Какой может быть роль родителей
Невозможно переосмыслить роли и дать им одно единственно верное определение. Обучение - естественная часть всего того, что делают родители. Фактически каждый раз, общаясь с ребенком, вы, порой даже не сознавая этого, чему-нибудь учите его. Многие родители детишек с особенностями развития стремятся сделать этот процесс более целенаправленным. Одни пытаются научиться ежедневно заниматься с ребенком дома. Другие, взвесив все свои служебные и домашние обязанности, понимают, что ежедневные занятия им физически не по силам. Они могут заниматься с ребенком, но эпизодически - в будни или в выходные дни. Пользу дети получают в любом случае, особенно, если в составлении индивидуальной программы обучения (ИПО) участвуют вместе родители и педагоги.
Что значит хорошо учить ребенка?
Исходная позиция авторов этой книги заключается в том, что вне зависимости от того решения, которое вы примете относительно своей роли как педагога, вы эту роль сумеете сыграть лучше, если с самого начала как следует представите себе, что, собственно, значит быть хорошим педагогом. В то же время, когда вы поймете, как следует заниматься с ребенком, чтобы привить ему определенный навык, причем с самого начала и до конца, когда вы узнаете, как справляться с возможными проблемами поведения, вы станете гораздо более ценным (и ценимым) союзником всех, кто так или иначе вовлечен в процесс его обучения. Мы убеждены также, что единственный способ научиться хорошо учить ребенка - это хорошо учить его. Добиться успеха хотя бы раз. Поэтому, как бы вы ни были заняты, мы все же настоятельно советуем вам исхитриться, найти время и научить ребенка чему-то новому. Это не займет у вас так уж много времени, и, как и большинство родителей, вы, скорее всего, будете довольны тем, как это у вас получится. Однако еще важнее то, что таким образом вы лучше подготовитесь к роли настоящего партнера педагогов.
Мы сказали, что это не займет у вас так уж много времени. Иногда на это уходят дни. Иногда недели. Но попробуйте взглянуть на это по-иному. Подумайте обо всем том времени, которое вы уже провели со своим ребенком, переделав за него множество вещей, которые он способен делать сам. Побуждая вас приступить к занятиям, мы не имеем в виду какое-то дополнительное время, сверх того, что вы и так проводите с ребенком. Мы просто советуем часть этого времени направить на дело, которое, по нашему убеждению, станет для вас обоих долгим и благодарным опытом.
Теории и модные течения
Вы можете сказать: "Хорошо! Разумеется, стоит заняться обучением ребенка. Но ведь в этом деле, похоже, существует столько разных подходов! Какой подход предлагается в данной книге, и как я узнаю, будет ли он работать?" Вопрос хороший. Специальная педагогика есть нечто большее, чем просто множество разных подходов, у каждого из которых есть сторонники, готовые отстаивать его достоинства. Очень трудно быть информированным человеком и судить о теориях обучения людей с особенностями психического развития на основании лишь устного свидетельства их эффективности.
Поскольку мы во что бы то ни стало хотим помочь таким детям, мы особенно чутко реагируем на разные теории и модные течения. Некоторые из них докажут свою действенность и выживут, чтобы завтра войти в повседневную практику. Другие забудутся, и на их место придут новые. К примеру, идея, которая в настоящее время движет педагогами, - это идея полного включения (full inclusion), предполагающая, что все дети с особенностями развития в течение всего учебного дня должны обучаться вместе с обычными детьми (в общей классной комнате). Что это? Это - высшая степень развития более ранних теорий, таких, как теории включения (inclusion), мэйнстрнминга (mainstreaming) и нормализации (normalization) и т.д., утверждавших, что возможности, предоставляемые детям с особенностями развития, должны быть как можно ближе к тем, которые предоставляются детям, развивающимся обычно. Жизнь показала, что эти теории были не преходящими течениями; а перспективами, которые впоследствии были приняты очень широко, причем не столько потому, что они продемонстрировали свою эффективность, сколько потому, что для многих из нас они представляются этически правильными.
Другие теории не были столь живучи. Помните теорию обучения паттернам поведения? А мегавитаминную терапию? А диету, в основе которой - потребление пищи без вкусовых и прочих добавок? Каждая из них рождала в родителях новую надежду и поглощала бездну времени и денег только для того, чтобы в конце концов быть выброшенной как балласт из планов научных исследований и из поля зрения специалистов. Подобные же вещи, похоже, происходят в 1990-е годы с методом "облегченной коммуникации". Это метод, с помощью которого фасилитатор мягко воздействует на человека с аутизмом, побуждая его высказывать то главное, что прежде не высказывалось. Не слишком ли хорошо, чтобы быть правдой? Пожалуй, да. Повторные научные исследования обнаруживают следующее явление: именно этот "посредник", хоть он и остается в тени, производит или придает форму результату. Как же родителям сориентироваться в этом потоке противоречивой информации? Положительную роль здесь может сыграть взвешенное отношение профессионалов к свидетельствам эффективности таких методов, как метод "облегченной коммуникации".
Итак, мы сказали: "Вопрос хороший". Хотим сразу сообщить вам, что принципы обучения, представленные в этой книге, базируются на методах модификации поведения, которые уже известны педагогам. Действенность этих методов подтверждена не только теоретически - тысячами опубликованных научных работ, посвященных эффективным методам обучения, - но и опытом огромного числа родителей и педагогов. Эти бихевиористские принципы обучения стали неотъемлемой частью эффективных школьных программ.
Хотя большинство педагогов в целом, наверное, согласятся с широко представленными здесь принципами обучения, на которые мы опираемся, есть все же один момент, с которым кто-то не согласится. Некоторые педагоги настаивают на том, что обучение должно всегда носить неформальный характер, происходить в естественной для ребенка среде, в процессе игры и повседневной деятельности. Другие, наоборот, отстаивают пользу специально спланированных и проводимых в особое время уроков, на которых педагог вновь и вновь отрабатывает с ребенком одно и то же умение. По нашему же мнению, все это, ну как бы сказать... зависит от каждого конкретного случая. Есть достаточно убедительные свидетельства того, что успех может обеспечиваться применением обоих методов, и для большинства детей оптимальным вариантом является, по-видимому, именно их разумное сочетание. Вы сами решите, насколько точно вы будете придерживаться предлагаемых в данной книге программ и применять их для проведения занятий в подходящие для этого моменты обычного дня ребенка.
Вы - главный эксперт
А теперь - последнее, о чем хочется сказать, прежде чем приступить к конкретной работе. Это последнее, возможно, и так очевидно, поскольку сотни родителей напоминали нам об этом снова и снова, но никакие напоминания нельзя счесть слишком частыми. Даже если вы мама, папа или педагог ребенка с особенностями развития, вы вовсе не похожи на маму, папу или педагога других детей с особенностями развития. Вы - это только вы. У вас свои мечты и представления, свои желания и потребности. И, в сущности, вы владеете уникальной информацией, которой, по всей видимости, не может владеть больше никто: вы знаете своего ребенка или (если вы педагог) свою классную комнату лучше всех.
Поэтому теперь, когда вы приступаете к этой книге, прислушайтесь к нашему совету - не пытайтесь как-то изменить себя. Вместо этого, к тому, что есть уникального в вас, добавьте владение новыми навыками и, может быть, новый взгляд на своего ребенка, и вы станете еще более важным участником того процесса, который определит дальнейшие возможности малыша в получении образования. Многое из того, что мы излагаем в этой книге, не покажется вам чем-то совершенно новым. Например, не исключено, что какими-то близкими к описанным здесь приемами вы уже с успехом пользовались, занимаясь с другими ребятишками. Тем не менее, мы надеемся, что эта книга поможет вам расширить свой опыт так, что даже делая то, что вы уже умеете делать, вы станете делать это лучше. Помните: важно высоко держать планку - как в отношении требований к себе, так и в отношении требований к ребенку.
Как пользоваться книгой
Эта книга создавалась с расчетом, что ею будут пользоваться активно - писать в ней, обдумывать прочитанное, обсуждать его с другими родителями и коллегами. Вы найдете и описание общих принципов обучения, и очень специфические конкретные предложения. Возможно, что-то вы будете пропускать, выбирая для более внимательного изучения те разделы, которые в наибольшей степени отвечают вашим потребностям и потребностям вашего ребенка. Раздел I посвящен основным принципам обучения, и его следует прочитать в первую очередь.
Закончив чтение раздела I, можно обращаться к любой интересующей вас главе раздела II. Эти главы посвящены приемам обучения ребенка навыкам, относящимся к разным областям развития. В первых четырех главах этого раздела рассматриваются подходы к обучению совсем маленького ребенка. Это - "Подготовительные навыки" (глава 8), "Навыки самообслуживания" (глава 9), "Умение пользоваться туалетом" (глава 10) и "Игровые навыки" (глава 11). Последующие три главы посвящены более сложным умениям, способствующим развитию большей самостоятельности: "Навыки ухода за собой" (глава 12), "Навыки ухода за домом" (глава 13) и "Умение оперировать информацией" (глава 14).
В разделе III представлены соображения, касающиеся подходов к решению проблем поведения. В этот раздел входят главы: "Проблемы поведения" (глава 15) и "Разработка и проведение в жизнь программы регулированиия поведения" (глава 16). В приложениях приводятся: информация, необходимая для обучения подготовительным навыкам (Приложение А), перечень навыков самообслуживания (Приложение Б), специфические, детально разработанные программы формирования навыков самообслуживания (Приложение В), игровых навыков (Приложение Г) и навыков по использованию информации (Приложение Д).
Если вы стремитесь стать хорошим педагогом, глава 2 поможет вам сделать первый шаг. Но прежде чем ступить на этот путь, задержимся на минутку, чтобы обратиться к одной из мам, которая какое-то время назад уже начала заниматься со своим сыном. Сейчас вы увидите учебный план, который, на первый взгляд, кажется довольно простым. Однако стратегия, заложенная в нем, была разработана тщательнейшим образом и осуществлялась с помощью приемов, о которых вы узнаете в следующих главах.
ПостельБилли
В среду утром Билли проснулся и обнаружил, что в списке на стене появилось что-то новое. Внизу была картинка, изображавшая аккуратно
Это был его, Билли, список. Некоторое время назад они вместе с мамой составили его. Сначала в нем было всего две картинки, а сейчас он удлинился и выглядит уже вот так:
И вот теперь - постель. Он никогда раньше не делал этого, но вчера вечером они с мамой решили, что он мог бы попробовать.
«Как ты там Билли? Завтрак почти готов.» Билли снова заглянул в список. Вымыть руки и лицо, почистить зубы - теперь это уже не проблема; это теперь простая возможность заработать «галочку». Правда, что касается одевания, то тут все зависит от того, какую одежду мама приготовила ему с вечера. Шерстяной джемпер или свитер, например, -это легко. Но рубашки с маленькими пуговицами надевать все еще трудно, и иногда ему нужна помощь, чтобы
Пока Билли двигался по списку, отрабатывая один пункт за другим, миссис Джексон пошла в его комнату и начала застилать постель. Когда Билли вернулся из ванной, постель была почти убрана; оставалось только расправить пока еще завернутую половину покрывала.
Одетый и готовый выйти из спальни Билли спросил маму о
«Сегодня, похоже, у тебя будут одни «галочки». И миссис Джексон, преувеличенно придирчиво проверяя задание, начала отмечать «галочками» каждый выполненный пункт. «Ну а что у нас с ботинками? Е-есть ...». И в списке появляется еще одна красная «галочка». «Еще пять «галочек» сегодня, Билли. Как мы договорились с тобой? Сколько всего должно бьпь, чтобы ты смог пойти в пятницу играть в боулинг?»
«Двадцать?» - неуверенно спрашивает Билли.
новой картинки - кровати! Попробуем и это сделать до завтрака?»
Сразу радость Билли меркнет - и он прибегает к вполне предсказуемой попытке увильнуть от новой задачи. «Ох, я такой
напоминать Билли о вознаграждении за его усилия. «Давай, Билли, это займет всего минуту, зато ты получишь еще одну «галочку». Билли,
Поскольку постель уже была почти застелена (миссис Джексон сама позаботилась об этом), оставалось сделать только одно простое движение — натянуть покрывало и накрыть им подушку.
«Билли, смотри, что я делаю! »Продемонстрировав медленно нужное движение, она вернула покрывало в прежнее положение и предложила Билли попробовать повторить это движение.
«Кажется, это довольно просто», - подумал про себя Билли. «Ну, Билли, попробуй! Натяни его на подушку! Отлично! Смотри, ты получаешь еще одну «галочку». Завтра мы позанимаемся этим побольше. Ладно?»
«Ладно!»
Билли действительно закончил приводить в порядок свою постель и получил заслуженную отметку. Он заработал ее так же, как заработал все
Раздел I
Основные принципы обучения ребенка
Глава 2
Чему учить?
Сосредоточимся на приобретении новых навыков. Прежде всего, вам нужно будет выбрать один новый навык, и его формирование станет вашей задачей.
Что нужно принимать во внимание, намечая цель: