Методика проведения занятий во втором квартале
Основные образовательные (программные) задачи второго квартала на занятиях по ознакомлению с окружающим и природой и развитию речи состоят в ознакомлении с более сложными предметами, в уточнении и расширении знаний и представлений о них, в дальнейшем обогащении и активизации словаря. На занятиях по изобразительной деятельности дети овладевают навыками изображения более сложных предметов.
Коррекциоиные задачи второго квартала состоят в закреплении навыков пользования ситуативной речью на более высоком уровне, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов.
В процессе упражнений в более сложной самостоятельной ситуативной речи во втором квартале значительное место занимает работа над фразой, которая включает такие этапы: построение простой фразы, распространение фраз, конструирование вариантов фраз для выражения одной и той же мысли, работа над правильным порядком слов в предложении, переход к построению сложноподчиненных конструкций. Наряду с этим продолжается и словарная работа, начатая в первом квартале. Осуществляется постепенный переход к составлению рассказов.
В своих ответах дети опираются на конкретные вопросы логопеда, наглядный материал, а также на представления.
В качестве наглядной опоры на занятиях по ознакомлению с окружающим и природой и по развитию речи используются натура, игрушки, картины, а также все то, с чем работают дети на занятиях по изобразительной деятельности, но это уже не простые предметы, а более сложные по форме. Во втором квартале необходимостью наглядной опоре медленно уменьшается. Дети постепенно приучаются к ответам по представлению о тех предметах, которые они только что наблюдали или только что зарисовывали или изготовляли на занятиях по изобразительной деятельности и которые в момент речи уже убраны.
Вопросы логопеда, как и в первом квартале, относятся к названию предметов, их форме, цвету, размеру, к названию отдельных частей предметов, к названию действий, которые выполнялись в момент речи или раньше. Но ответы детей становятся все сложнее.
В этот период дети с помощью конкретных вопросов логопеда учатся сравнивать предметы между собой, находить сходство и различие.
Для изучения программного материала используются разнообразные виды деятельности: рассматривание отдельных предметов (натуры, игрушек) и сюжетных картин, счет конкретных предметов, а также изображение отдельных сложных предметов на занятиях лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием.
Для занятий подбираются такие темы, которые включают в себя более сложные предметы. Переход от простых предметов к сложным осуществляется постепенно. Это связано с ручными умениями детей. Сначала усложнение предмета в изображении состоит в увеличении количества деталей (от дерева к дому), затем в сочетании разных линий: в одном рисунке, например, используются прямые, косые и округлые линии (от дома к машине). И наконец,передача одушевленных предметов (птиц, Мининых, человека) в положении стоя и в движении.
Изучение выбранной темы во втором квартале должно проходить несколько иначе, чем в первом. Если в первом квартале дети рисуют, лепят и наклеивают одни и те же предметы по изученной теме, например яблоко, слива и груша (т. е. фрукты) повторяются на всех видах занятий, то во втором квартале, благодаря более высокому уровню пользования самостоятельной речью и улучшению технических навыков, появляется возможность брать разные предметы из одной темы. Так, при изучении темы «Транспорт» дети рассматривают разные машины на картинках или игрушечные, называя каждую машину отдельно, все ее составные части, цвет, форму и т. п. На следующий день конструируется из спичечных коробков автобус, на занятии по аппликации вырезается и наклеивается троллейбус, рисуется грузовая машина.
Таким образом, изучение темы идет на разных занятиях (рассматривание, лепка, аппликация, рисование), но в каждом случае берется какой-то новый предмет из этой темы. При этом дети не ощущают повторности занятий, потому что каждый раз они выполняют что-то новое. И хотя предметы, связанные с деятельностью детей, принадлежат к одной категории, все они кроме общих деталей имеют и разные. В данном примере троллейбус от автобуса отличается наличием дуги, но у всех этих машин есть общие детали: колеса, кабина, корпус, крыша, окна, двери. Речь детей усложняется за счет изменения предметов, деталей, разнообразия материала, с которым они работают, а также за счет построения различных кратких и развернутых ответов на один и тот же вопрос логопеда (варианты ответов). Создаются благоприятные условия для речевой практики детей.
Во втором квартале изучение выбранной темы начинается с наблюдений, которые воспитатель организует во время прогулки. После наблюдений проводятся дидактические игры с игрушечными машинами. Если в группе находится набор разных машин маленького размера, то играют в «чудесный мешочек». Если машины большого размера, лучше организовать игру «Угадай, что спрятали». После дидактической игры, во время которой дети знакомились с игрушечными машинами, можно планировать рассматривание картин с изображением транспорта. Каждую машину надо назвать отдельно, чтобы уточнить, знают ли дети ее название, выяснить, кто управляет каждой машиной (паровозом — машинист, самолетом — пилот, автобусом — водитель). При закреплении знаний детей о транспорте на занятиях рисованием или аппликацией рассматриваются составные части той машины, которую дети будут изображать. Например, логопед предлагает рисовать автобус. Выясняется, знают ли дети, что у автобуса есть окна, колеса, двери, корпус; уточняется, какой формы эти части (корпус прямоугольный, колеса круглые и т. п.), рассказывается о назначении каждой из них: самая большая часть — корпус, кабина нужна для водителя, окна делают автобус светлым, через двери входят и выходят пассажиры и т. д. Такое детальное рассматривание помогает детям лучше видеть весь предмет в целом и по составным частям, расширяет их знания, активизирует словарь, который так необходим при построении всевозможных ответов.
В конце занятия дается обобщающее слово транспорт. Если такое занятие проводится впервые, то обобщающее слово только произносится несколько раз логопедом, и лишь на последующих занятиях заикающиеся сами отвечают на вопрос, как назвать все эти машины одним словом.
Можно рассматривать группы машин, подобранные по способу передвижения. Например: по рельсам ездят поезда, трамваи, электрички; по воздуху летают самолеты, вертолеты, ракеты; по любой дороге можно ехать на легковой и грузовой машине, на автобусе, мотоцикле, велосипеде и др. Могут быть и другие группировки, например по назначению: машины, предназначенные для перевозки людей, грузов и т. д.
Благодаря такой последовательности и детализациив проведении занятий по выбранной теме становится возможным более полное, углубленное изучение программы обычного детского сада, что, в свою очередь, создает условия для усложнения речи в пределах ее ситуативной формы.
Во втором квартале у заикающихся детей внутри одной группы остаются различия в пользовании речью. Поэтому на данном этапе продолжается обучение коротким и распространенным ответам. Одних детей логопед приучает внимательно слушать вопросы и отвечать кратко и точно, другим предлагает отвечать развернуто. Но каждый раз подчеркивается разница таких ответов. Теперь на занятиях существуют две формы ответов: краткая иразвернутая. В зависимости от задания дети определяют, как им надо отвечать.
— Юра, что нарисовано на картине? Дай полный ответ.
— На картине нарисован автобус.
— Света, а какой формы колеса у автобуса? Скажи кратко.
— Круглые.
Как отмечалось, существование двух форм ответов определяется различными речевыми возможностями детей. Но если в первом квартале дети еще не осознают этой разницы, то во втором квартале они уже видят ее в ответах идействуют в соответствии с требованиями логопеда осознанно, хотя причина разных требований логопеда остается для них по-прежнему неизвестной.
Поддерживая естественный характер диалогической речи, логопед упражняет детей в однословных, простых и более сложных фразовых ответах, в вариантах ответов, а затем постепенно подводит их к рассказу. Для построения развернутых ответов используется различная постановка вопросов и дополнительные указания. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» кто-то из детей на вопрос Кто это? ответил одним словом: «Котенок». Ответ правильный, но логопед ставит на этом занятии задачу упражнять детей в распространенных ответах. В таком случае, добиваясь развернутой фразы, он может сказать так:
— Ты правильно ответил, а как сказать об этом подробнее? И про цвет котенка не забудьте. И никто не сказал, что делает этот котенок. И т. д.
Благодаря таким дополнительным вопросам, подсказывающим, как надо распространить ответ товарища, на один вопрос дается много ответов, которые постепенно распространяют первый. В результате дети подходят к развернутому высказыванию, используя большое количество определений: «Этот серенький пушистый котеночек лакает вкусное молоко из блюдечка».
При обучении развернутым ответам главная цель состоит не в том, чтобы упражнять заикающихся детей в произнесении фраз все большего объема, а в том, чтобы они привыкли удерживать в памяти все, о чем спрашивается, и рассказывать обо всем этом по определенному
внутреннему плану.
В этом квартале уже начинается развитие элементарной контекстной речи. Детям задаются такие вопросы, при построении ответов на которые они имеют лишь частичную опору на наглядный материал. Например, дети сконструировали автобус, он находится перед глазами. Задается вопрос: Куда можно поехать на автобусе? Ответы на этот вопрос уже строятся частично по представлению:
— На автобусе можно поехать в детский сад.
— Можно ездить на работу.
— Еще можно в кино поехать. И т. д.
Одновременно с включением упражнений в контекстной речи дети упражняются и в вариантах фразовых ответов. Например, на вопрос Какая у кошки шерсть? они дают разнообразные развернутые ответы:
— У кошки шерсть пушистая.
— У кошки серая шерсть.
— У этой кошки шерсть мягкая.
— У кошки пушистая и мягкая шерсть. И т. д.
Этот пример показывает, как усложняется речь по сравнению с первым кварталом: от однословных ответов — к фразам.
Происходит и постепенное нарастание количества ответов с элементами контекстности. Сначала дети отвечают на единичные вопросы, которые требуют применения контекстной речи, а затем их становится все больше в рамках одного занятия. Увеличению таких вопросов способствует постепенное сокращение наглядной опоры. Например, дети только что выполнили какую-то работу на занятии, и им предлагается вспомнить, что они наклеивали сначала (туловище), что потом (голову), где наклеили туловище (в середине, в центре листа), в какую сторону повернута голова (влево, вправо, вверх, вниз), что делает изображенный предмет (бежит, стоит, сидит), какого цвета каждая часть изображенного предмета, какой формы <и т. д. Рисунок или аппликацию в этом случае
надо убрать.
Сначала в своих ответах дети опираются на вопросы логопеда и на четкие представления о только что выполненной работе. Конкретные вопросы, относящиеся к последовательности выполняемой работы, способствуют развитию у Детей логического мышления. Благодаря им из отдельных ответов составляется целый логически последовательный рассказ, что и позволяет перейти к новой степени в развитии речи — к изложению самостоятельных рассказов без вопросов логопеда.
Следовательно, усложнение речи на занятиях по изобразительной деятельности основывается на переходе к рассказам без вопросов.
При изложении детьми самостоятельных рассказов нельзя довольствоваться тем, что ребенок может последовательно рассказать о своей работе. Важно научить заикающихся следить не только за планом изложения, событий в рассказе, но и за тем, насколько разнообразно можно высказать свои мысли. Для этого используется прием анализа детского рассказа. Такой анализ помогает детям понять ошибки, сделанные в изложении, часто заключающиеся в повторении одного или нескольких слов. Кроме того, этим приемом можно показать детям, как надо правильно изложить содержание. Это несомненно будет способствовать активизации имеющегося словаря и развитию умения логично излагать. Поясним это на примере. Впервые ребенок дает примерно такой рассказ: «Сначала я развел черную краску и нарисовал туловище. Потом нарисовал голову кошке. Потом нарисовал уши. Потом нарисовал хвост. Потом я нарисовал ноги».
Для обучения детей умению в устном изложении отбирать нужные и выбрасывать повторяющиеся слова можно разобрать с ними тот же рассказ следующим образом:
— Дети, Света хорошо рассказала, но все время повторяла одно слово: потом, потом, потом. А ведь можно говорить иначе. Слово это заменим другими словами. Можно сказать: затем, после этого. Тогда рассказ будет интереснее слушать. Кто из вас попробует?
После такого анализа дети делают попытки пересказать иначе. Идет осознанная работа над речью, но на более высоком уровне пользования ею. В таких случаях можно наблюдать паузы между предложениями, во время которых дети мысленно подбирают необходимые слова для формулирования следующей фразы. И рассказы их с каждым разом становятся совершеннее.
На занятиях по развитию речи заикающиеся учатся составлять рассказы По вопросам. Сначала рассказ составляется по картине. Вопросы задаются так, чтобы из ответов получилось связное повествование. Это помогает детям понять логику событий, изображенных на картине, и усвоить способы разнообразного выражения одной и той же мысли.
Постепенно детей подводят к самостоятельному изложению рассказа по картине без вопросов логопеда.
Одновременно с этим воспитывается умение находить сходство и различие двух и более предметов и формулировать результаты самостоятельных наблюдений по вопросам, требующим ответов различной сложности. Для этого используются предметные картины или натуральные объекты. Сначала при сравнении различных предметов на картинках задаются конкретные вопросы:
— .Какого цвета лепестки у ромашки?
— Белые.
— А у василька?
— Синие.
— Что весной распускается на ветках березы?
— Листочки.
— А чем покрыта елка?
— Иголками.
При таком сравнении вывод становится очевидным из контекста, но его делает логопед. Позже при сравнении двух предметов (для этого используются лоскуты, коробочки, карандаши, ножницы, пузырьки, пуговицы, пряжки и другие предметы) становятся доступными и более общие вопросы:
— Что одинаковое у этих лоскутов?
— Форма.
— Какие они по форме?
— Оба лоскута круглые.
— А что у них разное?
— Они разного цвета.
— Как сказать об этом по-другому?
— Один лоскуток белого цвета, а другой— голубой.
— Какой на них рисунок?
— На одном нарисованы полосочки, а на другом — кружочки.
Как видно из приведенных примеров, вывод дети делают самостоятельно. 82
Во втором квартале дети справляются с подбором однословных и фразовых ответов по представлению и в словесных играх. Словесные дидактические игры ценны для заикающихся тем, что они повышают эмоциональный настрой, требуют мгновенной речевой реакции, быстрой ориентации в словарном запасе. Смысл их состоит в том, чтобы к сказанному логопедом слову, например глаголу, подобрать слова, обозначающие предмет или качество. Так, в игре «Подбери слово» логопед предлагает рассказать о том, что делает дворник: подметает тротуар, сгребает снег лопатой, убирает снег, расчищает дорожки, поливает водой из шланга и т. д. Игра становится особенно интересной, когда, подбирая новое слово, дети начинают пользоваться приставками и получают слова с другим значением: самолет летит, прилетает, улетает, вылетает, взлетает, подлетает и т. д.
Следовательно, во втором квартале дети продолжают отвечать без заикания одним словом и фразой, пользуясь более сложной ситуативной речью, учатся распространять фразовые ответы и формулировать варианты фразовых ответов, переходят к составлению рассказа, который первоначально строится по вопросам логопеда, затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким представлениям, полученным на предыдущих занятиях. Все перечисленные виды работ над речью способствуют развитию мыслительных способностей внутри речевой регуляции, активизации имеющегося словаря, умению отбирать речевой материал.
Приведем примеры кратких конспектов занятий, проводимых во втором квартале.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и природой, развитию речи
Тема занятия. Транспорт. (Поезд, электропоезд, трамвай идут по рельсам.)
Цель занятия.
1. Знакомство с названиями машин, их отдельных частей, их цветом и формой. Люди, управляющие этими машинами. Новые слова: транспорт, рельсы. Уточнение