Выявление активной речи (3 ситуация: Совместное разглядывание картинок)

1) ребенок не произносит ни слова – 0 баллов;

2) ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения – 1 балл;

3) ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двухсловное предложение – 2 балла:

4) ребенок обращается с высказываниями к взрослому, может составить 2-3 связных предложения – 3 балла.

В результате проведения 1 ситуации «Общение со взрослым» выявляли активность детей в общении:

- 3 девочки (Соня, Катя, Элина), активны и инициативны в общении вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь (много раз подходили ко мне, говорили различные слова и предложения «Тётя, это кукла», «Тётя пошли со мной», «Почитай мне книжку», «Пошли поиграем», «Мяч, кубик, куколка» все общение было выстроено словами, они набрали наибольшее количество баллов (3балла), что соответствует высокому уровню;

- 3 девочки и 1 мальчик (Алина, Лера, Виолетта и Егор), чем активнее взрослый, тем инициативнее и активны дети. Проявляли инициативу, свою активность в общении, но их общение было однообразным, т.е говорили слова «Тётя», «Это машинка», а далее проявляли действия (брали за руку), они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;

- 3 мальчика (Семён, Глеб, Влад), были малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривали, редко брали на себя инициативу и были не активны в общении, следовали за мной (никаких слов не говорили, только возле меня стояли, смотрели и ждали действий от меня), они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню;

В результате проведения 2 ситуации «Совместная игра со взрослым» выявляли проявление активной речи:

- 1 девочка (Элина), охотно и с удовольствием принимала предложение поиграть вместе, средства общения у неё богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, составляя короткие, но связные предложения из 2- 3 слов, она набрала наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню;

- 5 девочек и 1 мальчик (Алина, Соня, Катя, Лера, Виолетта и Егора) самостоятельно произносят названия предметов и действий, которые им знакомы, составляют 2 –х словное предложение, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;

- 3 мальчика (Глеб, Семён и Влад), практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 3 ситуации «Совместное разглядывание картинок», работа была направлена также на выявление активной речи детей, и было отмечено следующее:

- 1 девочка (Элина), самостоятельно называла на картинках все изображенные предметы и животных, правильно отвечала на задаваемые вопросы, она набрала наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- 5 девочек и 1 мальчика (Алина, Соня, Катя, Лера, Виолетта и Егора) они называли самостоятельно знакомых животных, отвечали на вопросы: «Это кто?», но испытывали затруднения на задаваемый вопрос: «Что делает?» требовалось моя помощь в повторении вопроса и проговаривание действий, изображенных на картинке, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню

- 3 мальчикам (Глебу, Владику, Семёну) необходима помощь взрослого в названии изображенных на картинке предметов, после чего повторяли слова, они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

На основе первой диагностики всех 3-х ситуаций был получен следующий результат: он отражен в таблице 1 (качественный анализ).

Таблица 1- уровень развития активной речи детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента.

№ п/п Имя ребенка Активная речь Общее количество баллов Уровни
1 – ая ситуация «Общение со взрослым» 2- ая ситуация «Совместная игра со взрослым» 3-я ситуация «Совместное разглядывание картинок»
о н с в о н с в о н с в
Алина                   средний
Семён                   низкий
Элина                   высокий
Егор                   средний
Катя                   средний
Соня                   средний
Лера                   средний
Глеб                   низкий
Виолетта                   средний
Влад                   низкий

Примечание:

О – отсутствие;

Н - низкий;

С - средний;

В - высокий

В процентном отношении уровень активной речи представлен на диаграмме: рис. 1.

Выявление активной речи (3 ситуация: Совместное разглядывание картинок) - student2.ru

Рис. 1. Уровень развития активной речи детей на этапе констатирующего эксперимента

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели.

- высокий уровень – 10%(у 1 девочки Элина). Активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы.

- средний уровень – 60%(у 6 человек, Алина, Соня, Катя, Лера, Виолетта, Егор). Такие дети используют самостоятельно слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.

- низкий уровень – 30%(у 3 мальчиков, Семена, Глеба, Владика). Эти дети малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривает сами, но могут повторить слова за взрослым.

Для более точной проверки активной речи детей третьего года жизни мы подобрали вторую методику разработанную О.С.Ушаковой и Е.М. Струниной, которая направлена на уровень сформированности словаря. Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом. Для проведения диагностики необходимо 2 предмета: хорошо знакомая детям кукла и мяч. Сначала необходимо замотивировать детей тем, что в гости пришла кукла, и она хочет познакомиться (сюрпризный момент). После этого осуществляется показ ребенку куклы.

1 задание: игра с куклой, (задаются вопросы в следующей последовательности):

Наши рекомендации