Тема 7. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста
Цель:раскрыть своеобразие методики развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
Теоретическая часть. Развитие речи как средство общения у детей дошкольного возраста. Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении (значение, виды, тематика и содержание разговоров с детьми разного возраста; руководство разговорами детей разного возраста). Развитие диалогической речи у старших дошкольников в совместной деятельности. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.
Практическая часть. Изучите уровень речевой коммуникации детей подиагностической методике, предложенной В. И. Яшиной.
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.
Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:
Таблица 2- Критерии оценки коммуникативных умений
№ п/п | Критерии оценки коммуникативных умений детей | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входят в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета | Высокий | ||
Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета | Средний | ||
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание | Низкий |
С учетом полученных данных запланируйте и проведите работу (5-7занятий) по формированию и развитию диалогических умений. Опишите изменения, наблюдаемые в речевом поведении детей в результате проведенной работы.
Приложение:данные обследования, конспекты занятий.
Литература
Основная
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998. С. – 263-269.
Дополнительная
Арушанова А.Г., Юртайкина Т.И. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1994 - № 12.
Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности //Дошкольное воспитание. – 1983. – № 6.
Крайнова Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984. – №10.
Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1994.
Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1995.
Тема 8. Беседа как метод обучения диалогической речи
Цель:раскрыть методику использования беседы в целях развития дилогической речи.
Теоретическая часть.Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы. Виды, тематика, содержание бесед в возрастных группах.Структура обобщающей беседы. Приемы активизации мышления и речи в процессе беседы. Сущность этических бесед и методика их проведения.
Практическая часть. Изучите особенности диалогического общения в специально организованных беседах педагога с детьми. Беседа должна проходить на фоне доверительного отношения с ребенком, т.е. важно установить контакт с ребенком и создать
ситуацию разговора.
Темы для разговоров выбираются в соответствии с возрастом, интересами детей. Примерные темы: о друзьях, семье, самом ребенке, предметах и игрушках, явлениях природы, книгах, интересных играх, занятиях и других видах деятельности.
Необходимо самостоятельно разработать вопросы для разговора с детьми, например:
- С кем ты дружишь?
- О чем ты любишь разговаривать с ребятами? и др.
При разработке вопросов важно учесть, что ход разговора должен быть направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.
2. С целью выявления умений ребенка самому уступать в диалог, использовать формы речевого этикета следует предложить ему вступить в диалогическое взаимодействие с другими детьми. Примерные ситуации:
- Кого бы ты пригласил играть вместе с собой? Пригласи. Как ты будешь приглашать?
- Как бы ты встретил новенького, который первый раз пришел в группу? Что бы ты ему предложил? Что рассказал бы, показал, о чем спросил?
3. Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора можно показать ему сюжетную картинку и предложить задать вопросы по ее содержанию.
Ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».
Во время эксперимента педагогт не вступает в беседу с ребенком, а должен только отвечать на поставленные ему вопросы.
Разговоры ведутся индивидуально с каждым ребенком и дословно фиксируются.
В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей (таблица 3).
Таблица 3 Характеристика коммуникативных умений детей
Фамилия, имя ребенка | Умение вступать в диалог | Умение поддерживать и завершать диалог | ||||||
Владение речевыми оборотами для установления контакта | Легкость контактирования | Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми | Умение отвечать на вопросы | Умение задавать вопросы входе диалога | Умение слушать собеседника | Умение своевре- менно вступать в диалог | Умение завершать разговор | |
} |
Предложите тематику 3-4 итоговых бесед с детьми старшего дошкольного возраста. Обоснуйте выбор тем.
Выберите одну тему для обобщающей беседы и покажите целостную систему работы (методика и содержание предварительной работы) по ней. Составить конспект занятия в соответствии с требованиями методики. Опишите апробацию данной системы.
Приложение:практические разработки, конспекты занятий.
Литература
Основная
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998.
Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Дошкольное воспитание. – 1973 – № 4.
Дополнительная
Виноградова Н.А. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.,1978.
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1961.
Князева Л.П. Этическая беседа в детском саду. – Пермь, 1972.
Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М.,1977.
Задание
Разработайте конспект обобщающей беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Моя Родина». Конкретизируйте тему, соотнося ее формулировку с отбираемыми Вами фактами для обсуждения с детьми.
Роль подготовительного периода в развитии речи детей. Развитие общения у детей на первом году жизни. Особенности методики развития понимания и активной речи у детей второго и третьего годов жизни.