Государственное профессиональное

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ»

Методические рекомендации по выполнению заданий производственной педагогической практики

для студентов 3-4-х курсов специальности

Народное художественное творчество

Чита, 2015

Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 510201 Народное художественное творчество Начальник отдела ЗПО__________ Е.А. Шишмарева  
РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК «ОГСЭ, ЕН и ОП»

Протокол №____ от ____________

Председатель________________ С.С. Гилева

«_____»________________ 2015 г.

Составитель: О.А. Черных, Н.А. Константинова

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………
Перечень заданий педагогической практики
Задание 1 Задание 2   Список использованных источников и литературы ……………………    

ПРЕДИСЛОВИЕ

Производственная (по профилю специальности) педагогическая практика студентов ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры» является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе обучения, а также овладение соответствующей системой профессиональных и общих компетенций.

Содержание педагогической практики в ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры» строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: изучение личности и коллектива; организацию и проведение образовательного процесса; выполнение методической и исследовательской работы.

Результатом освоения ПМ «Педагогическая деятельность » является формирование у учащихся следующих профессиональных компетенций:

- использовать знания в области психологии и педагогики специальных дисциплин в преподавательской деятельности;

- использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы;

- планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе;

- пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания;

- применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы.

В результате изучения профессионального модуля «Педагогическая деятельность» студент должен

иметь практический опыт:

- работы с творческим коллективом в качестве руководителя и преподавателя;

- работы с учебно-методической документацией;

- использования в педагогической работе действующих примерных учебных планов, образовательных стандартов;

уметь:

- использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

- организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей;

- пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений;

- общаться и работать с людьми разного возраста;

- правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;

- организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе;

- анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методические материалами;

- подбирать репертуар, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива;

- использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом.

Целью настоящих методических рекомендаций является оказание студенту-практиканту в период прохождения производственной педагогической практики.

В методических рекомендациях определены общие требования к содержанию, структуре и объему заданий, форм и методов их выполнения. Представленные методические рекомендации отвечают государственному образовательному стандарту и позволяют сформировать у будущих преподавателей комплекс психолого-педагогических умений: конструктивных, коммуникативных, организаторских, исследовательских. Методические рекомендации способствуют обеспечению качественной подготовки будущего преподавателя творческого коллектива к выполнению основных профессионально-педагогических компетенций в реальном учебно-воспитательном процессе в СОШ и УДОД. Материалы, накопленные студентами в ходе педагогической практики могут служить экспериментальной базой для подготовки выпускной квалификационной работы.

ЗАДАНИЕ 1

Составить психолого-педагогический анализ творческого коллектива на основании проведения различных диагностических исследований (наблюдений, анкетирование, беседа, социометрия).

Коллектив- социальная общность людей, объединенных на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций, деятельности и общения

Примерная схема

Изучение коллектива рекомендуется начинать с социометрии, затем проводится различная диагностика по психологическому климату в коллективе, стилям руководства (анкеты, опросы, наблюдение, диагностические таблицы и пр.). В конце провести итоговый тест на изучение психологического климата в коллективе по А.Н. Лутошкину.

Вариант «Пьедестал почета»

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения детей в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений обучающихся.

Детям раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь три человека из класса. Ребенок имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни коллектива.

3 вариант

«Круги на воде».

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена ребят по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен.

4 вариант

Школьникам предлагается ответить на четыре вопроса:

1. Кого из ваших товарищей вы хотели бы видеть в составе вновь организуемого коллектива?

2. Кого из ваших товарищей вы не хотели бы видеть во вновь организованном коллективе?

3. Кто из товарищей, по вашему мнению, вас не выберет?

4. Кто из товарищей, по вашему мнению, вас выберет?

5 вариант

Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

1. Ребята, с которыми я дружу в нашем коллективе, это______________________________________________________________

2. Ребята, с которыми я не дружу в коллективе, это________________________________________________________________

3. Ребята, с которыми я провожу время и после занятий, это__________________________________________________________________

4. Ребята, с которыми я, не общаюсь после занятий, это______________________________________________________________

5. Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в коллективе, это __________________________________________________________________

6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это________________________________________________________________

6 вариант «Незаконченные предложения»

Школьникам необходимо завершить следующие фразы:

ü «Близкий мне человек в группе – это….»

ü «Мне приятно проводить свое свободное время с…»

ü «Мне приятно видеть в своем доме участников коллектива:…. …»

ü «Я не общаюсь с участниками коллектива:…. потому, что…»

ü «В случае необходимости я общаюсь с участниками коллектива:…. ….. потому, что….»

7 вариант«Секрет»

Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается три открытки. Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке. Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.

Ход игры:Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому. После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

8 вариант “Космическое путешествие”

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе.

 
Обработка и интерпретация результатов социометрии Результаты социометрии заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом. Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем: · лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги; · популярные( рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива) – они имеют средние рейтинги; · принятые (одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом )– они имеют невысокие рейтинги; · отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла. Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы. Пример: Таблица 1 «Социометрическая матрица» государственное профессиональное - student2.ru Пример: Таблица 2 - Итоги социометрии: государственное профессиональное - student2.ru   Вместо социометрической матрицы можно составить социограмму Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков Групповая социограмма имеет два варианта:конвенциональная социограмма и социограмма-мишень. На конвенциональной социограмме индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. При построении конвенциональной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким образом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходимо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора. Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если индивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединяющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.
государственное профессиональное - student2.ru
 

Конвенциональная социограмма, изображающая отношения в группе из 11 человек.

Второй тип групповой социограммы - социограмма-мишень –представляет собой систему концентрических окружностей, количество, которой максимально количеству выборов , полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с полученным выборов

 

государственное профессиональное - student2.ru

государственное профессиональное - student2.ru

По итогам социометрии можно построить диаграмму.

Анкета 1.

Анкета 2

Анкета 3.

ЗАДАНИЕ 2

Составить планы-конспекты занятий двух типов уроков: урока формирований умений и навыков по дисциплине (на выбор студента) «РФЭТ» «Фольклорное пение», «Основы народной хореографии », индивидуального урока сообщения новых знаний по дисциплине (на выбор студента) «Постановка голоса», «Народный инструмент».

Провести групповые и индивидуальные занятия с участниками творческого коллектива.

Рекомендации по содержанию и структуре описания урока

План урока

по дисциплине «….» учащихся

…….. года обучения отделения «………..»

Дата Преподаватель:

Тема

Тема должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося или особенностей учебной группы.

Цель

Описание той конечной цели, которую преследует преподаватель и которая должна соответствовать требованиям учебной программы дисциплины.

Задачи

В дидактике выделяют триединую цель урока (ТЦУ) - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть достигнут педагогом и учащимися в конце урока. Составляющие ТЦУ: познавательный (обучающий) аспект, развивающий аспект и воспитывающий аспект.

Тип урока

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

По дидактической цели выделяют следующие типы урока:

- урок сообщения новых зна­ний;

- урок формирования умений и навыков;

- урок применения знаний, умений;

- урок обобщения и систе­матизации;

- урок контроля и коррекции.

-

5. Ход урока (структура). Подробно расписываются этапы, соответствующие структуре выбранного типа урока.

Структура (этапы) урока Тип урока
I
Организация работы   Урок сообщения новых зна­ний
Сообщение темы, цели и задач урока
Мотивация учебной деятельности школь­ников
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся (проверка домашнего задания)
Ознакомление и восприятие нового учебного материала
Осмысление и первичное закрепление учебного материала
Подведение итогов урока
Задание на дом
II
Организация работы     Урок формирования умений и навыков  
Сообщение темы, цели и задач урока
Мотивация учебной деятельности школь­ников
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся (проверка домашнего задания)
Выполнение практических заданий и упражнений
Проверка выполнения самостоятельных работ
Подведение итогов урока
Задание на дом
III
Организация работы   Урок применения знаний, умений
Сообщение темы, цели и задач урока
Мотивация учения школьников, сооб­щение цели, задач урока
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий
Самостоятельное выполнение учащимися заданий
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий
Подведение итогов урока
Задание на дом
IV
Организация работы Урок обобщения и систе­матизации
Сообщение темы, цели и задач урока
Мотивация учения школьников, сооб­щение цели, задач урока
Вступление педагога
Повторение и систематизация основ­ных теоретических положений и ве­дущих идей предыдущих уроков
Заключение педагога по всему разделу.
Задание на дом
 
V
Организация работы Урок контроля и коррекции знаний
Сообщение темы, цели и задач урока
Мотивация учебной деятельности школьников
Проверка знаний и умений учащихся
Подведение итогов урока

План урока

по дисциплине «Фольклорный ансамбль» студентов

первого года обучения специализации «Этнохудожественное творчество»

___________________________________________________________________

Ход урока

I. Организационный момент.Проветривание, влажная уборка, проверка внешнего вида студентов.

Упражнения

1. пропеть несколько раз в разных тональностях в пределах рабочего диапазона с называнием звуков или на какие-либо слоги: лю-, на-, ма, ю- и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы исполнители брали дыхание не на стыке ступеней и не одновременно, а поочерёдно, внутри длинных нот.

2. пропеть с закрытым ртом либо на какой-то слог длинные по протяжённости звуки, пользуясь цепным дыханием так, чтобы момент возобновления дыхания не был слышен. С указанием места, где можно возобновлять дыхание, следить чтобы исполнители не брали дыхание одновременно с соседом.

3. исполнение произведения на непрерывном дыхании ("Ой, соловей ты наш маленький")

V.Проверка выполнения самостоятельных работ

Исполнение песни «Соловей» с соблюдением цепного дыхания

1. Что такое цепное дыхание?

2. Для чего необходимо знать особенности цепного дыхания

3. Соблюдали ли вы при исполнении песни принцип «цепного дыхания»?

4. Где были допущены ошибки?

I. Подведение итогов урока

-коррекция допущенных студентами ошибок

- выставление оценок, их комментирование

II. Задание на дом

- Прослушать аудиозапись песни «Соловей».

План урока

по дисциплине «Фольклорный ансамбль» студентов

Ход урока

I. Организационный момент

-проветривание, влажная уборка, проверка внешнего вида студентов

II.Сообщение темы, цели и задач урока. Слово преподавателя. На предыдущем уроке вы узнали о строе, ансамбле, цепном дыхании. Сегодня мы должны с вами освоить понятие «импровизация», узнать о видах импровизации и применить полученные знания в практической деятельности

III. Мотивация учебной деятельности студентов

Слово преподавателя. Народная песня — это не «напев со словами», а часть жизни человека и момент ее исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. Народные песни разучиваются «с голоса», без сопровождения, включая элементы игры, ее инсценировки. Только почувствовав себя сопричастным к процессу создания и озвучивания песни, инструментального наигрыша, сочиняя собственные варианты мелодии, подголоски к ней, «составляя» композицию, исполнительский план песни, можно проникнуться мыслью и передать слушателям то, что творчество неизвестных композиторов и исполнителей народных образцов музыкального фольклора неразрывно в своем единстве. Таким образом, важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора - импровизационность.

IV. Ознакомление и восприятие нового учебного материала

Cлово преподавателя. Импровизация - это такой вид творчества, при котором и «замысел» произведения и его «претворение» совершаются одновременно, внезапно и быстро. Это сочинение в процессе исполнения, но в рамках определенной традиции. Для фольклора характерны два вида импровизации: мелодическая и текстовая

Исполнение песни с элементами импровизации «Как со нашей со сторонки»

V.Подведение итогов урока

-коррекция допущенных студентами ошибок

- выставление оценок, их комментирование

VI. Задание на дом

Прослушать песню «Как со нашей со сторонки». Определить виды импровизации.

План урока

по дисциплине «Фольклорный ансамбль» студентов

Ход урока

I. Организационный момент

-проветривание, влажная уборка, проверка внешнего вида студентов,

II.Сообщение темы, цели и задач урока.Тема сегодняшнего урока: фольклорное интонирование в коллективе. Цель: научиться фольклорному интонированию

III. Мотивация учебной деятельности студентов

Слово преподавателя. Как вы думаете, зачем нам необходимо правильно использовать цепное дыхание, знать виды импровизации? (Это необходимо для того, чтобы добиться качественного ансамблевого звучания)

IV. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний студентов

Слово преподавателя. На предыдущем уроке вы узнали о строе, ансамбле, цепном дыхании. Сегодня мы должны с вами полученные знания применить в практической деятельности.

V.Выполнение практических заданий и упражнений

Слово преподавателя. Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (на примере фольклорной лирической песни "Соловей"). Это песня, которая от начала до конца исполняется непрерывно и плавно. Для нее характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы ансамбля берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Использование приёма цепного дыхания требует особого внимания. Это - коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов.

Упражнения

1.пропеть несколько раз в разных тональностях в пределах рабочего диапазона с называнием звуков или на какие-либо слоги: лю-, на-, ма, ю- и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы исполнители брали дыхание не на стыке ступеней и не одновременно, а поочерёдно, внутри длинных нот.

2.пропеть с закрытым ртом либо на какой-то слог длинные по протяжённости звуки, пользуясь цепным дыханием так, чтобы момент возобновления дыхания не был слышен. С указанием места, где можно возобновлять дыхание, следить чтобы исполнители не брали дыхание одновременно с соседом.

3.исполнение произведения на непрерывном дыхании ("Ой, соловей ты наш маленький")

V.Проверка выполнения самостоятельных работ

1. Исполнение детьми песни «Соловей» с соблюдением цепного дыхания

2. Анализ педагогом исполненной детьми песни «Соловей» с соблюдением цепного дыхания

Вопросы анализа

- Что такое цепное дыхание?

- Для чего необходимо знать особенности цепного дыхания

- Соблюдали ли вы при исполнении песни принцип «цепного дыхания»?

- Где были допущены ошибки?

VI. Подведение итогов урока

-коррекция допущенных студентами ошибок

- выставление оценок, их комментирование

VII. Задание на дом

- Прослушать аудиозапись песни «Соловей».

План урока

по дисциплине «Русский танец» учащихся

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка присутствующих, их внешнего вида. Поклон.

II.Целеполагание.Сообщение цели и задач урока.

III. Мотивация.Пляска является основным жанром русского народного танца. Это наиболее распространенный и любимый сейчас вид народного танца. Ритм нашей эпохи, боевой характер современной молодежи, дух соревнования соответствуют характеру русской пляски. Сегодня мы с вами рассмотрим особенности плясок характерные для Курской области.

VIII. Поклон

Дополнительные источники

1. Белова, В.В. Воспитание познавательной, творческой и общественной активности подростков во внешкольных учреждениях: методические рекомендации.- Орел: ОГУ, 2014.-314с.

2. В мире мудрых мыслей / Сост. А.О. Давтян. – СПб.: Нева, 2015.- 200с.

3. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2012.

4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2012.- 366с.

5. Кудрина, С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование – СПб.: КАРО, 2012.- 210с.

6. Кузнецов, И.Н. Современный этикет / И.Н. Кузнецов – М.: Дашков и К, 2013. – 500с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академический проект, 2015.- 265с.

8. Педагогическое наследие / сост.В.М. Кларин. А.Н.Джуринский. – М.: Академия, 2014.-404с.

9. Хуторской, А.В. «35 методов творческого обучения».- М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2015. – 196с.

10.Шамова, Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление – М.: ЦГЛ, 2015.-300с.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ»

Методические рекомендации по выполнению заданий производственной педагогической практики

для студентов 3-4-х курсов специальности

Наши рекомендации