Роль дидактической игры в развитии активной речи детей третьего года жизни
В работе дошкольных учреждений большое место занимает игра.Игра – это основа деятельности детей, которая непременно участвует в процессе усвоения навыков, знаний и умений.
Одним из основных видов игровой деятельности непременно является дидактическая игра. Она помогает детям глубже понять текущую, современную жизнь и в доступной им форме преподнести данные знания, основываясь, на нравственных, эстетических переживаниях и активной практической деятельности. Дидактическая игра, прежде всего познавательная игра, которая имеет своё основное направление на расширение углубления, представлений детей об окружающем мире, а также воспитывает и развивает у детей познавательные интересы [15, c. 3 - 5].
Она оказывает значимую роль не только в непосредственной образовательной деятельности, но и участвует в самостоятельной деятельности детей. Данная игра служит средством обучения и является источником познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре детям гораздо легче понять и усвоить изученный материал и значительно повышают интерес у детей, развивают внимание, мышление [1, c. 102].
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические.]. Каждый воспитатель, отбирая игры в соответствии с поставленными целями, должен чётко знать, какую роль играют структурные элементы, и какого результата он хочетдостичь.[Мендж.Д.В.Воспитателюодетскойигре/Подред.Т.А. Марковой.М, 1988).
Дидактическая игра всегда должна создавать в своем содержании мотивацию (загадки, сюрприз), необходимо, чтобы в процессе игры у детей сохранялось игровое настроение, увлечены игровой задачей. Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем: сначала, когда дети разыгрываются, усваивают содержание правил и ход игры, темп более замедленный, в ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает и в конце, темп замедляется. Объяснение правил, рассказа о содержании игры кратки, четки, но понятны детям. [10, c. 124
При проведении дидактических игр с детьми третьего года жизни воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в её ход: сам играет, первый начинает действия, отмечает удачные решения, находки ребят, подбадривает застенчивых, влияет на из уверенность. Правила объясняет по ходу игры, подводя итог игры, отмечает только положительные стороны: играли дружно и необходимо после проведения дидактической игры дать поиграть с теми игрушками, которые были в игре и воспитателю необходимо помнить, что реализовать основные обучающие задачи можно только путем игрового замысла. В игре, как мы уже говорили, проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Именно обучающая задача занимает основное место в дидактической игре и заключает всю суть игры Печерога А.В. П31 Развивающие игры для дошкольников –М.: ВАКО, 2008. – 192с (Дошкольники: учим, развиваем,воспитываем)].
В народной педагогике существует разнообразное количество дидактических игр. Для детей третьего года жизни самыми желанными и интересными до сих пор остаются такие привлекательные дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «Кто позвал», «Отгадай по голосу», направленные на развитие словаря. Также для детей третьего года жизни характерны игры с предметами, как «Собери матрешку», «Сложи башенку», «Кукла Катя в гостях», манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: башенка упала, матрешка стоит, кукла Катя сидит, стоит, ест, пьёт, плачет, танцует с мишкой, то есть развивается активная речь и словарь обогащается глаголами.
Существует много литературы, которая раскрывает суть вопроса: «Роль дидактической игры в развитие речи». Так немецкий педагог Ф. Фребель излагает, что игра служит важнейшим источником воспитания и обучения ребёнка, однако разработанные им упражнения были не интересными, которые подавляли самостоятельность мысли ребёнка [14, c. 115].
Одна из точек зрения принадлежит А. С. Макаренко и заключается в том что, процесс игры и речи переплетается друг с другом, что игра влияет на речь, а речь в свою очередь организует игру. Главным предназначением игр, является развитие ребенка, потому что игра исправляет основные недостатки и выводит ребенка на новый уровень, на творческое поведение.
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой. Е.И.Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Е.И.Тихеева рекомендовала развивать и все виды образовательных игр[15].
Свободные игры детей в детском саду Е. И. Тихеевой протекали в комнатах, где были оборудованы разнообразные трудовые уголки (столярный, швейный, кухня, прачечная). Это создавало своеобразную форму игры (игру-труд). Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Опираясь, на принципы наглядности она предложила серию игровых занятий с дидактической куклой, которые применяемы больше всего для детей третьего года жизни «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Приготовим кукле вкусный обед», где отражены многие трудовые процессы которые способствуют накоплению опыта ребенка, помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, активизирует речь [15, c. 11].
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Е.И.Тихеевой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и другие. Все мнения педагогов сошлись в единой точке зрения, что существует взаимная связь развития речи с игрой, что имеется определенная структура игрового процесса, методы руководства дидактическими играми [15, c. 10].
Третий год жизни считается самым благоприятным для интенсивного формирования речи и выработки навыков эффективного общения. В любом виде деятельности ребенка задействована речь, где она совершенствуется и обогащается. В развитии речи выделяют основные задачи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, но в каждом возрасте имеются тонкости, которые заключаются в применении разных методов обучения и постепенного усложнения содержания в речевой работе [18, c. 98].
На основе выше изложенного текста можно считать, что дидактическая игра влияет на развитие речи в целом (мышление, сенсорная и моторная речь), развитие словаря, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, на развития связной речи.
Сейчас рассмотрим данные направления более подробно. В дошкольной методике развития речи словарная работа представлена, прежде всего, в работах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, К.Д. Ушинский, В. И. Яшиной.
О. И. Соловьева и А. М. Бородич [5] в методике развития речи обращают основное внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними, что характерно для детей третьего года жизни. При рассматривании игрушек непосредственно применяются игровые приемы, игровые действия, но строгих правил здесь не имеется, в сравнении с дидактической игрой, которая имеет другую структуру, содержащая игровую задачу, игровые правила, игровые действия, в которой четко прослеживается дидактическая (обучающая) задача. Однако часто эти два метода в практике объединяются, переплетаются друг с другом, причём из первого вытекает второй. В словарной работе достаточно широко используются дидактические игры. Словарные дидактические игры осуществляются как в словесной форме, так и при рассматривании игрушек, предметов, картинок. Чтобы как можно больше обогатить и активизировать словарь детей в словарных играх необходимо применять разнообразные игровые действия. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях [3, c. 71].
Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря огромное значение имеют дидактические игры с использованием картинок: «Чьи детки», «Парные картинки», «Домино», «Лото», где формируется речь, закрепляются знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. На роль дидактической игры с картинками в развитии словаря обращал внимание ещеК.Д. Ушинский. Он писал, что если учить ребенка нескольким незнакомым словам без наглядного материала (картинки), то будет обеспечен провал, ребенок будет долго разбираться, но стоит лишь только связать данные слова с реальным показом (картинки), то ребенок усвоит в десять раз больше слов. По мнению К.Д. Ушинского показ картин в дидактической игре с малознакомым содержанием обогащает словарь. Он считал, что дидактическая игра с картинками имеет огромное значение в процессе формирования дара слова: «она приводит в порядок несвязную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части [19, c. 267].
Особенно большое значение в организованных играх и занятиях для закрепления и активизации бытового словаря имеет также дидактически оборудованная кукла, которая была предложена Е.И.Тихеевой. Роль куклы особенно значительна для развития активной речи детей третьего года жизни, так как она приспособлена в целях обучения детей, благодаря ей совершаются множество действий (знакомство с одеждой, ее назначение, название, предметы домашнего обихода). Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла для детей третьего года жизни – человек, член коллектива, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь в игре. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью для них наиболее близкой и понятной. Все навыки, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка [17].
В занятиях с детьми третьего года жизни преобладает речь взрослого. Это такая игра, как «Новая кукла», которая учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, учит называть свою одежду, учит называть цвета и цель ее – активизировать речь существительными, прилагательными. Такие занятия увлекают детей и данное представление вызывает радость, что благоприятно влияет на активную речь детей третьего года жизни [Тихеева, стр 62].
Несомненно, дидактическая игра влияет и на грамматический строй речи. Многие правила грамматики переходят из одного поколения в другое. Работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, и других психологов имеют огромное значение для освоения и понимания грамматического строя дошкольниками [3, с. 100].
Большой вклад в закономерности усвоения грамматической стороны речи внес А. Н. Гвоздев. Его исследования были направлены на наблюдения за процессами синтаксического и морфологического оформления детской речи. В его изречении было сказано, что нужно формировать привычку говорить понятной, правильной, речью с самого раннего детства [6].
Для детей третьего года жизни к методам и приемам формирования грамматически правильной речи, несомненно, относятся дидактические игры, которые по своему содержанию разнообразны, эмоциональны, активны и являются самым лучшим помощником в закреплении грамматических навыков, у детей при их использовании значительно повышается интерес. В игре «Кто ушел, и кто пришел», «Домашние животные» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей, а также падеж и число. Также дидактическая игра используется и в связной речи. Основная функция связной речи – коммуникативная, которая состоит из двух главных форм: диалога и монолога. Каждая форма имеет свои особенности и существенные различия [3,c.110-159].
А. В. Запорожец считал что, для ребёнка игра является приобретением значительного опыта. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Также, полезно использовать и подвижные игры, в которых, присутствует диалог. Это такие игры: «Гуси-лебеди», «Кто разбудил медведя», именно в таких народных играх задействованы многие направления речи, закрепляются умения адресовать речь собеседнику[3, c. 172].
Таким образом, из всего сказанного следует, что дидактическая игра имеет колоссальное влияние на развитие речи детей раннего возраста. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр у детей развивается связная речь, обогащается словарь, формируется звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, улучшается восприимчивость к материалу, очень просты, доступны.