Скажи мне: словесные указания
Ясно и просто скажите ребенку, что нужно сделать. Занимаясь с ним, вы должны точно знать, чего вы от него хотите. Правда, иногда бывает довольно трудно облечь в слова то, чему, по вашему плану, он должен последовать. Бывает, мы не можем подобрать правильных слов, способных обрисовать задание. А бывает, прибегаем к такому количеству слов, что точная картина необходимых действий просто теряется в потоке звуков. Как сделать указания наиболее эффективными, способными облегчить ребенку задачу?
Понятно, что невозможно найти двух одинаковых людей, которые могли бы давать указания одними и теми же словами. Тем не менее, мы предложим вам несколько соображений, которые полезно иметь в виду.
Словесные указания следует произносить медленно и только в тот момент, когда ребенок обращает на вас свое внимание. Это может показаться само собой разумеющимся, но не забывайте, что каждый из нас (бывало) объяснялся прекрасно сформулированными фразами со стеной, кроватью или ванной. Ребенок не смотрел на нас. Привлечь его внимание всегда легче, если перед объяснением задачи произнести его имя. Прежде чем начать, убедитесь, что он смотрит на вас - "Роза, посмотри на меня!" (См. также главу 8).
Указание должно быть простым. Если процесс обучения выстроен правильно, описание задачи будет состоять не более, чем из одного-двух предложений. Нужно, чтобы указания были ясными и краткими. Они должны направлять, а не отвлекать. Вспомните указания миссис Джексон, которые она давала Билли (глава 1). "Билли, посмотри, что я делаю!" "Хорошо, Билли, попробуй ты!" "Натяни его на подушку!"
Как вы думаете, что могло произойти, если бы миссис Джексон вместо этого сказала: "Хорошо, Билли, теперь обрати внимание: я собираюсь что-то сделать, поскольку хочу, чтобы ты проделал то же, когда я закончу". "Теперь твоя очередь, и я хочу, чтобы ты сделал точно то же, что сделала только что я. Сейчас ты уже понимаешь, что я хочу попросить тебя сделать?". "Теперь сделай это красиво и медленно и легко потяни в сторону изголовья. Подожди минутку! Не так быстро. Хорошо. Теперь накрой им подушку. Накрой покрывалом всю подушку полностью".
Чувствуете разницу? Наша воображаемая (но не такая уж необычная) миссис Джексон так долго говорила, что собственно указания могли затеряться в этом потоке слов.
В указаниях должны использоваться слова, которые ребенок понимает.
Думайте о том, что вы говорите. Проверяйте себя: понимает ли ваш ребенок значение слов, которые вы произносите?
"Положи носок во второй ящик!"
"Он в шкафчике наверху"..
Ясны ли ему такие понятия, как второй, наверху, в, под, справа, красный, около, между, за? Иногда можно найти более простое слово для объяснения того, что вы имеете в виду. В любом случае, если часть задания ребенок выполнить не может, спросите себя, действительно ли он понимает, что ему нужно сделать.
Если вам кажется, что ребенок еще не понимает смысла слов вашего указания, вам, возможно, придется упростить его, подобрав другие слова или даже изменив требования задания. Подобрав указание, способное обеспечить успешное выполнение задания, остановитесь на нем. Будьте последовательны и постоянны!
Однако даже самые четкие указания - это только слова, а одних слов иногда не достаточно. Наряду со словесным объяснением необходимого действия, само действие иногда нужно продемонстрировать. Эту процедуру мы называем моделированием.
Покажи мне: Моделирование
Покажите ребенку, что ему нужно сделать. Часто именно моделирование лучше всего помогает понять, чего вы от него хотите. Словесное указание "усиливается" во много раз, если к нему добавить простую и ясную демонстрацию. В любом случае это - естественное стремление, в котором проявляется желание задействовать не только способность ребенка слушать, но и способность имитировать ваши действия.
"Делай так" ... когда вы режете что-то ножом, когда вы ставите друг на друга кубики, когда вы, накрывая на стол, кладете ложки справа от ножей. Возможно, вы будете вслух давать указания, во время демонстрации: "Смотри, встань у черты и брось мяч. Вот так". Ваши словесные указания будут гораздо понятнее ребенку, если сначала он увидит, как вы это делаете. |
Не моделируйте сразу все действия. Запомнить такую модель ему будет слишком трудно. Вместо этого моделируйте каждый шаг, который ему предстоит сделать. Если путем имитации ребенок будет хорошо осваивать эти отдельные действия - небольшие шаги, - можно начать моделировать более крупные шаги, демонстрируя тот этап, который, на ваш взгляд, ребенок реально сумеет преодолеть.
Примечание: Старайтесь не забывать, что моделирование только тогда даст эффект, если оно производится медленно и с надлежащим преувеличением.
По мере овладения навыком, моделирование становится все менее необходимым. Постепенно и словесные указания можно будет укорачивать, доводя их до подсказок, как например: "А теперь покрывало". Со временем вы уберете и то, и другое. Это постепенный процесс, который может продолжаться дни недели, даже месяцы - в зависимости от успехов ребенка.