Причины разнообразия речевого развития глухих детей


Из предыдущего следует, что та степень нарушения слухо­вого анализатора, которую мы определили как глухоту, являет­ся препятствием к самостоятельному (вне специального обуче­ния) овладению языком.

Глухота, наступившая в раннем детстве, становится препят­ствием для нормального речевого развития ребенка. Как изве­стно, глухота, возникшая в доречевом периоде жизни, приво­дит к немоте. Глухота, наступившая в том периоде, когда речь уже начала развиваться, но еще недостаточно закрепилась, может стать причиной постепенной утраты речи. И в том и в другом случае глухой ребенок к моменту поступления в шко­лу окажется без речи и должен будет овладевать ею в услови­ях специального обучения.

Однако многие дети, вопреки глухоте, возникшей в дошколь­
ном возрасте, поступают в школу, обладая в той или иной сте­
пени развитой речью. Одни из них владеют лишь элементар­
ным речевым запасом, другие сохраняют речь в более значи­
тельной мере, третьи владеют ею полностью. Рассмотрим
причины такого разнообразия речи глухих детей. *»

Обычно дети, оглохшие в 4 —5-летнем или в еще более поз­днем возрасте, в той или иной мере сохраняют речь к момен­ту поступления в школу. Сохранность речи у этих детей объяс­няется сравнительно поздним наступлением глухоты.

Посмотрим, однако, в каком возрасте глохнут те дети, кото­рые приходят в школу с некоторой сохранностью речи.

При обследовании состава учащихся большого числа школ для глухих, проведенном с целью дифференциации сети специ­альных учреждений для детей с недостатками слуха (выше мы уже приводили данные о состоянии слуха детей, обучавшихся

^

в этих школах), были обнаружены глухие ученики, сохранив­шие речь к моменту поступления в школу. В момент обследо­вания речь этих учащихся была богаче, чем речь других детей. По содержанию словаря и по грамматическому строю она пре­вышала требования программы того класса, в котором они учи­лись. Все глухие ученики с такой речью были выделены для перевода в классы для позднооглохших. Кривая на рис. 3 по­казывает количество детей, сохранивших речь при различном времени возникновения глухоты.

До 2л. До 3л. До 4л. До 5л. До 6л. Старше 6л.

Возраст детей

Рис. 3. Количество детей, сохранивших речь при различном времени возникновения глухоты

Из приведенной кривой видно, что глухие ученики, облада­ющие речью к моменту поступления в школу, встречаются тем чаще, чем позже у них наступила глухота.

Мы видим небольшой процент детей, сохранивших речь, при условии потери слуха до 3 лет. Значительно большее число таких детей (27%) потеряло нормальный слух до 4 лет. Еще больший процент составляют дети, потерявшие слух до 5 лет, и т. д.

Таким образом, наш материал прежде всего показывает за­кономерную связь между временем наступления глухоты и ча­стотой случаев сохранности речи у глухих детей.

Дальнейшее рассмотрение данных заставляет нас обратить внимание на то обстоятельство, что дети, потерявшие слух



в одном и том же возрасте, не всегда и не в одинаковой сте­пени сохраняют речь. Это также видно из приведенной кри­вой. 73% из числа детей, оглохших до 4 лет, при поступлении в школу не владели речью. Среди детей, оглохших к 5 годам, 65,8% совсем не говорили к моменту поступления в школу. Даже среди учащихся, оглохших к 6 годам, мы обнаружили 40% детей, поступивших в школу без речи.

Показательно и то, что у детей, сохранивших речь, степень ее сохранности различна.

Отмечая, что позднее наступление глухоты является чрезвы­чайно важным условием сохранения речи у ребенка, мы в то же время должны признать, что значительную роль в этом от­ношении играют и другие факторы. Приведем несколько при­меров.

Девочка Валя А., 9 лет. Слух ее резко снижен. Она реаги­рует лишь на очень громкий голос и совсем не диффе­ренцирует элементов речи на слух. Из анамнеза известно, что она потеряла слух в 5,5 лет. Мать не соглашалась направить ее для обучения чтению с губ, так как опасалась, что это помеша­ет восстановлению слуха девочки. Доставленная в клинику, девочка произносила нечленораздельные звуки. Казалось, что она вообще не говорит. Лишь при более пристальном наблю­дении выяснилось* что Валя говорит обрывками слов и при этом каждое искаженное слово повторяет по нескольку раз: потолопотолопотоло (потолок), штоштошто (стол) и т. п.

Мать рассказала нам, как возникло подобное своеобразие ее речи. Вначале, когда мать заметила, что девочка перестает дос­таточно точно произносить слова, она заставляла ее по несколь­ку раз повторять одно и то же слово, чтобы добиться более чет­кого произношения. Но девочка понимала это лишь как требо­вание по нескольку раз повторять одно и то же. Так у ребенка укоренилась привычка каждое слово повторять по нескольку раз, а произношение все ухудшалось в связи с исчезновением возможности слухового контроля над собственной речью.

К 9-летнему возрасту речь девочки была почти совсем не­доступна восприятию окружающих. Запас слов ограничивался лишь самым узким обиходом. Сделанное ею устное описание двух картинок, изображающих, как мальчик, играя в мяч, раз­бил чернильницу и сбросил со стола другие вещи, представля­ло собою следующее: мачи, мани, мачи (мяч), штоштошто (стол). Так выглядел скудный речевой запас этой девочки.

Однако далеко не все дети, потерявшие слух в 5-летнем воз­расте, дают столь резкую деградацию речи.

Более развитую речь мы наблюдали, например, у Алика Л., который также не дифференцирует на слух элементов речи начиная с 5 лет. Представление о его речи может дать следу­ющее описание им серии картинок, составляющих рассказ: Кошка, мышка, банка. Мышка убежала, кошка смотри банку. Кот мышка смотри. Кошка пошла1. Его письменная работа — изложение короткометражного фильма «Приключение лисен­ка» — демонстрирует сравнительно большой речевой запас: Лиса схватил птица. Лиси схватил утка. Лиса посмотрель еж. Ястреб прилетел в лес. Ястреб скватил в лису. Лиса упал. Лиса бежала по лесу. Лиса бежит домой. Лиса балица сова убежала.

В устной и письменной речи мальчика мы отмечаем весьма значительную недостаточность. Его рассказ беден. Фразы по­строены неправильно. Произношение его характеризуется це­лым рядом отклонений от нормы. Он допускает неправильные смягчения согласных, й замещает л, вместо с произносит ц. В сочетаниях согласных отмечаются добавочные звуки (напри­мер, кошэка — кошка). Его письмо изобилует характерными ошибками.

Приведем пример, представляющий случай полной сохран­ности речи при наступлении глухоты в том же возрасте. Ва­лера Г. оглох к 5 годам. Разговорной речи он не слышит со­всем и, несмотря на это, описывает картинки следующими сло­вами: Мальчик играет в мяч об стенку. Мальчик уронил мяч на цветы и чернила пролил, он стал плакать. Мальчик разбил ста­кан. Ручки попадали и карандаши. Пузырек упал. Мячик попал на стол.

В произношении этого мальчика имеются небольшие откло­нения в виде неправильного пользования смягчениями. Его письменная работа (описание серии картинок на тему «Как пустая корзинка стала полной») демонстрирует овладение пра­вильным письмом: Дети пошли в лес. Девочка просыпала яго­ды. Девочка плачет. Мальчик и девочка дали ей своих ягод.

Три приведенных нами случая показывают, насколько раз­лично может быть состояние речи у детей, потерявших слух в одном и том же возрасте. У Вали А. сохранилась речь в виде ничтожных обрывков слов. У Алика Л. мы наблюдали развер­нутую речь со значительными дефектами. Валера Г. обладает полной, правильной речью.

В приведенных случаях различная степень сохранности речи зависела от условий развития детей до школы. В первом слу-

чае мать сознательно сопротивлялась тому, чтобы девочку обу­чали чтению с губ. Во втором случае близкие ребенка замети­ли, что он «читает по губам», и старались более четко произ­носить слова, чтобы сделать доступными ему свои артикуляци­онные движения. В третьем случае мальчик тотчас после наступления глухоты был обеспечен специальным обучением. Эти занятия, как мы видели, дали блестящие результаты: он полностью сохранил речь.

Мы видели из приведенной выше кривой, что некоторые дети обладают речью к моменту поступления в школу, вопре­ки раннему возникновению глухоты (до 3 лет). Такая сохран­ность речи, как показывают наблюдения, становится возмож­ной при условии специально организованного обучения в до­школьном возрасте. Среди глухих школьников можно также встретить детей, которые оглохли уже будучи грамотными. Они резко отличаются по состоянию речи от прочих глухих учени­ков. С момента потери слуха речь этих детей продолжает развиваться в большей мере на основе самостоятельного чте­ния и письма.

Приведем письменную работу1 ученицы IV класса москов­ской школы для слабослышащих и позднооглохших Лиды К., оглохшей в 10-летнем возрасте.

В сосновом лесу под старой березой была нора. В норе жила рыжая лиса с лисятами. Однажды, когда лиса-мать ушла на охоту, один лисенок вылез из норы. Он стал нюхать воздух. Он увидел кузнечика и хотел его поймать, но кузнечик ускакал. На дереве сидела ворона. Она увидела лисёнка и стала красться к нему. Лисёнок тоже заметил ворону. Он остался на месте и стал следить за ней. А ворона всё приближалась. Она подско­чила к нему и цап-царап его за нос. Лисёнок завизжал от боли. На его крик прибежала лиса-мать. Она прогнала ворону. Воро­на села на дерево и стала умываться. Потом лисёнок пошел к озеру с матерью на охоту. Там были цыплята. Лиса воровала их. Лисёнок потерял мать. Он ушёл куда-то. Вдруг на спину лисёнку что-то вцепилось. Это был орёл. Орёл схватил лисён­ка за ухо ногтями и полетел. Он прилетел на дерево. Лисёнок упал на камни. Он стал искать мать. Он выбрался из камней и пошёл в лес. Вдруг он встретил мать. Они радовались.

Речь этой девочки полностью сохранилась, так как к момен­ту возникновения глухоты она уже располагала не только уст­ной, но и письменной речью.



78

Произношение не сохранено.

Девочка описывает короткометражный фильм «Приключения лисенка».

Среди глухих учащихся можно также встретить детей, у ко­торых речь сохранилась благодаря сравнительно меньшему поражению слуха.

При наличии слуха на речевые звуки, произносимые хотя бы очень громко, у ребенка иногда сохраняется речь, вопреки раннему наступлению глухоты.

Итак, различный уровень сохранности речи у глухих детей зависит от ряда факторов. Основным фактором, способствую­щим сохранности речи у этих детей, является возникновение глухоты в более старшем возрасте. Исключительное значение в этом отношении имеет и специальное обучение. Степень ос­таточного слуха, как мы уже указывали, также играет при этом некоторую роль.

Таким образом, под влиянием трех этих факторов мы на­блюдаем у глухих детей различный уровень развития речи.

При очень раннем возникновении глухоты без применения специального обучения мы наблюдаем полное отсутствие речи в школьном возрасте.

Важно отметить, что глухие дети, по различным причинам обладающие речью к моменту поступления в школу, отличают­ся между собой не только по состоянию речи. Они отличаются друг от друга по степени овладения чтением с губ и по своим возможностям усвоения первоначальной грамоты.

Дети, оглохшие в дошкольном возрасте, чаще приходят в школу без навыка чтения с губ. В отличие от них, дети, сохра­нившие речь благодаря раннему обучению чтению с губ, уже располагают в школьном возрасте этим важнейшим для них средством овладения основами наук.

В связи с отсутствием слуха некоторые глухие дети, сохра­нившие речь, долго не умеют вычленить звука из известного им слова, поэтому в этом случае требуется применение специ­альных приемов при обучении их грамоте.

Как бы ни были различны все эти дети, общим для них яв­ляется та или иная степень сохранности речи к моменту по­ступления в школу при такой степени поражения слуха, кото­рая не обеспечивает возможности самостоятельно овладевать речью с помощью слухового анализатора.

Таким образом, среди глухих детей мы имеем две резко от­личные между собой группы.

Первую из них составляют дети, рано оглохшие и в связи с этим вынужденные с самого начала обучаться речи специ­альными методами, на основе использования сохранных ре­цепторов.

Вторую группу составляют дети, оглохшие в несколько бо­лее позднем возрасте и потому сохранившие речь. Некоторые из них при более раннем наступлении глухоты владеют речью в результате специального обучения.

Первую группу ранее принято было у нас называть глухо­немыми. Существует мнение, что этого названия за ними со­хранять не следует, так как в школе они сравнительно быстро освобождаются от немоты. Правильнее было бы их называть ранооглохшими.

Детей, относящихся ко второй группе, до сих пор называли позднооглохшими, но как мы видели выше, глухие дети неред­ко сохраняют речь не только по причине позднего наступления глухоты. Огромную роль при этом играет раннее специальное обучение. Перспективы развертывания специальных учрежде­ний для детей предшкольного и дошкольного возраста позво­ляют ожидать увеличения контингента глухих детей, сохранив­ших речь к моменту поступления в школу, а специфика обу­чения этих детей будет зависеть не от времени возникновения глухоты, а от наличия или отсутствия у них речи.

В связи с этим мы считаем более правильным назвать таких детей не позднооглохшими, а глухими, сохранившими речь.

В следующем разделе мы остановимся более подробно на характеристике речевого развития ранооглохших и потому не сохранивших речи детей.

Наши рекомендации