-34.
(дополнительная)
1. Аномальное развитие ребенка. Хрестоматия. Составитель В.М.Астапов. Т.2. М., 2002.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологию. М., 2004.
3. Бгажнокова И.М. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М., 2009.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста /Под ред. И.В.Дубровиной. М.2007.
5. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1, 2. – С.44-49.
6. 3абрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.– М., 2005.
7. 3абрамная С.Д. От диагностики к развитию.– М., 2008.
8. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2005г.
9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами
в развитии. – СПб., 2001.
10. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М., 2008.
11. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. – СПб., 2000 г.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2000.
13. Патопсихология. Хрестоматия. / Сост. Н.Л. Белопольская.– М., 2000.
14. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Практическое руководство.– СПб., 2008.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Мультимедиапроектор, видеодвойка, CD диски, видеокассеты
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
Вариант I.
1. Предметом изучения олигофренопсихологии является:
а) воспитание и обучение детей с интеллектуальным недоразвитием;
б) развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях;
в) своеобразие психического развития лиц с нарушенным зрением;
г) особенности психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями.
2. С какими смежными науками связана олигопсихология:
а) с психологией;
б) с травматологией;
в) со специальной педагогикой;
г) с медицинской генетикой.
3. Теорию системного строения дефекта выдвинул:
а) В.И.Лубовский;
б) В.В. Лебединский;
в) Л.С. Выготский;
г) С.Я. Рубинштейн.
4. Замедление переработки поступающей информации относят к закономерностям:
а) общим;
б) межсистемным;
в) неспецифическим;
г) специфическим.
5. В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований:
а) системности;
б) педагогического оптимизма;
г) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов.
6. По характеру психического дизонтогенеза классифицируют:
а) асинхронию;
б) дисгармонию;
в) ретардацию.
7. Количество параметров нарушенного развития:
а) 5;
6) 2;
в) 4;
г) 3.
8. Первичные и вторичные нарушения относятся к следующим характеристикам дизонтогенеза:
а) к динамике формирования межфункциональных связей;
б) к времени появления нарушений;
в) к функциональной локализации нарушений;
г) к структуре нарушенного развития.
9. Согласно теории Л.С. Выготского, высшие психические функции имеют свойства:
а) прижизненность формирования;
б) врожденный характер;
в) осознанность;
г) произвольность.
10. Система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности, называется:
а) компенсация;
б) абилитация;
в) реабилитация;
г) адаптация.
11. Система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах, называется:
а) коррекция;
б) компенсация;
в) абилитация;
г) реабилитация.
12. Умственная отсталость – это:
а) аномалия психического развития, состоящая в изолированности ребёнка от внешнего мира;
б) Стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствии органического поражения головного мозга;
в) наследственное заболевание, в основе которого лежит нарушение аминокислотного обмена.
13. В основу классификации олигофрений по Г.Е.Сухаревой положены критерии:
а) качество вредности;
б) локализация нарушений;
в) «хромосомный» фактор;
г) этиология.
14. Назовите основные законы олигофрении по Г.Е.Сухаревой:
а) тотальности недоразвития;
б) генетической предрасположенности;
в) иерархичности недоразвития.
15. Классификация олигофрении по М.С.Певзнер является:
а) этиопатогенетической;
б) клиникопатогенетической;
в) психолого-педагогической;
г) клинической.
Вариант II.
1. Задачами олигопсихологии являются:
а) разработка методов психологической диагностики отклонений в интеллектуальном развитии;
б) изучение закономерностей интеллектуального развития лиц с умственной отсталостью;
в) создание коррекционных педагогических технологий;
г) изучение психологических проблем, связанных с социализацией.
2. Дизонтогения - это:
а) нарушения физического и психического развития;
б) психическое заболевание;
в) исследование соматического статуса ребенка;
г) нормальное физическое и психическое развитие.
3. Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза, относят к закономерностям:
а) общим;
б) межсистемным;
в) неспецифическим;
г) специфическим.
4. Гетерохронность психического развития относят к закономерностям:
а) общим;
б) межсистемным;
в) неспецифическим;
г) специфическим.
5. По времени возникновения нарушения интеллектуального развития классифицируют:
а) врожденные;
б) социальные;
в) биологические;
г) приобретенные.
6. Основные параметры нарушенного развития описал:
а) В.И. Лубовский;
б) В.В. Лебединский;
в) Л.С. Выготский;
г) С.Я. Рубинштейн.
7. В параметры интеллектуального недоразвития не входят:
а) хроногенность;
б) функциональная локализация нарушений;
в) обратимость;
г) структура нарушенного развития.
8. Третичными нарушениями называют:
а) биологически обусловленные функции;
б) нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией;
в) нарушения в работе функций, непосредственно связанных с поврежденной функцией;
г) прижизненно формирующиеся функции.
9. Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой, называется:
а) коррекция;
б) компенсация;
в) декомпенсация;
г) псевдокомпенсация.
10. Исправление тех или иных недостатков развития называется:
а) коррекция;
б) компенсация;
в) абилитация;
г) реабилитация.
11. Компенсаторные процессы реализуются на следующих уровнях:
а) социально-психологическом;
б) биологическом;
в) психологическом;
г) социальном.
12. Классификация олигофрений по Г.Е. Сухаревой является:
а) этиопатогенетической;
б) клинической;
в) психолого-педагогической.
13. Назовите формы олигофрении по Г.Е. Сухаревой:
а) эндогенная;
б) с нарушением нейродинамических процессов;
в) эмбриопатическая;
г) экзогенная.
14. В основу классификации олигофрении по М.С.Певзнер положены критерии:
а) качество вредности;
б) локализация нарушений;
в) «хромосомный» фактор;
г) этиология.
15. Состав учащихся СКОШ VIII вида составляют:
а) дети с ЗПР;
б) дети с умственной отсталостью;
в) дети с текущими заболеваниями ЦНС;
г) дети с ДЦП.
Ключ к тесту
ПЕРЕВОД БАЛЛОМ В ОЦЕНКУ. Правильный ответ 2 балла
28 – 30 б = «5»
26 – 22 б = «4»
20 – 18 б = «3»
Менее 14 б = «2»
1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену.
1. Предмет, задачи дошкольной олигофренопсихологии, ее связь с другими науками.
2. Роль Л.С. Выготского в становлении отечественной олигофренопсихологии.
3. Проблема «умственной отсталости» на современном этапе.
4. Роль биологических и социальных факторов в возникновении интеллектуальных отклонений.
5. Понятие о «зонах ближайшего и актуального развития» (по Л.С. Выготскому).
6. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития (по Л.С. Выготскому).
7. Теория компенсации психических функций (по Л.С. Выготскому).
8. Определение понятия «умственная отсталость». Ведущие признаки умственной отсталости.
9. Систематика умственной отсталости.
10. Методы дошкольной олигофренопсихологии.
11. Особенности предметной деятельности умственно отсталых детей.
12. особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей.
13. Особенности развития восприятия у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном детстве.
14. Особенности предметного и сенсорного восприятия умственно отсталых детей.
15. Характеристика образного мышления дошкольников с нарушением интеллекта.
16. Особенности ролевой игры детей с нарушением интеллекта.
17. Коррекционно-развивающее значение дошкольной игры.
18. Значение игры в формировании психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе.
19. Роль рисования в коррекции недостатков психического развития у детей с ранним органическим поражением ЦНС.
20. Особенности изобразительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.
21. Этиология умственной отсталости.
22. Развитие познавательных функций руки у детей с ранним органическим поражением ЦНС.
23. Особенности мимических движений у умственно отсталых детей (в реальной жизни и изображениях).
24. Особенности восприятия и словесной интерпретации сюжетной картинки дошкольниками с нарушением интеллекта.
25. Особенности воображения у умственно отсталых дошкольников.
26. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта.
27. Система помощи детям дошкольного возраста с умственной отсталостью.
28. Особенности психического развития ребенка с нарушением интеллекта в младенчестве и раннем детстве.
29. Особенности психического развития дошкольников с нарушением интеллекта.
30. Классификация олигофрении (по Г.Е.Сухаревой).
31. Классификация олигофрении (по М.С. Певзнер).
32. Психологическая характеристика детей с легкой формой умственной отсталости.
33. Психологическая характеристика детей с умеренной формой умственной отсталости.
34. Психологическая характеристика детей с тяжелой формой умственной отсталости.
35. Психологическая характеристика детей с глубокой формой умственной отсталости.
36. Рисунки как средство изучения умственно отсталого ребенка.
37. Особенности складывания доречевых форм общения у детей с нарушением интеллекта.
38. Коммуникативная функция речи. Ее характеристика у умственно отсталых дошкольников.
39. Особенности словесной регуляции деятельности у умственно отсталых дошкольников.
40. Особенности формирования межличностных процессов у умственно отсталых дошкольников.
41. Особенности восприятия сверстника умственно отсталыми дошкольниками.
42. Формирование психологической готовности у умственно отсталых детей к школьному обучению.
43. Развитие ориентировочно-исследовательских действий у умственно отсталых детей.
44. Особенности общения умственно отсталых дошкольников.
45. Развитие зрительно-двигательной координации у умственно отсталых дошкольников.
46. Особенности овладения замещением у умственно отсталых детей.
47. Роль взрослого в психическом развитии умственно отсталого ребенка.
48. Специфичность овладения структурными компонентами деятельности у детей с нарушением интеллекта.