Развернутая форма игровой деятельности детей
Глава 1 книги «Психология игры» (М., 1978). Д. Б. Эльконин начал разрабатывать проблемы психологии игры под руководством Л. С. Выготского еще в 1930-х гг. и затем неоднократно возвращался к их исследованию в дошкольном возрасте. По психологии игры им накоплен большой теоретический и экспериментальный материал, который конструктивно изложен в соответствующей книге, переведенной на многие языки (английский, японский, чешский и др.) и ставшей уже классической.
Д. Б. Эльконин, опираясь на работы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, создал целостную теорию игровой деятельности детей — выделил ее единицу и описал ее структуру, выяснил исторические условия возникновения ролевой игры, раскрыл основные этапы ее развития в дошкольном возрасте, показал влияние на психическое развитие дошкольников. В главе I своей книги он обосновал наличие в игре внутренней и неразложимой единицы, содержание которой — роль, принимаемая на себя ребенком. Ролевая игра социальна по своему содержанию, поскольку роль и связанные с нею игровые действия ребенка выражают различные виды трудовой и общественной деятельности взрослых людей и их отношения в процессе ее осуществления. Обоснование этого важного теоретического положения проводится на большом экспериментальном материале.
Развитие игры в дошкольном возрасте
Текст составлен из § 2 и 5 одноименной главы V в книге «Психология игры» (М., 1978). Д. Б. Эльконин на большом фактическом материале раскрывает мотивацию игровой деятельности и место символизации в ее осуществлении. Побуждения ребенка к игре традиционно связывались лишь с его переживаниями (удовольствием и т. п.). Д. Б. Эльконин стремится преодолеть такой подход, изучая объективные основания, мотив игры; он усматривает их в том особом значении, которые имеют в игре роль и соответствующая воображаемая ситуация.
Своеобразно Д. Б. Эльконин раскрывает место символов в игре дошкольника. Их использование позволяет ребенку выйти за пределы жесткого реального действия с предметами, выявить в нем общий смысл и выполнять его в сокращенной игровой форме. Вместе с тем посредством символизации ребенок «моделирует» в игре социальные отношения людей и берет на себя роли взрослых. В соответствующем параграфе данной главы на основе фактического материала излагается становление этих функций игровой символизации.
Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
Статья опубликована на ротапринте в научном сборнике «Игра и ее роль в развития ребенка дошкольного возраста» (М., 1978). Среди многих слаборазработан-ных вопросов психологии игры (например, значение игры для возникновения у ребенка новых потребностей, различие игровых и неигровых видов деятельности и др.)! Д. Б. Эльконин правомерно выделил два вопроса: средства и особенности организации детских игр и пути формирования условной позиции ребенка как существенной предпосылки интеллектуального развития дошкольников.
Развитие речи в раннем детстве
Одноименный § 2 главы V монографии «Детская психология» (М., 1960). Проблемы развития детской речи Д. Б. Эльконин начал изучать в 1930-х гг., первоначально по преимуществу применительно к детям младшего школьного возраста. В 1950-х гг. он исследовал развитие речи дошкольников, а несколько позднее переключился на изучение вопросов обучения детей чтению. В указанной монографии, посвященной психическому развитию детей дошкольного возраста, большое место отведено развитию речи дошкольников, в частности в раннем детстве. Д. Б. Эльконин, используя материалы ведущих специалистов по детской речи (особенно А. Н. Гвоздева, Н. X. Швачкина и др.) и своих сотрудников, провел тонкий и глубокий психологический анализ процессов становления у маленьких детей понимания речи взрослых, а также собственной активной речи.
Как учить детей читать
Сокращенный вариант одноименной брошюры, вышедшей в изд-ве «Знание» (М., 1976). Д. Б. Эльконин много лет разрабатывал психологические основы обучения детей чтению и вместе с тем подготовил и издал свой экспериментальный «Букварь» (М., 1969, -1972). В публикуемой брошюре он изложил оригинальную методику обучения детей чтению.
Суть методики состоит в том, что в ней особое значение придается развернутому обучению ребенка анализу звуковой стороны языка, а затем воссозданию звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели согласно позиционному принципу чтения. В этом случае обучение чтению понимается как процесс перестройки у ребенка управления устной речью, превращения его в произвольный, сознательно регулируемый процесс с последующей автоматизацией. Формирование действия чтения имеет ряд закономерных этапов (фонемный анализ слов, формирование ориентировочной основы этого действия, ознакомление ребенка с буквами и формирование основного механизма чтения).
Психологический подход Д. Б. Эльконина к обучению чтению и его способы построения «Букваря» были использованы специалистами при создании учебно-методических пособий, предназначенных для первоначального обучения детей чтению на армянском, грузинском, эстонском, якутском, болгарском, польском языках. Последователи и ученики Д. Б. Эльконина продолжают совершенствовать его «Букварь» и методику обучения чтению на русском языке (в частности, применительно к работе в детских садах и в первых классах для шестилеток; см.: Л. Е. Журова, 1968, 1983; и др.).