Теор.подходы к построению функциональной модели личности психолога-практика

проблематика профессиональной (в том числе и лич-ностной) подготовки психологов-практиков вкл. в себя 4 взаимосвязанных аспекта проектирования и становления функциональной личности психолога-консультанта: 1)построение теоретической модели специалиста, вкл.разработку стандартов (норм и нор-мативов) требований к личности и деятельности пси-холога-консультанта;2)первичный отбор проф. при-годных кандидатов;3)разработку содержания обуче-ния и развития психологов-практиков;4)решение проблемы собственного проф.самоопределения спе-циалистов(проблемы проф.идентификации).Проф. подготовка специалистов, о кот.идет речь, в сущнос-ти, представляет собой построение целого соц.инс-титута Ψпомощи со всеми, добавим, как сильными, так и уязвимыми сторонами любого институциона-льного образования,любой институциональной структуры. Иными словами, речь здесь не может не идти о соц.истоках и соц., если можно так выразить-ся, органике данной профессии, без анализа кот.(ур.и звеньев вкл. носителя данной проф. в социум, как таковой) некорректно, да и невозможно построение теоретической модели специалиста.

Мы исходим из того, что целостная совокупность всех общественных и функциональных связей, зве-ном реализации кот.явл.специалист, вкл.в себя, как минимум, 3ур.репрезентации, проявления его как аг-ента или субъекта деятельности в системе обществе-нных отношений. Эти ур.выдел.по критериям соц. нормирования, вытекающего из:а) характера общест-венных отношений; б) производственных функций; в) субъективногопроявления персонифицированных социальных отношений.

Первый уровень представлен институционально-ро-левым функционированием специалиста, вкл.звенья: гос-во — институт — роль. Это ур.идеологической и соц.-ролевой нормированности труда специалиста самой системой общественных отношений, их мате-риально и духовно оформленной структурой.Поня-тием, отражающим объем и содержание положения и деятельности специалиста на данном ур.его реп-резентации в общегос.системе, скажем, соц.-Ψслуж-бы, явл.понятие “соц. роль”. Насыщенное социол. содержанием, данное понятие фиксирует явление персонификации чел.соц.отношений, когда соц.ин-дивиду его персональность дана только как предста-вителю, носителю логики соц.отношений, порядка вещей, порожденных данным общественным устро-йством.Понятие, обозначенное данным термином, характеризует соц.индивида в определенном смысле как объект в системе общественных отношений, как агента, а не субъекта деятельности. Отсюда исходит вполне ясная и непростая по своему содержанию проблематика подготовки специалиста, соответст-вующая первому из выделенных нами уровней. Это проблематика мировоззренческого обеспечения под-готовки специалистов, формирования у них стойкой системы ценностей,кот.соответствует профес.этике-ту деятельности

След.ур. анализа имеет своим отправным моментом собственно производственный, “технологический” аспект отрасли общественного производства.

Он представлен звеньями:производство—предприя-тие—функция.Здесь агент деятельности предстает перед исследователем уже не в кач-ве абстракции нормативной, а как абстракция функциональная, во-площающая набор и способность осуществления вполне опред.трудовых функций, обусловленных ло-гикой бытия, технологией данной отрасли производ-ства (набором трудовых функций Ψтерапевта, психо-лога-консультанта, соц. работника и т.д.). Данный ур.выдел.в кач-ве своей предметной обл.собственно трудовую деятельность как она задается, разрабаты-вается, усваивается и осуществляется специалистом на своем участке производства. Осн.содержание проф. подготовки с позиций указанного ур.охваты-вается проф.квалификацией специалиста и удостове-ряется выдачей диплома о соответствующем образо-вании. Место Ψ науки по отношению к данному ур. — подчиненное. Она лишь “обслуживает”, по мере надобности, процесс овладения знаниями, умениями и навыками, требуемыми специальностью.

Третий уровень специальности вкл. в себя непосред-ственно общественные, задающиеся, в отличие от предыдущих, не только соц., но Ψзвенья: социум — группа — Я. Это те звенья, кот.в своей данности соц. индивиду выступают для него как непосредственная, чувственная реальность его соц. бытия, как обнажен-ная, зримая, переживаемая чел.феноменология обще-ственных и межличностных отношений. Этот ур.ана-лиза фиксирует в конкретном соц. индивиде как мо-менты, относящиеся к его собственно Ψ, чувственно данному содержанию бытия, так и моменты прелом-ления общественных отношений и хар-ра деятель-ности, отражаемых ранее указанными ур.в самой личности, судьбе конкретного чел. Если на первых 2 уровнях специалист представлен как воплощение соц.роли, идеологически и экспектационно норми-рованной, как носитель логики и технологии проф. квалифицируемой деят-ти, то последний из выдел.нами ур. вычленяет самое субъективность специа-листа из общей внеличностной системы детермина-ций его деятельности. Это именно тот ур.проявлений соц. индивида, личности, кот.требует персонализа-ции,кот.не зафиксирован ни в каких должностных инструкциях и кот.самым непосредственным обра-зом представляет “чел.фактор” как он есть. Именно в сфере живого общения с людьми специалист, кот. по самой сути своей работы связан с людьми, выступа-ет для др.чел.всегда как субъект деятельности, как субъект деятельности коммуникативной.

Т.о., существеннейшей проф.особенностью, проф. нормативным требованием к личности психолога-практика выступает его способность вбирать новый личностный опыт, способность к совмещению ролевых этических стандартов с большой экзистенциальной “емкостью” собственного”Я” и, главное, способность к свободному выбору, свободному действию в пределах собственного жизненного мира. Поэтому вопросы профессиональной подготовки таких специалистов традиционны на уровнях, свойственных всем остальным профессиям (нормативно-ролевом и “технологическом”), но специфичны и нетрадиционны, диктуя иную логику профессиональной подготовки и профессиональной идентификации, на уровне личностном, где на место внешних предписаний, умений и “техник” становится личностное “Я”, его когнитивный, поведенческий и экзистенциально-смысловой потенциал.

21.Типы и ур.проф.самоопределения как возмож-ные ориентиры саморазвития психолога

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и, соответственно, психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего проф.труда, соотнося их со смы-слами всей своей жизни. Условно можно выдел.след. осн. типы самоопределения:профессиональное, жиз-ненное и личностное.Осн.отличительными признака-ми этих типов самоопределения могут быть след. : для проф. само-определения характерны:1) большая формализация (профессионализм отражается в дип-ломах и сертификатах, в трудовой книжке, в резуль-татах труда и т. п.);2) для профессионального само-определения требуются «подходящие», благоприят-ные условия (соц. запрос, соответствующие органи-зации, оборудование и т. п.);для жизненного самоо-пределения харак-терны:1) глобальность, всеохват-ность того образа и стиля жизни, кот.специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;2) зависимость от стереотипов об-щественного сознания данной социокультурной сре-ды;3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и проф.гр ;

для личностного самоопределения характерны:

1) невозможность формализации полноценного раз-вития личности (как уже отмечалось, трудно предс-тавить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является… Личностью»);2) для полноценного личностного са-моопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не то-лько позвол.проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам чел., но часто и способству-ют развитию таких качеств.В совр.мире, когда осн. часть вр. взрослые люди проводят на работе, лич-ностное самоопределение в большей степени связано с проф.самоопределением (с «главным делом» жиз-ни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у чел.будет появляться все больше свободного(от ра-боты)времени для личного развития. В целом можно выдел.условно примерно след.ур.реализации имею-щихся возможностей (общ.ур.по профессиональному и жизненному типу самоопределения):1.Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонст-ративное игнорирование и даже разрушение имею-щихся возможностей.2. Молчаливое избегание дея-тельности по данному типу.3. Реализация стереотип-ных способов деятельности.4. Стремление усовер-шенствовать отдельные элементы своей деятельнос-ти, то есть фактическое начало настоящего тв-ва, но в рамках традиционных способов жизнедеятельнос-ти.5. Наконец, высший уровень — стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.

Вопрос 22. Психопрофилактика—это раздел об-щей профилактики, вкл.совокупность мероприятий по профилактике личностных и проф.кризисов, пре-дупреждению возникновения нервно-психических заболеваний, обеспечивающих психическое здоровье + реабилитация. Выполнение Ψпрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической Ψ, психиатрии и Ψтерапии, учитывая взаимосвязь физического и душевного здоровья чел.

П. тесно связана с Ψгигиеной, разграничение их до-вольно условно. Отличие: цель пг -сохранение, укре-пление и улучшение психического здоровья, ппроф- предупреждение психических расстройств.Нач.сис-тематизированной Ψпрофилактической деятельности в отеч.психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, кот. на I съезде психиатров поднял вопрос о "соц.этиологии" психических заболеваний (указал на то, что нервные и психические болезни часто явл.следствием неблагоприятных соц. усло-вий). С. С. Корсаков - идея "гос.психиатрической профилактики,вкл.борьбу с эпидемиями, алкоголиз-мом, наркоманией, охрану здоровья детей и бере-менных женщин, разработку законодательства, ре-гулирующего времятруда рабочего, правильное воспитание и др. Первичная-предупреждение воз-никновения нервно-психических расстройств,вто-ричная-профилактика неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, умень-шение патологических проявлений, облегчение те-чения болезни и улучшение исхода, а также на ран-нюю диагностику.Третичная -способствует предуп-реждению неблагоприятных соц.последствий забо-левания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного, осн. знач.приобре-тает соц. реабилитация.П. находится в тесной взаи-мосвязи с др.мед. и немед.дисциплинами. В Ψпро-филактической деятельности принимают участие врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.,осу-ществляющие меры в отношении семейных конфли-ктов, правильное воспитание детей и подростков, ор-ганизационные и Ψтерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная Ψтерапия), профилактику проф.вредности, правильную проф. ориентацию и профессиональный отбор, прогнози-рование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование).Задачи и методы П. зависят от вида психического расстройст-ва, в отношении кот.проводится Ψпрофилактка, при-роды патологии; формы течения; обратимости бо-лезненных явлений, ведущее значение биол.или соц. фактора. Важную роль в развитии П. играет увеличе-ние числа учреждений (таких, как дневные стационары, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по вопросам семьи и брака, кризисные центры, психологическая служба, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации).

Вопрос 23. Уровни психопрофилактики по ВОЗ:

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий попредупреждению вредных воздействий на психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. - связана с профилактикой общей и предусматривает участие в ней социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это психогигиенические мероприятия. Способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Вторичная психопрофилактика - раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их лечение. Контроль и предупреждение негативных последствий уже заболевания. Согласно рекомендации ВОЗ - именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. направлена на предупреждение инвалидности. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза применяются соли лития. При неврозах - психотерапии.

использование труда в специально созданных условиях, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые адресованы к личности больного. Профессиональная реабилитация Реабилитация- система мер, направленных на возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Наши рекомендации