Контроль успеваемости. Оценка знаний, умений.
Проверка и контроль успеваемости является составной частью процесса обучения, тесно связан с другими его звеньями: изучение нового материала, его осмыслением и применением; он заключается в проверке знаний, умений и навыков учащихся, в систематических наблюдениях за их познавательной деятельностью. Рассматривая методы проверки и контроля, следует уточнить и развести их понятия. Контроль выступает как родовое понятие, означающий явление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых, выявление и измерение называются проверкой.
Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение учителем объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности у учащихся, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверке контроль содержит в себе оценивания (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Итоги контроля служат основой оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, умениями и знаниями в соответствии с требованиями учебных программ, обеспечивают получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, через внешнюю обратную связь, а также через внутреннюю обратную связь, получаемую самими учащимися. Контроль успеваемости, оценка знаний, учений и навыков учащихся имеют обучающее и воспитательное значение. Они способствуют более глубокому изучению учеников учителем, углублению, расширению и совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов, стимулируют познавательную активность, развивают наблюдательность, волю, формируют самоконтроль и другие качества.
Контроль и оценка успеваемости учащихся должны отвечать следующим требованиям:
§ Индивидуальный характер, не допускающий подмены результатов отдельных учеников итогами работы класса или группы школьников;
§ Систематичность, означающая регулярность контроля на протяжении всего процесса обучения;
§ Разнообразия формы контроля, содействующих повышению обучающей и воспитывающей функций;
§ Всесторонность контроля, охватывающая знания, умения и навыки;
§ Объективность контроля, исключающая субъективизм учителя и искажение действительного состояния подготовки учащихся;
§ Дифференцированный подход, предполагающий учет специфических особенностей предмета и отдельных его разделов.
Применение, в связи с этим, различных методик учета успеваемости и использование различных оценок.
Цели и задачи воспитания
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели современного воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
И.Ф. Харламов считает, что «формирование всесторонне и гармонично развитой личности - основная цель современного воспитания». Мы уже говорили выше, что это скорее цель-идеал.
Задачи воспитания он видел в том, чтобы, воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.
Целью воспитания сегодня является разностороннее развитие личности (умственное, физическое, социокультурное, духовное и нравственное, воспитание активности, самовоспитание и самоподдержка) и помощь в выборе пути, генетически заданному ребенку.
ü Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:
философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
ü оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
ü приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
ü раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
ü развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
Ребенку нужна помощь со стороны взрослого в освоении духовно-нравственных ценностей, развитии духовно-нравственных качеств и способностей, развитии волевых качеств, оптимизма, усердия. Однако этого недостаточно. Важно обеспечить ребенка способами самозащиты, самоподдержки, воспитать желание помогать другим. Это и есть воспитание в ребенке способности к саморазвитию и самосовершенствованию и помощи другим в этих процессах.
Ведущим педагогическим смыслом нового воспитания является «Жить и трудиться во имя Всеобщего Блага».
Принципы воспитания.
Рассмотрим самые основные принципыгуманистического воспитания. В различной научно-педагогической литературе могут встречаться их различные вариации. Во-первых, по концепции гуманистической педагогики, воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. От педагога требуется не просто изложить ученикам материал, но и поработать с каждым из них индивидуально, опираясь на особенности каждого из них. Во-вторых, процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.
В-третьих, главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. В интересах педагога побудить воспитанника к самостоятельной деятельности. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее. Четвертый принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением их опыта и научением их использовать свои теоретические знания на практике. Пятыйпринцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот принцип также направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, коллектив – это очень мощное педагогическое средство.
Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. Однако этот принцип отнюдь не состоит лишь в восхвалении. Он должен сочетать в себе одновременно уважение к личности учащегося и требовательность к ней. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников. Но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу, потому что подавление активности неминуемо остановит развитие личностей учащихся.
Обобщая все вышесказанное в единую мысль, получим следующую картину: воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.
Методы и формы воспитания.
Форма воспитания– это внешнее выражение процесса воспитания. Можно выделить различные формы воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:
· индивидуальные;
· микрогрупповые;
· групповые (коллективные);
· массовые.
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При возрастании количества воспитуемых качество воспитания снижается.
Методы воспитания– это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Методы воспитания:
· убеждение;
· упражнения;
· предъявление воспитаннику .социально-культурной нормы
· отношения и поведения;
· воспитывающие ситуации;
· стимулирование деятельности и поведения.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы.
Распространенной остаётся классификация организационных форм воспитания:
· массовые формы;
· кружковая – групповая;
· индивидуальная.
Наиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию.
В основе нравственного воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.
Трудовое воспитание
Сложно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах,
применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.
Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности.