Специфические способы руководства поведением дошкольников

Специфическими способы воздействия на дошкольников можно назвать потому, что они рассчитаны на учет особенностей их развития. Для формирования правильного поведения в этот период детства очень важны приемы воспитания навыков, привычек поведения. Это не дрессура, не голая опора на рефлексы (как может показаться на первый взгляд), а учет наиболее простых механизмов поведения, на основе которых можно формировать более сложные, более осмысленные.

В современной отечественной педагогике, к сожалению, методы и приемы воспитания не выделяют возрастную специфику, не рассчитаны на нее. Родители, воспитатели дошкольников исходят из житейского здравого смысла, их интуитивных поисков, причем достигают неплохих результатов, но осмыслить свои действия затрудняются.

Ниже мы сделаем попытку классифицировать эти приемы, исходя из теоретических посылок некоторых зарубежных психологов, опытных педагогов, несколько модифицируя их.

«Эмоциональная установка»

Суть приема заключается в том, чтобы дать дошкольнику ориентир на соответствующее отношение к чему-либо. «Когда я прохожу мимо пьяного человека, я быстро хватаю дочку за руку, изображаю на лице страх, тащу ее за собой и говорю: бежим скорее, рядом с нами пьяный!» Дочка привыкла, что пьяный человек - ужасен. Поэтому она со страхом и отвращением относится к любому качающемуся человеку. Может быть, я перегнула палку, но уверена, что дочка с ранних лет будет иметь антиалкогольную установку».

Можно спорить по этому поводу. Но ясно одно: действительно, эмоциональные реакции родителей, взрослых на что-то отрицательное могут оказать такое воздействие на ребенка, которое станет сильнее, чем многочисленные наставления, разъяснения. Эти детские впечатления могут остаться на всю жизнь. Установка означает готовность личности действовать тем или иным образом по заранее выбранному образцу еще до того, как начинает срабатывать сознание. Именно установка оказывается гораздо более сильным механизмом поведения, чем взгляды, представления и даже убеждения.

«Положительное подкрепление»

Это способ сделать ребенку нечто приятное. В отличие от поощрения, которое поддерживает положительные проявления личности, подкрепление может быть неожиданным для ребенка, может быть скрыто от него. Материализоваться подкрепление может в форме неожиданного подарка, создания особо комфортной обстановки, словесного одобрения.

Главный смысл положительного подкрепления - создать условия, чтобы ребенок захотел поступить тем или иным образом (нужным, педагогически желательным). Поэтому подкрепление может быть сделано еще до того, как ребенок совершил поступок.

«Отрицательное подкрепление» («Печальный опыт»)

Суть приема заключается в том, чтобы создать для ребенка условия, которые бы предупредили нежелательный поступок. Самое главное - наглядно показать, какие отрицательные последствия может он принести. Основной смысл этого приема - вызвать у ребенка доверие к предупреждению взрослых. Используется «печальный опыт» как самого ребенка, так и других детей. Можно использовать примеры из мульт - и кинофильмов, детской литературы и т.д.

«Тренировка»

Суть состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных условиях поступать соответствующим образом. Создать цепь - значит определить цель (какой именно элемент поведения нужно сформировать). Далее нужно разбить процесс достижения цели на отдельные этапы. На каждом этапе выделить именно те поведенческие акты, которые реальны в данный момент. Добиться их усиления приемом положительного или отрицательного подкрепления.

Тренировка, т. е. повторение одних и тех же действий до тех пор, пока не сформируется определенный стереотип поступка в сходной ситуации. В общей педагогике такую тренировку принято включать в характеристику метода упражнения. Тренировка в поведенческой цепи отличается тем, что речь идет не о формировании поведения в целом, а об отдельном элементе поведения: о цепи действий, составляющих поступок (т. е. социально значимый акт).

Серьезный недостаток в воспитании дошкольников - ошибки в целеполагании. Родители и воспитатели стремятся, как правило, формировать поведение в целом, считая поступок за основную единицу. Более продуктивно опираться на отдельный поведенческий акт, совокупность которых составляет поступок. Образно говоря, формирование поведенческой цепи - это строительство здания крупными блоками, что уместно для школьников, особенно старшего возраста. Для дошкольников более доступно строительство «по кирпичику», из которых потом образуются «блоки».

«Мнимый больной»

Суть приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых у ребенка должно возникнуть желание проявить заботу, милосердие, сострадание к родителям, престарелым членам семьи. Прием связан с элементами игры, требует тщательной «инструментовки», но значение его очень серьезно. К сожалению, как показывают наши исследования, он применяется либо стихийно, неосознанно, либо по эгоистическим соображениям, либо отвергается по «этическим мотивам».

Вряд ли можно считать неэтичной ситуацию, когда кто-то из членов семьи, чувствуя легкое недомогание, обращается к ребенку, давая ему понять, что без его помощи не обойтись. Сострадания одними словами, назиданиями, поучительными примерами не воспитаешь. Нужны действия. Жизнь не всегда предоставляет такую возможность. Следовательно, условия нужно создавать, использовать те, которые складываются.

Это вполне вписывается в правила той игры, которую довольно часто предлагают и сами дети. Чтобы почувствовать себя в центре внимания, заботы взрослых (любящих, заботливых), некоторые дети пытаются изобразить себя «ужасно больными» и демонстрируют «тяжкое страдание». Их ожидания, как правило, сбываются. Любящие и заботливые родители буквально «рассыпаются» в заботах, готовы выполнить любые просьбы ребенка, дают ему еще раз почувствовать себя центром «земного притяжения» семьи.

Эту потребность можно разумно использовать и в обратном направлении, т. е. сделать ее инструментом педагогической инверсии: родители - ребенок, ребенок - родители. Из субъекта заботы родители могут и хотя бы периодически должны становиться ее объектом. Это нужно не столько для родителей, сколько для самого ребенка. Дошкольникам такая роль особенно импонирует, если родители будут воспринимать ее всерьез, без откровенного намека на игру. Напомним: нет ничего серьезнее, чем игра с детьми.

Здесь важно уловить разницу: детская игра, когда играют дети, и игра с детьми, когда играют взрослые с детьми. Игра детей - акт их самопознания, саморазвития. Игра с детьми - преимущественно педагогический, формирующий, воспитательный акт. Смешение и путаница в этих понятиях встречаются нередко и чреваты нежелательными последствиями.

«Смена партнера»

Речь идет о руководстве общением ребенка. Анализ отношений ребенка: с кем дружит, к кому тянется, кому подражает, с кем конфликтует, почему и т.п. - должен стать направляющим стержнем в деятельности родителей, воспитателей. «Скажи мне, кто твой друг...», - пословица, наиболее адекватно отражающая механизм поведения именно в дошкольном детстве, свободном от грубых расчетов, корыстных и прочих побуждений в выборе партнеров общения.

Взаимоотношения дошкольников складываются спонтанно, легко, но так же легко и распадаются, поддаются вмешательству взрослых. В этой податливости таится много плюсов и минусов, важно, чтобы взрослые умело ее использовали на благо ребенку. Опыт, исследования подсказывают, что желательно избежать трех наиболее типичных ошибок.

Первая ошибка: взрослые не интересуются кругом общения своего ребенка, не изучают характер взаимоотношений с окружающими. Этим они чрезвычайно сужают сферу влияния на становление личности ребенка, на формирование его характера.

Вторая ошибка: родители ребенка безапелляционно решают, с кем он может общаться, с кем это общение должно быть исключено. Наиболее серьезные последствия такого авторитарного управления возможны в тех случаях, когда главный критерий их выбора - социальное, материальное положение семей или (что еще хуже) национальная принадлежность.

Авторитаризм лишает ребенка естественного выбора в свободном общении, формирует подсознательные установки на то, что есть дети «хорошие» и «плохие», «наши» и «чужие». В результате возникает своеобразный перекос в нравственных ориентациях на будущее. Начинает складываться социально-психологический механизм антигуманистического, а порой и асоциального поведения, со временем может возникнуть «клановая спесь», так опасная в наше время.

Третья ошибка: родители «примерных детей» стараются подбирать круг общения из таких же «примерных» сверстников. Это естественно. Беда, однако, в другом. Общение одних «примерных» детей бывает несколько односторонним, формирует конформизм, боязнь «выделиться» или «потерять лицо» (что, кстати, характерно для системы японского воспитания). Потеря индивидуальности, боязнь нестандартного поведения дорого обходятся нашему обществу, долгие десятилетия штамповавшему «винтики и болтики» государственного механизма.

Дружба «примерного» ребенка с «трудным» нередко становится источником обогащения, взаимодополнения, фактором ускорения созревания личности. Принимая решение о выборе партнера, родители, воспитатели должны серьезно все продумать, просчитать. Важно выяснить, почему ребенок тянется именно к этому «трудному», а не к тому «примерному», как это взаимно сказывается на их поведении. И еще важнее: вести точку отсчета не только от своего, но и от чужого ребенка.

В современной педагогике проблема «отрицательных влияний» рассматривается несколько иначе, чем в прошлые десятилетия. Учитывается, прежде всего, относительность самого понятия «отрицательное влияние». Оно слишком субъективно и не имеет четко выраженной характеристики. Но если и допустить несомненную опасность влияния одного ребенка на другого, то все равно приходится признать: отрицательные влияния нужны хотя бы для того, чтобы формировать нравственный иммунитет личности. В абсолютно хорошей, нравственно стерильной среде иммунитет не формируется. Не случайно так много несовершеннолетних правонарушителей - выходцы из благополучных семей.

Таким образом, суть приема «Смена партнера» заключается в том, чтобы, блокируя отрицательное, усиливая положительное влияние, взрослые нашли их разумное сочетание. Это может быть прямое, авторитарное запрещение. От него нельзя отказаться! И здесь нет никакого противоречия с тем, что говорилось выше. Важно, чтобы это был точный и педагогически выдержанный расчет! Если дошкольнику говорят: «Запрещаем тебе дружить с этим мальчиком (девочкой)» и как-то объясняют причину, - ребенок верит указаниям взрослых и пытается их выполнить. Другой вопрос - как у него это получается. Суровые наказания, преследования, унизительный «шпионаж» должны быть исключены. Нужны аргументы, доступные ребенку, без «деликатного вранья» (Ф. М. Достоевский). Возможен и другой путь - прекращение контакта (перевод в другой детский садик, переезд в другой микрорайон, смена режима деятельности и отдыха ребенка и т. п.).

Есть и третий путь - поиск такого партнера по общению, интерес к которому вытеснил бы интерес к ненужной и опасной связи.

Для этого нужна, прежде всего, совместная деятельность. Искать нужных партнеров - значит так организовать соответствующую деятельность детей, которая наполнила бы их отношения добрым, полезным содержанием.

«Договор»

В среде дошкольников много детей, которые не выполняют требований старших с первого слова. Приходится повторять много раз одно и то же, пока ребенок, наконец, выполнит требование. Чаще всего это связано с теми случаями, когда ему приходится прервать занятие, которым он увлечен. Например, ребенка, увлеченного игрой, трудно вернуть в дом, трудно заставить выйти из реки (моря), прекратить рассматривать картинки, мультфильмы и т. п.

Самая неопытная часть родителей действует грубым нажимом: категорический тон, угрозы, применение силы. Это, как правило, кончается скандалами, слезами ребенка. У него формируется стойкая негативная реакция на любые другие требования старших. Он нуждается в том, чтобы взрослые бесконечно много раз повторяли свои требования.

Чаще всего это потенциальные школьники - негативисты. Другая часть взрослых действует более тонко, продуманно. Они пытаются привлечь внимание ребенка раздражителем, представляющим интерес (приглашают посмотреть новый мультфильм, показать что-то интересное, обещают новую прогулку и т.п.). Это действует, но с переменным успехом, потому что интерес к раздражителю постепенно может снижаться.

Наиболее эффективен прием, когда «высокие договаривающиеся стороны» заключают «договор». В чем его суть? Выполнение требований взрослых предусматривает подготовительный, предварительный этап. Создают условия для психологической подготовки к его выполнению. «Когда я отпускаю сына гулять на улицу, я точно договариваюсь с ним, в какое время он должен прийти. Если опоздает, время следующей прогулки ему будет на столько же сокращено. За пять минут до назначенного срока я выхожу на балкон и подаю ему сигнал: "Время истекает, подготовиться". Когда настает срок, я снова выхожу на балкон. Он безоговорочно оставляет игру и идет домой...»

В подобных договорах содержится большой психофизиологический смысл. Во время игры, увлечения у ребенка возникает в коре головного мозга мощный очаг возбуждения. Неподготовленные, немотивированные требования взрослых порождают новый, не менее сильный, но отрицательно направленный очаг возбуждения. Между двумя очагами возникает столкновение, так называемая «сшибка», за которой следует торможение. В заторможенном состоянии ребенок не способен выполнить требование взрослых. Нужно определенное время, чтобы очаги погасли, ребенок в полной мере начал контролировать свои поступки.

Предварительная договоренность, своевременная подача предупреждающих сигналов не провоцируют сшибку, а дают возможность ребенку спокойно отключиться от своей деятельности и выполнить требование. Отличный стимул для него - мысль о том, что его исполнительность будет оценена взрослыми и он будет поощрен. Так формируется привычка к добровольной (не путать с сознательной) дисциплине, а за ней и дисциплинированность, обязательность как качество личности.

«Переключение деятельности»

В значительной мере этот прием раскрыт на примере «Договора», но в отличие от него здесь происходит переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой без предварительной подготовки ребенка, незаметно для него, преимущественно в тех случаях, когда необходимо прекратить нежелательный вид деятельности.

На практике это означает, что нельзя бороться с нежелательными поступками ребенка только запретами. Воспитание, по образному выражению В. А. Сухомлинского, - не выдергивание сорняков. Воспитание - выращивание полезных растений с таким расчетом, чтобы сорнякам негде было вырасти. Вместо фразы «не делай этого» требуется фраза «делать нужно вот это!» Следовательно, чтобы ребенок не поступал «плохо», ему нужно дать возможность поступать «хорошо».

Все перечисленные выше приемы далеко не исчерпывают арсенал специфических способов руководства поведением дошкольников. Этот перечень - всего лишь начало того ряда, который должен быть продолжен каждым думающим родителем или воспитателем, понимающим, что его задача состоит не столько в выращивании ребенка (на чем чаще всего и кончается деятельность родителей дошкольника!), сколько в его воспитании.

Наши рекомендации