Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни
Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей 3-го года жизни проводилась на базе МКДОУ детский сад № 4, п.г.т Нагорск. В детском саду работает 4 группы: 1 группа раннего возраста, 1 группа младшего возраста, 1 группа среднего возраста, 1 группа старшего возраста, детский сад работает по программе «От рождения до школы».
Цель опытно-экспериментальной работы: способствовать развитию активной речи у детей 3-го года жизни. В детском саду, на базе которого проводилась опытно - экспериментальная работа, созданы хорошие условия для развития активной речи детей. Создана благоприятная речевая среда: много развивающих игрушек, пособий, дидактических игр направленных на речевое развитие, книг. С детьми проводится регулярная работа по развитию речи: занятия, игры. Поведение детей организованное, дети активные, проявляют интерес к занятиям и дидактическим играм. Таким образом, условия для проведения опытно - экспериментальной работы созданы. Данная работа проводится в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития активной речи детей 3-го года жизни. Проведение диагностики важно для определения эффективности работы в данном направлении. В эксперименте участвовало 10 детей.
Для определения уровня активной речи детей третьего года жизни мы подобрали 2 диагностики. 1 диагностика, предложенная Галигузовой Л.Н, Смирновой Е.О. Для проведения этой диагностики нужна отдельная комната, где есть детский столик. На столе должны быть предметы: кубик, машинка, кукла; лиса, мишка, кошка, зайчик, набор картинок. Картинки должны содержать следующие изображения:
- 4 изображений знакомых ребенку животных (лиса, кошка, мишка, зайчик);
- 4 изображения детей, совершающих определенные действия (девочка спит, мальчик рисует, мальчик сидит на стуле, девочка играет с куклой);
- 3 изображения знакомых ребенку транспортных средств различной величины ( машина легковая, самолет, автобус).
С целью выявления уровня развития активной речи были подобраны следующие ситуации:
- ситуация 1. «Общение со взрослым» и цель: выявление уровня инициативности ребенка в общении. Для этого необходимо находится неподалеку от ребенка и в течение 1 минуты, не проявлять никакой инициативы, наблюдать за поведением ребенка (какие слова будет применять ребенок для вовлечения в игру взрослого). Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, то он поддерживает инициативу: задает вопросы, спрашивает о предмете;
- ситуация 2. « Совместная игра со взрослым» и цель: выявление уровня активной речи. Для данной ситуации необходимы предметы: кубик, машинка, кукла (расставлены заранее), сначала необходимо привлечь внимание детей и рассмотреть их, потрогать. Далее показывать ребенку предмет при этом задавать вопрос: Это что?; Это кто? Что делает? Какая? Где стоит? (предварительно ронять предмет: на полу, на стуле, на коврике), Что одето на кукле? Что нарисовано на кубике?
- ситуация 3. «Совместное разглядывание картинок» и цель: выявление уровня активной речи (называть изображения на картинках и отвечать на вопрос). Для этого необходимо привлечь внимание ребенка к книжке (внесение игрушки – Мишки), предложить рассказать ему (Мишке), что там увидим. Затем дать ребенку возможность самому рассмотреть картинки и назвать те, которые он узнает, поддерживая его активность поощрениями и вопросами. Если ребенок не проявляет никакой активности, то необходимо вовлечь его в совместное рассматривание картинок и их обсуждение. В случае, если ребенок принимает эту форму взаимодействия, то строить ее нужно в такой последовательности:
- попросить назвать 2-3 знакомых животных, спрашивая: Это кто? Что делает? Где живёт? Что делает? Что любит кушать? А кого ещё видите, кроме данного животного? (рядом, вверху, внизу) если ребенок молчит, то взрослый сам отвечает на эти вопросы и просит повторить высказывания;
- предложить найти среди картинок машинку или самолет и попросить назвать изображенный на картинке предмет, спрашивая: Это что? Что есть у машинки? Что есть у самолета? Что делает машинка? (самой предварительно её катить), Куда она едет? Что делает самолёт? (предварительно самой его поднять вверх),
- показать картинки с изображениями детей и спрашивать, что они делают: Что делает девочка? Во что одета девочка? Кого она катит в коляске? Как куколку зовут? и.т.д. Если ребенок не отвечает, то попросить его показать другую картинку (на которой девочка спит: А тут что делает девочка? На чем она спит? А голова у девочки на чем лежит?). В случае полной пассивности ребенка и отказа выполнять инструкции картинки убираются.
Высокий уровень - оценивается в 3 балла, характеризуется высоким значением всех параметров. Ребенок с таким уровнем обнаруживает выраженную активность во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Ребенок охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сам сообщает о том, что знает,
Средний уровень – оценивается в 2 балла, характеризуется средними значениями показателей всех параметров, ребенок использует слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.
Низкий уровень - оценивается в 1 балл, характеризуется слабой степенью выраженности всех его параметров. Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слово за взрослым. Оценка производится в баллах.