Тема 9. Обучение детей пересказыванию литературных произведений
Цель:раскрыть методику обучения детей дошкольного возраста пересказыванию художественных произведений.
Теоретическая часть.Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей. Принципы отбора литературных произведений для пересказа. Требования к пересказу детей в разных возрастных группах. Методика обучения детей пересказыванию.
Практическая часть. Выявите умение детей пересказывать. Для этого детям предлагается прослушать незнакомые рассказ или сказку, небольшие по объему.
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
1. Понимание текста — правильная формулировка основной мысли.
2. Структурирование текста — умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).
3. Лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
4. Грамматика — правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения.
5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.
6. Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 12 баллов; 2 балла — правильное воспроизведение; 1 — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках.
Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов — среднему, меньше 6 баллов — низкому.
С учетом данных обследования продумайте систему работы. Подберите произведения для пересказа (для одной из возрастных групп), организуйте обучение пересказванию.
Опишите проведенную работу и ее результаты.
Приложение:протоколы обследования, конспекты работы.
Литература
Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной – М., 1985. – С.183-186.
Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.
Тема 10. Методика обучения описанию
Предметов и игрушек
Цель:раскрыть методику обучения рассказывания по игрушкам и предметам.
Теоретическая часть.Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек. Требования к подбору игрушек для обучения монологической речи. Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.
Практическая часть. Изучите особенности описательной речи детей дошкольного возраста;
выявить влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи;
Для обследования необходимо подобрать наглядный материал (игрушку, картинки), продумать содержание и формулировки заданий: детям с учетом их возрастных возможностей. Во второй младшей и средней группах можно использовать образные и дидактические игрушки (куклы, животные, пирамидки, матрешки), в старшей и подготовительной к школе — образные и технические игрушки.
Для выявления навыков описания можно предложить ребенку рассказать про игрушку. Например: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи про нее все. Какая она?» Высказывания детей дословно фиксируются с сохранением особенностей речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анализируются и оцениваются, исходя из основных качеств связной описательной речи.
При анализе высказываний следует вычленить и охарактеризовать их предметно-логическое содержание, структуру и языковое оформление.
Результаты анализа заносятся в таблицу 4 по следующим показателям: количество выделенных признаков» структура и последовательность описания, связность, языковые средства, информативность высказывания, плавность (количество пауз).
Таблица 4
ФИО | Возраст | Кол-во выделенных признаков | Структура и последовательность описания | Связность | Языковые средства | Информативность высказывания (всего слов) | Плавность (количество пауз) | ||||
кол-во прилагательных | кол-во существительных | глагольная лексика | образные средства языка | типы предложений | |||||||
Саша С. | 5,3 | называет объект, описывает сверху вниз, заканчивает оценочным суждением | повтор слова, синонимическая замена | 5(голубые, красное, большие, длинные, красивая) | 1(как бусинки) | 7 из них 2 – сложные, 5- простые |
Определите влияние обучения на качество описательной речи детей (на материале игрушек).
С теми же детьми, речь которых обследовалась, нужно провести обучающие занятия, используя различные приемы: рассматривание игрушек или предметов, предъявление детям образца или плана описания; совместные с детьми речевые действия; вспомогательные вопросы; игры и игровые ситуации и др. Особое внимание следует уделить приемам, направленным на обогащение мотивации детской речи, на создание атмосферы непринужденного обращения. Так же как и при выполнении первого задания, следует записать детские высказывания об игрушках и картинках. Для определения роли обучающего воздействия взрослого на качество детской речи необходимо сравнить результаты, полученные до и после обучения. В качестве иллюстрации можно привести примеры описаний, составленных детьми в процессе констатации и после проведенных занятий.
Таблица 5 Динамика рассказов детей
До обучений | После обучения |
Данные качественного и количественного анализа детских описаний заносят в таблицу.
Приложение:протоколы обследования, конспекты работы.
Литература
Основная
Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Дошкольное воспитание. – 1975 - № 9.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.
Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990 – № 10.
Дополнительная
Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2002.
Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989 – № 5.
Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006.
Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.