Моделирование ситуаций достижения.
«Особый» ребенок привыкает к тому, что все взрослые — от родителей до педагогов — стремятся его понять как бы «с полуслова». С одной стороны, это прекрасно, но с другой — у него может утрачиваться мотив, желание научиться (насколько это возможно для его уровня развития) говорить правильно. Именно поэтому на занятиях нужно создавать такие условия, чтобы у ребенка возникала потребность говорить. Например, ребенок самостоятельно не может достать понравившуюся игрушку, и ему нужна помощь. В этом случае нужно сделать вид, что педагоги не понимают, когда он использует невербальные сигналы (жесты, гримасы, звуки и пр.), а понимают лишь слова. Желание получить игрушку настолько сильно, что ребенок начинает произносить слова. Правда, для того чтобы вербальная коммуникация стала для него привычной и необходимой, потребуется очень много времени.
Медленный темп формирования новых навыков.
Может показаться, что работа логопеда ни к чему не приводит, идет впустую. Это может повергнуть логопеда (особенно начинающего) в отчаянье. От «особых» детей невозможно ожидать быстрого результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время «поглощают» информацию, как будто «записывая» ее на свой внутренний магнитофон. Иногда результат работы может проявиться через 2—3 года. Эта особенность восприятия детей не должна пугать педагогов.
Постоянная востребованность приобретенных навыков.
Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с родителями, воспитателем и дефектологом. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях. Совместно проговариваются мельчайшие изменения в поведении ребенка, логопед просит родителей дома, а педагогов на занятиях провоцировать ребенка на применение отрабатываемых им навыков. От педагогов логопед получает
информацию о состоянии ребенка после занятий и с учетом этого планирует дальнейшую стратегию. Это особенно важно при работе с безречевыми детьми. Если же ребенок владеет речью, то сотрудничество с педагогами заключается в работе над автоматизацией звуков, развитием лексико-грамматичес-кого строя речи. У «особых» детей процесс автоматизации звуков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения при различных видах деятельности, в которые включен ребенок в школе и дома, результат логопедической работы обесценится. То, что не может отследить логопед, могут контролировать педагоги и родители. И в этом тоже заключается их огромная помощь. Следует вести логопедические тетради, по которым родители могут заниматься с детьми дома, закрепляя материал в иной обстановке. В этом смысл перенесения опыта, полученного на логопедическом занятии, домой — в реальную жизнь.
Например, Юля Л., страдающая тяжелой дизартрией, на логопедическом занятии поставленные звуки произносила правильно. Но как только она выходила из кабинета, тут же обо всем забывала и начинала говорить по-старому — неправильно. Родителям было рекомендовано закреплять произношение не только по логопедической тетради, но и в различных видах домашней деятельности. Только так удалось закрепить неустойчивые навыки.
Безусловно, все указанные особенности работы логопеда предполагают огромное терпение и творческий подход. В связи с этим на первый план выходит личность логопеда. Люди, работающие с «особыми» детьми, должны обладать «особыми» качествами. Конечно, это — колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, выдумка, психологическая гибкость — черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой «особый» ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
И РАЗВИТИЕ
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ
СФЕРЫ
РАБОТА С ТЕСТОМ
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача — сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Процесс трудового воспитания тесно связан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы он мог совершать элементарные трудовые операции, необходимо, чтобы он умел различать предметы по форме, величине, цвету и был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, песка, глины, ткани, дерева и пр.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уве-
ренность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
Однако мотив, желание ребенка что-либо делать своими руками остается серьезной проблемой. Как быть, если в группе собрались дети 11—15 лет, для которых единственным существенным мотивом является желание вкусно поесть?
Как объединить в занятии пищевую мотивацию, задачи развития сенсорно-перцептивной сферы и демонстрацию полного цикла трудового процесса? Мы рекомендуем с детьми, имеющими ограниченные умственные возможности, использовать метод «Работа с тестом».
В основе направления лежит идея о том, что «особые» дети, подростки должны не только сразу видеть результаты своего труда, но и выступать первыми потребителями продуктов собственного производства. Самым желанным продуктом потребления для детей этой группы являются продукты питания, особенно сласти к сдоба. В связи с этим разработан цикл занятий «Булочки, печенье — всем на удивленье!»
Цели:
— развитие сенсорно-перцептивной сферы: формирование сенсорных эталонов формы и величины; развитие тактильной чувствительности рук, вкусовой чувствительности;
— развитие мелкой моторики рук;
— развитие речи, умения грамматически правильно строить предложения;
— развитие эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе;
— формирование привычки доводить начатое дело до конца;
— формирование образа «полного цикла» трудового процесса;
— совершенствование коммуникативных навыков.
Задачи.
Сформировать представление о тесте и о том, что можно из него приготовить.
Познакомить с кухонными приспособлениями, необходимыми для работы с тестом: доска, скалка, формочки для печенья, пельменница, противень и пр.
Научить организовывать пространство вокруг себя так, чтобы было удобно.
Научить приемам взаимодействия между собой в процессе приготовления и потребления изделий из теста.
Научить верно, называть изделия, их компоненты, правильно строить предложения, содержащие информацию о процессе приготовления изделий из теста.
Развивать мелкую моторику рук и координацию движений (мять, раскатывать тесто, лепить из него фигурки, вырезать формочкой печенье и пр.).
Научить детей тактильно узнавать тесто, закрепить знание оттенков вкуса, совершенствовать понятия формы и величины (форма печенья, пельменей, пирожков, булочек, вареников; размеры пирожков, печенья, пельменей, булочек и пр.).
Оборудование:
— фартуки, косынки или колпаки;
— наборы открыток «Пироги», «Печенье», «Изделия из теста» и пр., постоянно обновляющиеся кондитерские и хлебобулочные изделия или их муляжи;
— фланелеграф;
— деревянные доски, скалки, лопаточки;
— пельменница;
— формочки, миски;
— готовое крутое тесто (песочное или дрожжевое), немного муки;
— разнообразная начинка (яблоки, варенье, рис и пр.);
— яйцо и перышко (для смазывания изделий перед выпечкой), подсолнечное масло;
— противень, электрическая или газовая духовка;
— самовар, чайный сервиз, приборы.
На подготовительном этапе работы дети знакомятся с формой кулинаров: передниками, колпаками и косынками. Рассматривают картинки с изображением поваров, вспоминают, что делает дома мама, когда одевает передник (готовит еду). Педагог рассказывает детям различные истории о по-
варах, о том, как они готовят пищу, как это интересно и как приятно есть пищу в удобной и комфортной обстановке. Дети могут по ассоциации вспомнить истории из собственной жизни о встрече с поварами или о том, что делает мама на кухне. Педагог ведет разговор о той еде, которую больше всего любят дети, что им нравится или не нравится. При этом педагог может либо прямо спрашивать у детей, что они любят есть, либо, если детям сложно ответить, может называть разнообразные блюда (знакомые детям) и спрашивать у них, что им нравится, а что нет.
На подготовительном этапе работы педагоги могут попросить родителей провести дома «экскурсию» по кухне. Рассказать детям о том, какие кухонные приспособления и для каких целей используются. Важно, чтобы родитель создал у ребенка положительный настрой для приготовления пищи, дал понять, что приготовление пищи — не просто повседневный, а творческий процесс.
Следующий этап работы — это «привыкание» к тесту. На этом этапе дети тактильно «знакомятся», «привыкают» к тесту, пытаются его делить на части (рвать или разрезать деревянной лопаточкой). С помощью педагога пробуют раскатывать тесто деревянной скалкой. На этом этапе педагог уделяет особое внимание не только обучению приемам работы с тестом, но и совершенствованию взаимодействия детей друг с другом: побуждает тех, у кого лучше и быстрее, получается, помогать тому, кто отстает. Иногда возникают ситуации, когда ребенок не может раскатать или что-то вылепить из теста, и сразу отказывается от дальнейших попыток. В этом случае необходимо поработать вместе, добиться хотя бы минимального успеха и обязательно похвалить, подбодрить ребенка: «Вот видишь, у тебя все получается!» Впоследствии, если ребенок снова отказывается от работы из-за ощущения своей несостоятельности, важно напомнить ему о ситуации, когда у него что-то не получалось, но он все-таки справился и, если изделие сохранилось, показать его ребенку. Таким образом, важно терпеливо акцентировать внимание ребенка на его даже самых минимальных достижениях.
Следующий этап в работе — это непосредственное знакомство детей с приспособлениями для приготовления изделий из теста: формочками и пельменницей. На этом этапе дети учатся из раскатанного теста выдавливать формочкой или пельменницей фигурки различной формы, лепят шарики, квадратики и треугольники. Для развития воображения педагог предлагает детям пофантазировать и рассказать, на что похожи выдавленные ими фигурки.
Далее педагог знакомит детей с понятием «начинка», рассказывает о том, какие виды начинки бывают, спрашивает у детей, как, по их мнению, вкуснее: с начинкой или без. Дети пробуют самостоятельно сделать пирожок с начинкой.
На этом этапе педагог знакомит детей с разными видами изделий из теста с начинкой: пирогами, блинами, ватрушками, пельменями, варениками. Дети рассматривают открытки с их изображением. Для демонстрации может быть также использован и фланелеграф. Дети видят многообразие форм выпечных изделий и пробуют что-либо сделать своими руками.
Следующий этап — это знакомство детей с полным циклом приготовления изделий из теста — от раскатывания до выпечки. Педагог знакомит детей с противнем, показывает, как правильно выкладывать на него печенье или пирожки: на смазанный подсолнечным маслом противень изделия из теста выкладываются ровно и аккуратно. Педагог рассказывает детям о том, что пельмени и вареники не выпекаются в духовке, а варятся в кастрюле с водой. Потом педагог показывает и учит детей смазывать с помощью перышка пирожки маслом или взбитым яйцом.
Родители дома, а педагоги в школьной столовой знакомят детей с духовкой, рассказывают, как внутри духовки выпекаются пирожки и печенье (говорят, что в духовке очень-очень жарко, человеку там невозможно находиться), предостерегают детей от самостоятельного пользования духовкой.
На этом этапе педагог (можно и с помощью родителей) учит детей, как удобно организовывать пространство вокруг себя, чтобы было приятно пить чай с пирожками. Если дети уже умеют накрывать на стол, можно еще раз проиграть эту
ситуацию, для того чтоб»; включить ее в формируемый у детей целостный образ приготовления и потребления изделий из теста.
После обучения детей всем элементам процесса приготовления и потребления изделий из теста важно провести несколько занятий «полного цикла» — от приготовления до чаепития с только что приготовленным печеньем и пирожками. К комплексным занятиям можно привлекать родителей или других гостей (нетей из других групп). Это будет способствовать развитию позитивных взаимоотношений в системе ребенок — родитель — педагог.
ЗАНЯТИЕ С ТЕСТОМ «БУЛОЧКИ, ПЕЧЕНЬЕ - ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!»
Задачи.
Сформировать у детей образ «полного цикла» приготовления изделий из теста.
Закрепить знание сенсорных эталонов формы и величины.
Поработать над совершенствованием мелкой моторики рук.
Продолжить работу над эстетическим развитием детей.
Продолжить работу нал совершенствованием навыков позитивного взаимодействия детей друг с другом, а также с родителями, педагогами и гостями (если они пришли на занятие).
Оборудование:
— открытки «Пироги». «Печенье», «Блины и оладьи»;
— фланелеграф;
— доски, скалки, деревянные лопатки, деревянные толкушки;
— пельменница, жестяные формочки;
— блюдца с начинкой, тесто, мука, подсолнечное масло, картофель;
— противень, яйцо и сливочное масло;
— чайный сервиз, приборы, самовар.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, почему на вас фартучки, платочки, красивые колпаки?
Дети. Мы будем работать с тестом.
Педагог. А что можно приготовить из теста?
Дети. Пироги, булочки, печенье, блины, пирожки.
Педагог. Вы знаете, что в пироги кладут начинку. Какая бывает начинка, что можно положить в пирожок?
Дети. Начинку из яблок, варенья, капусты, риса, мяса, грибов.
Педагог. Как можно назвать пирог с яблоком?
Дети. Яблочный пирог.
Педагог: А как называется по-другому пирог с творогом?
Дети. Ватрушка.
(Педагог раскладывает на фланелеграфе открытки с изображением пирогов и печенья различной формы.)
Педагог. Ребята, посмотрите на открытки. Рассмотрите внимательно пирожки. Они разной формы или одинаковые?
Дети. Разной: прямоугольной, круглой, треугольной.
Педагог. А что еще, кроме пирогов, можно испечь из теста?
Дети. Печенье.
Педагог. Посмотрите внимательно на открытки. Видите, и печенье бывает разной формы. Какой формы может быть печенье?
Дети. Как сердечки, треугольное, прямоугольное, квадратное, как цветочек, как заяц (или другое животное).
Педагог. Что можно еще испечь из теста, кроме пирогов и печенья?
Дети. Блины, оладьи.
Педагог. А в блины мы можем положить начинку?
Дети. Да.
Педагог. Какую начинку можно положить в блины?
Дети. Мясо, рис, творог, варенье, капусту.
Педагог. Молодцы! Вы все знаете!
(Педагог переходит к столу, на котором разложены инструменты для приготовления изделий из теста. Среди этих приспособлений может лежать толкушка для картофеля.)
Педагог. Ребята, посмотрите внимательно — на столе лежат знакомые вам предметы. Какие из них нам потребуются, чтобы раскатать тесто?
Дети. Досочки, скалки.
Педагог (берет пельменницу). А что это такое?
Дети. Пельменница.
Педагог. Ас ее помощью можно раскатать тесто?
Дети. Нет.
Педагог (берет толкушку). А что это такое?
Дети. Толкушка.
Педагог. А для чего она нужна? Для того, чтобы раскатать тесто?
Дети. Нет, чтобы толочь картофель.
Педагог. Молодцы, значит, для того чтобы раскатать тесто, нам потребуются из этих предметов только доски и скалки.
(Дети с помощью педагогов или родителей кладут перед собой досочки, кусочек теста, скалку, блюдечко с мукой, блюдечко с начинкой, формочки.)
Педагог. Скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать для того, чтобы тесто не прилипало к доске, когда вы будете его раскатывать?
Дети. Посыпать доску мукой.
Педагог. Пожалуйста, насыпьте на свои доски немного муки и ладошкой распределите ее по всей поверхности.
(Дети выполняют задание сами или с помощью взрослых.)
Педагог. Молодцы, а теперь возьмите кусочек Теста и раскатайте его скалкой, как вы умеете.
(Дети раскатывают тесто. Тем, у кого движения плохо скоординированы, помогают педагоги, родители или другие ребята. Если дети сидят за столом по два человека, целесообразно посадить их так, чтобы они с удовольствием помогали друг другу.)
Педагог. Теперь, когда вы раскатали тесто, можно в наш пирожок положить начинку, которую вы приготовили: изюм, чернослив, яблоко, варенье, мед. А те из вас, кто решил приготовить печенье, пусть возьмет формочки и выдавит из теста печенюшки. (Дети выполняют задание.)
Защипывайте аккуратно края своих пирожков. Так, чтобы начинка не вытекла.
(Когда пирожки и печенье у всех детей готовы, педагог спрашивает у каждого ребенка, что он приготовил из теста. Дети немного рассказывают о своем изделии. После того как все дети рассказали о своей работе, педагог ставит на стол противень.)
Уважаемые повара, скажите, пожалуйста, что нам делать дальше?
Дети. Положить пирожки на противень.
Педагог. А как вы советуете поступить, чтобы наши славные пирожки и печенье не пригорали?
Дети. Надо смазать противень подсолнечным маслом.
(Педагог ставит на стол блюдечко с подсолнечным маслом и вилку, на которую надет кусочек картофеля с плоским срезом. Кто-нибудь из детей берет вилку с картошкой, макает ее в масло и смазывает противень. Затем дети аккуратно выкладывают пирожки и печенье на противень. Педагог ставит на стол мисочку со взбитым яйцом или растопленным сливочным маслом и перышко.)
Педагог. Чтобы наши пирожки и печенье были румяными и аппетитными, мы их сверху смажем взбитым яйцом (или маслом), и поможет нам в этом волшебное перышко.
(Если дети ни разу не делали этого, педагог смазывает изделия сам или поручает это кому-нибудь из родителей. Если дети умеют это делать, то пирожки смазывает кто-то из ребят.)
Какие молодцы наши повара! Теперь мы можем поставить противень в духовку, чтобы испечь пирожки и печенье.
(Педагог вместе с детьми отправляется на кухню. Там ставит противень в духовку, засекает время: через 40 минут все будет готово. Потом дети возвращаются в класс организовывать стол для чаепития. Накрывают на стол, аккуратно расстилают скатерть, расставляют приборы, сахарницу, чайник с заваркой, раскладывают салфетки, ставят стулья. (Когда все готово к чаепитию, педагог вносит блюдо с выпечкой.)
Дорогие повара, гости, все готово — просим к столу!
3-1637
Результаты занятий
Курс обучения работе с тестом может продолжаться в течение года. За это время дети приобретают навыки позитивного взаимодействия, совершенствуют знания сенсорных эталонов, приобретают внутренний образ «полного цикла» трудового процесса, становятся более социально адаптированными.
Если детям нравится работать с тестом, можно на основе этого материала проводить и общеобразовательные занятия по обучению чтению и счету. В этом случае лепятся и выпекаются не традиционные пирожки и печенье, а буквы и цифры. Самостоятельно вылепленная и съеденная буква или цифра намного прочнее остается в памяти ребенка.
Таким образом, результатами систематической работы с тестом являются:
— повышение уровня социально-бытовой адаптации детей, приобретение навыка приготовления изделий из теста, совершенствование навыков самообслуживания, получение знаний о кухне, приготовлении пищи, профессии повара;
— совершенствование коммуникативных навыков: дети учатся помогать друг другу, родителям, дружелюбно относиться к гостям, усваивают основы гостеприимства;
— работа с тестом способствует развитию эстетического вкуса у детей: они начинают понимать, какое печенье красивое, а какое — нет, и нуждается в переделке. Дети осознают, что красивый пирожок приятнее есть, чем некрасивый, учатся аккуратно накрывать на стол, создавать вокруг себя уют и приятную атмосферу;
— совершенствование мелкой моторики рук, что благоприятно сказывается на развитии навыков письма. Руки становятся более сильными, пальцы — более гибкими;
— знание «полного цикла» трудового процесса способствует умению детей доводить начатое дело до конца;
— новые понятия обогащают словарный запас.
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА
Творческий труд и изобразительная деятельность имеют важное значение в воспитании и социальной адаптации детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Такие занятия способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы, особенно зрительного восприятия; развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывают волевые качества; раскрывают творческие возможности; развивают эстетический вкус (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетания); способствуют познанию окружающего мира.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности; во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструмента совершенствует мелкую моторику рук.