Раскройте модели работы психолога с педагогами: психоаналитический, бихевиоральный, гигиенический, гуманистический подходы.
Психоаналитический подход ориентирован на выявление глубинных мотиваций личности, ее «психобиографии» и предполагает, что педагог проявляет в своей деятельности те неотреагированные травмы, которые он испытал в раннем детстве, и воспроизводит в своей деятельности тот стиль отношений, который установился между ним и его родителями. Бессознательное стремление к отреагированию травм переносится на общение с детьми в виде гипертрофированных стремления к власти, потребности в признании и других трансферных формах взаимодействия. Педагог может быть погружен в свои чувства, связанные с детством, и проявляет неспособность почувствовать ребенка. Он неосознанно затрагивает «некоторые стороны своей собственной личности, еще не справившейся с чем-то, еще чувствующей себя втянутой во что-то неприятное, страдающей от того, что он не прореагировал в ушедшей в прошлое ситуации «правильно». В такие минуты в учителе актуализируются его детские травмы. Взаимодействие по поводу обучения предполагает принятие себя и другого, понимание своих и его действий. На этапах принятия и понимания важную роль играют чувства. Они могут носить травматический характер и требуют от участников взаимодействия сильного Эго. Существует следующая классификация (типология) педагогов:
1. Принуждающий педагог. Фиксацияличности на анальной стадии приводит к формированию таких черт личности, как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность и упрямство. 2. «Фаллический» тип. Такие педагоги энергичны, активны, но легко разочаровываются, если их усилия не приносят мгновенных результатов. Основная их потребность - быть значимыми в глазах окружающих.
3. Депрессивный тип. Педагоги этого типа зависимы от любви учеников. Малейшее проявление недоброжелательности со стороны учеников вызывает у них чувство несостоятельности и вины.
4. «Нарциссический» (эгоцентрический)тип. Неспособен подлинному межличностному взаимодействию, так как ставит в центр всего происходящего себя. В большинстве случаев педагоги такого типа имеют невротические тенденции и не способны к педагогической деятельности.
В рамках психоаналитического подхода эффективным признается тот педагог, который стремится к психологической зрелости. Главными критериями зрелости выступают стремление человека работать, создавая нечто ценное и полезное, способность любить других ради них самих, а не за то, что окружающие соответствуют подсознательным установкам, сформировавшимся в результате детских фиксаций.
в аналитической психологии Юнга ставится во главу угла психологическое здоровье педагога как объекта подражания, а также осознанность им средств воздействия на сознательные и подсознательные структуры личности учащихся. В общении педагога и учеников обе стороны учатся интерпретировать свои чувства, приобретают опыт ощущения своей Самости, а значит, приближаются к своей индивидуации, которая является конечной целью развития любой личности.
Бихевиоральный подход к педагогической деятельностиоснован на том, что улучшение действий педагога может произойти на основании операционализации его поведения. Для работы психолога с педагогом необходимо понимание контекста, в котором существует его подопечный через функциональный анализ, и обозначение для него социально значимых целей. Педагог должен демонстрировать принятие, уважение детей. дает описание эффективного педагога:
1. Общая характеристика личности: гуманен, обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен на эмпатию, легко налаживает контакт как с классом в целом, так и с отдельными учениками.
2. Поведение в классе: гибок, умеет задавать вопросы, показать свою компетентность в предмете. Устанавливает четкие процедуры проверки знания учеников, демонстрируя при этом желание помочь ученикам в учебе. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее неформален, чем официален в общении с учениками, проявляет рефлексирующее отношение к ним.
3. Восприятие самого себя: характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя.
4. Восприятие других людей: в основном склонен к положительному восприятию других, считает их стоящими людьми. Относится к ученикам как к индивидам, которые достойны уважения, веры в них и высокой оценки. Эффективность труда учителя оценивается по следующим параметрам:
наличие адекватного представления о себе как учителе, своих возможностях;
умение создавать проблемные ситуации на уроке и обучать способам их решения;
способность к рефлексии при решении проблем;
наличие навыков «аффективного» преподавания: искренности, эмпатии, уважения, конкретности коммуникации.
Гигиенический подход: причины и разрешение эмоциональных проблем педагога. Эмоциогенностьзаложена в самой природе учительского труда. Эмоциогенные формы профессиональной дезадаптации работающих учителей (в ярко выраженной форме это синдром сгорания) являются характерным признаком данного вида труда и в то же время могут быть проявлением профессиональной непригодности.
Выделяются как значимые шесть аспектов психического здоровья, на поддержание и развитие которых ориентируется
психолог при работе с педагогом: 1) положительное отношение к себе; 2) оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; 3) психическая интеграция; 4) личная автономия; 5) реалистическое восприятие окружения; 6) умение адекватно воздействовать на окружение.
Почти 80% педагогов говорят о наличии у них «синдрома сгорания» - сложного психофизиологического феномена, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, связанное с продолжительной эмоциональной нагрузкой. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе и жизни в целом.
«Сгорающие» - это сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно - неустойчивые, интровертированные, фанатичные и легко солидаризирующиеся. Исследуют три фактора, играющих существенную роль в «эмоциональном сгорании»: личностный, ролевой и организационный. Установлено, что с развитием «сгорания» связана значимость работы как мотива деятельности. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые») больше подвержены «сгоранию». Работа в ситуациях распределенной ответственности, где выражено коллегиальное начало, ограничивает развитие «эмоционального сгорания», несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Гуманистический подход к педагогическому процессу рассматривает обучение как процесс свободного, самостоятельного усвоения элементов личностного опыта. В гуманистической модели образования основной акцент делается на формирование позитивной концепции ученика, что лежит в основе личностного роста. Личностный рост в этой традиции связан со следующими представлениями:
- люди - свободно действующие субъекты, способные определять свое личностное становление и развитие;
- люди - мыслящие существа и активно планируют свое развитие;
- никакого «среднего» типа среди людей не существует, каждая личность уникальна;
- главное, что может развиваться в личности, - это такие положительные качества, как здоровье, доброта, совершенство;
- у людей есть собственные мотивы, побудительные стимулы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реализации.
Глубокий психологический анализ педагогической деятельности провели такие гуманистически ориентированные ученые, как К. Роджерс и Р. Берне. К. Роджерс рассматривает учителя с позиции «фасилитатора» Основная функция учителя - развивать такие личные отношения со своими учащимися и создавать такой климат в классе, чтобы естественные тенденции самоактуализации учащихся дали свои плоды. К. Роджерс рассматривает ряд условий, необходимых для успешного осуществления роли учителя-фасилитатора.