Тема: Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода.

План, вопросы для коллективного обсуждения

1. Специфика психологического развития умственно отсталого ребенка в раннем детстве.

2. Структура предметной деятельности умственно отсталого ребенка в раннем детстве.

3. Особенности овладения способами использования предметов детьми с умственной отсталостью.

4. Предметные действия как пропедевтика предметно-игровой деятельности.

.

Задания для самостоятельной работы.

1. Сделайте сравнительную таблицу основных психических новообразований в норме и при раннем органическом поражении ЦНС.

2. Конспектирование источников.

Литература (основная, дополнительная)

1. Дробышева Е. С.Особенности распознавания личности другого по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости / Дробышева Е. С., Агавелян О. К.// Специальное образование. - 2010. - № 1. - С. 23-29.

2. Закрепина А.Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : статья вторая : [умственная отсталость] / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 66-73.

3. Кормильчикова И. В.Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В.// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

4. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

5. Пенькова В. А.Сюжетно-ролевые игры в детском саду для детей с нарушениями интеллекта / Пенькова В. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3. - С. 2-9.

6. Пронина Л.Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии / Пронина Л.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 80-87.

7. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.

8. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2009. - 464 с.[Гриф]

9. Шаповалова О. Е.Игра - эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Шаповалова О. Е.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 2. - С. 27-34.

Занятие 4.

Тема: Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей.

План, вопросы для коллективного обсуждения

1. Сущность наглядно-действенного мышления. Роль руки в развитии первых форм мышления.

2. Специфические особенности мышления детей с умственной отсталостью в трудах отечественных психологов. (Бгажнокова И.М., Матасов Ю.Г., Петрова В.Г., Шиф Ж.И. и др.).

3. Влияние недоразвития наглядно-действенного мышления на возникновение речевого общения.

4. Учет индивидуальных особенностей развития наглядно-действенного мышления детей с умственной отсталостью в коррекционно-воспитательной работе.

Задания для самостоятельной работы.

1. Сделать схему прямого предметного действия.

2. Аннотирование источников.

Литература (основная, дополнительная)

  1. Антипова И. Г.Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.

2. Гаурилюс А. И.Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / Гаурилюс А. И.// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 13-18.

3. Закрепина А.Умственно отсталые дети : синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 58-66.

4. Коробейников И. А.Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости / Коробейников И. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 16-22.

5. Лазуренко С. Б.Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома-интернаты в дошкольном возрасте / Лазуренко С. Б.// Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 11-20.

6. Маляревский М. И.Клиника нравственной и умственной отсталости : [детей с нарушениями развития] / Маляревский М. И.// Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 2. - С. 41-49; № 3. - С. 29-33.

7. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

8. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.

9. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2009. - 464 с.[Гриф]

Занятие 5.

Наши рекомендации