Методы диагностики основных социально-психологических явлений в малых группах.
Современная отечественная психология предлагает достаточно большой арсенал соответствующих методов изучения психологии малых групп. Их можно условно объединить в три относительно самостоятельные группы:
1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и внутригрупповых психологических явлений, но предоставляющий руководителю лишь ориентировочную информацию.
2. Общие методы включают в себя те из них, которые позволяют получать уже более точную информацию о содержании изучаемого явления. В интересах изучения психологии малых групп большинство психологов к ним относят методы наблюдения, изучения документов (контент-анализа), анализа результатов деятельности, независимых характеристик.
3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических явлений на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Он реализуется в различных методиках. Среди наиболее известных заметна социометрическая методика американского социального психолога и психиатра Джакоба Морено (1892-1974). Она позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, выборов, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностном взаимодействии. В психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях в группе.
«Звезда» – член группы, получающий наибольшее количество выборов.
«Предпочитаемый» – член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов, отданных популярному («звезде»).
«Оттесненный» – термин, обозначающий лицо, которое получает минимальное количество выборов.
Каждый член группы, коллектива занимает в группе то или иное положение. Оно не всегда одинаково в деловых и личных отношениях. Например, сотрудник в деловых отношениях оказывается в ранге «оттесненных», в личных он – «предпочитаемый», другой сотрудник в личных отношениях – «звезда», в деловых – «предпочитаемый». Но может быть и совпадение статуса «предпочитаемый» в деловых и личных отношениях.
Для того чтобы создать в подразделении положительный социально-психологический климат, руководителю необходимо знать сущность и закономерности формирования и проявления основных психологических явлений в социальной общности его подчиненных. Овладев доступными методиками оценки социально-психологических явлений в малых группах он сможет быстро и достаточно глубоко их изучить, оказывать на них эффективное управленческое влияние, повышая качество решения стоящих перед структурным подразделением задач.
Рекомендуемая литература:
[1]100 великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. – М. : Вече, 2004. – 432 с. – (Серия «100 великих»).
[2] Айзенк М.Психология для начинающих / М. Айзенк. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
[3] Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. - М., 1994. – 608 с.
[4] Алексеев А. В.Познай себя, или Ключ к резервам психики / А. В. Алексеев. – Ростов-н/Дону : Феникс, 2004. – 320 с.
[6]Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т. Андреева. – 3-е изд. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
[7] Бенсон Г. Как стать гением / Г. Бенсон, У. Проктор. – М. : Эксмо, 2004. – 384 с. – (Серия «Психологический Guide»).
[8]Бурганова И.Ф., Завада Г.В., Фролов А.Г. Психология и педагогика: Учеб. пособие. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2007.
[9] Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988. – 240 с.
[10] Волкова А.А. Психология и педагогика для студентов вузов / А.А. волкова, Л.В. Димитрова. – Изд. 2-е. – Ростов- на – Дону: Феникс, 2005. – 249 с. – См. 9 – 11.
[11] Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. С. 7-19.
[12] Гофруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц - М.: Мир, 1992. – 496 с.
[13] Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415 с.
[14] Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие/– 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Ореол – Лайн, 1998. – 192 с.
[15] Калюжный А.С.Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студентов. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. – 380 с.
[16]Курек Н. С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР / Н. С. Курек. – СПб. : Алетейя, 2004. –330 с. : ил.
[17] Либина А. Как научиться видеть людей насквозь: энциклопедия житейской психологии / А. Либина. - М. : Эксмо, 2004. – 512 с.
[18] Льюис Д. Тренинг эффективного общения.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 224 с. – См. 209.
[19] Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. – См. С. 9.
[20] Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанова, А.Д. Виноградова и др., Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
[21]Орлов Ю. М. Обида. Вина / Ю. М. Орлов. - 5-е изд. испр. – М. : Слайдинг, 2004. – 96 с. – (Серия «Исцеление размышлением»).
[22] Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 с.
[23] Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2002. – 256 с.
[24]Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
[25] Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 320 с. – См. С. 76 – 80.
[26] Сериков
[27] Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Д. Клиз ; пер. с англ. Н. М. Падалка.- М. : Астрель: АСТ, 2004. – 304 с.
[28] Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
[29] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзамен. ответов. Экспресс-справочник для студ. вузов. - Ростов н/Д., 2000. – 230 с.
[30]Тайлакер Й. Б. Тренировка IQ : ваш путь к успеху / Й. Б. Тайлакер, У. Визингер – М. : АСТ; Астрель, 2004. – 174 с.
[31]Целуйко В. М. Психология современной семьи : книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : Владос, 2004. – 288 с.
Электронные ресурсы:
[32] Психологический словарь: http://psi.webzone.ru/
[33] Педагогический энциклопедический словарь: http://dictionary.fio.ru/
[34] Российская педагогическая энциклопедия: http://www.otrok.ru/teach/enc/
[35] Библиотека психологического форума «MyWord.ru»: http://psylib.myword.ru
[36] «Библиотеке Мошкова»: http://lib.ru/PSIHO
[37] «Библиотека психологической литературы» BOOKAP (Books of the psychology): http://www.bookap.by.ru
[38] PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»: http://psylib.kiev.ua.
[39] Библиотека кафедры психологии БГУ: http://go2bsu.narod.ru/libr/index.htm
[40] «Библиотека учебной и научной литературы» РУССКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТА: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
[41] «Социально-гуманитарное и политологическое образование» (Гуманитарное образование - федеральный портал высшего образования): http://www.humanities.edu.ru
[42] Всероссийская виртуальная энциклопедияhttp://www.portalus.ru.
[43] Белорусская цифровая библиотека: http://library.by/
Оглавление
Тема №1. Предмет изучения психологии и педагогики……………....... | |
1.1. Объект изучения психологии и педагогики и специфика их предметов………………………………………………………………………............ | |
1.2. Задачи психологии и педагогики как наук…………………………….. | |
1.3. Основные категории психологии и ее структура……………………... | |
1.4. Основные категории педагогики и ее структура……………………… | |
1.5. Связь психологии и педагогики………………………………………… | |
Тема 2. Психика – сущность и уровни развития……………………....... | |
2.1. Сущность психического отражения как основы психики………......... | |
2.2. Физиологические основы психики…………………………………….. | |
2.3. Уровни развития психики…………………………………………......... | |
2.4. Основные формы проявления психики………………………………... | |
Тема 3. Личность……………………………………………………………. | |
3.1. Основные термины (человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект)……………………………………………………………………….. | |
3.2. Психологические свойства личности…………………………………... | |
3.3. Факторы развития личности………………………………………......... | |
Тема 4. Воспитание личности……………………………………………… | |
4.1. Цель, понятие и характеристические черты воспитания……………... | |
4.2. Принципы гуманистического воспитания…………………………….. | |
4.3. Методы воспитания……………………………………………………... | |
4.4. Воспитание в семье……………………………………………………. | |
Тема № 5. Процесс обучения как целостная система…………………... | |
5.1. Понятие, структура процесса обучения и его гуманистический характер…………………………………………………………………………. | |
5.2. Принципы обучения……………………………………………………... | |
5.3. Формы и методы обучения. Методы активного обучения…………..... | |
5.4 Современные технологии обучения…………………………………..... | |
5.5. Корпоративное (внутрифирменное) обучение………………………… | |
Тема № 6. Общение………………………………………………………..... | |
6.1. Общение, коммуникация: понятия, их взаимосвязь…………………... | |
Аспекты общения: цель, содержание, средства……………………….. Общение как процесс обмена информацией, восприятия, взаимодействия…………………………………………………………………………… Конфликт: понятие, типы, стратегии поведения и один из способов предупреждения………………………………………………………………. Тема №7. Понятие группы и коллектива………………………………... | |
7.1. Группа и ее структурная организация………………………………..... 7.2. Факторы образования, функционирования и развития группы……… 7.3. Межличностные отношения в группе…………………………………. 7.4. Лидерство и конфликт в малой группе………………………………… 7.5. Методы диагностики основных социально-психологических явлений в малых группах…………………………………………………………. | |
Список рекомендуемой литературы……………………………………… | |
Оглавление…………………………………………………………………… |