Ваш ребенок — маленький ученый и изобретатель
Ваш ребенок поистине маленький ученый и изобретатель, но, возможно, вы этого не осознаете или просто не обращаете на это внимания. Посмотрите на него, когда он сталкивается с проблемой: он тщательно обдумывает ее, пока не находит ре- шение. Например, если он хочет достать что-то, находящееся
высоко, он внимательно обдумывает и изучает окружающие его вещи, пока Аллах не подсказывает ему новую мысль. Вы можете посмотреть, как он приносит стул и забирается на него, чтобы добраться до цели.
К сожалению, мы, взрослые, часто не обращаем внимания на подобные открытия наших детей просто потому, что они и
так всем известны и иногда даже раздражают нас. И все же они могут послужить отправной точкой, ведущей к великим открытиям и изобретениям. Так, под влиянием
благоприятных обстоятельств, подобные детские открытия способны со временем вырасти, посредством размышлений, раздумий и руководства Аллаха, в великие изобретения,
которые смогут повлиять на человечество и даже изменить ход истории.
Давайте возьмем в качестве примера дорогу с двусторонним
движением. История о разделении дороги на две трассы поистине интересна!
Известно, что во всем мире очень распространено
разделение дороги на две трассы: одна — для движения транспорта в одну сторону, другая — для движения в другую сторону. Это правило применяется повсюду — в больших городах, маленьких городах и пригородах и различных государствах. Никто не может отрицать его важности, однако лишь немногие смогли бы рассказать вам о том, кто первым додумался до разделения дорог таким образом, чтобы избежать затора. Этим изобретателем был шестилетний ребенок. Как вы думаете, как звали этого ребенка?
Им был Сабур б. аль-Хурмуз, маленький правитель Персии.
Однажды, когда он спал, множество людей с животными, детьми и телегами загромоздили мост через реку Диджла (Тигр), пытаясь его пересечь. Началась ужасная неразбериха, ругань и крики, и шум достиг ушей короля Сабура, так что тот проснулся и очень расстроился. Он спросил, что случилось, и ему сказали, что причина — в большом количестве людей, идущих в ту и в другую сторону и пытающихся перейти мост. Сабур посмотрел в окно своего дворца и оценил обстановку.
Затем он сказал: «Чего ради вся эта сумятица? Постройте другой мост, и пусть выходящие из города идут по одному мосту, а входящие в город — по другому, тогда не будет проблемы». Эта идея была с готовностью исполнена, и так появились дороги с двойным направлением, которые теперь применяются во всем мире.
Для того чтобы дать свободу творческой активности наших детей и развить их способности, мы должны дать им возмож- ность почувствовать, что мы им доверяем. В то же время, нам необходимо постоянно поощрять их и в этом смысле мы можем следовать примеру наших великих предшественников.
Аль-Хатиб аль-Багдади передает, что Ахмад б. ан-Надр аль-
Хилали рассказывал, как его отец сказал: «Когда я сидел вмес- те с Суфьяном б. Уяйной (и его последователями), в мечеть вошел маленький мальчик. Из-за того, что он был слишком мал, мужчины начали смотреть на него свысока. Тогда Суфьян процитировал: "Таковы (как он сейчас) были вы раньше, но Аллах оказал вам милость. Различайте же: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!"» (Ан-Ниса:
94) и сказал: "О Надр! Видел бы ты меня, когда мне было десять лет, ты был бы очень удивлен. Я был в пять пядей ростом, мое лицо было размером с динар, и среди других
мужчин я казался ноготком. Моя чернильница была, как скорлупка от ореха, мои глаза выглядели, как два листика с бананового дерева, а мое перо походило на миндаль (то есть и
он сам, и все у него было очень маленьким). Потому, когда я входил на какое-нибудь учебное собрание, люди говорили: "Освободите место маленькому шейху!" Тут Ибн Уяйна
широко улыбнулся. Ахмад добавляет: "Тогда мой отец тоже улыбнулся"».
Кроме того доверия и поощрения, которые мы выказываем
нашим детям, они и сами должны развивать чувство уверенности в себе. По этому поводу мы можем вспомнить случай, который раскрывает стремление Умара б. аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) вселить в душу Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!) уверенность. В своей книге
«Аз-Зухд» («Аскетизм») Ибн Мубарак, а также Ибн Джарир, Ибн Аби Хатим и аль-Хаким в «Мустадраке» рассказывают, что Умар б. аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!) сказал:
«Как вы думаете, по какому случаю был ниспослан следующий аят (стих): "Разве хотел бы кто-нибудь из вас обладать садом, полным пальм и виноградных лоз, в котором
бы текли ручьи и в котором бы были всякие плоды; и наступила бы старость в то время, как у него были малые дети; и налетел бы ураган, и молния сожгла бы этот сад?
Так разъясняет Аллах, вам Свои знамения, — может быть, вы. уразумеетеI" (Аль-Мунтахаб, 2:66). Люди ответили: "Аллах лучше знает". Умар рассердился и сказал: "Скажите,
известно вам это или нет". Тут Ибн Аббас сказал: "Мне кажется, я знаю, о Предводитель правоверных". Умар сказал: "Говори, сынок, не стесняйся". Ибну Аббас сказал: "Он (аят)
представляет образ". Умар спросил: "Какой образ?" Мальчик ответил: "Образ какого-либо дела". Умар сказал: "(Да, он представляет образ) богатого человека, который совершает
добрые дела, а затем Аллах посылает к нему шайтана (дьявола), подговаривающего его совершить злые дела, которые лишают силы все его прежние добрые дела..."»
Возьмем из этих двух, только что упомянутых нами случаев
две цитаты в качестве девиза для родителей и воспитателей:
«Освободите место маленькому шейху!» и «Говори, сынок, не стесняйся». Эти две цитаты следует не только запомнить, но и
применять на деле. Родители лучше всего смогут помочь своим детям, если станут побуждать их к научным исследованиям и творческим играм. Этого можно добиться
при наличии домашней мастерской, где ребенок сможет играть, думать, учиться и изобретать в атмосфере свободы и поощрения.
Пользу таких игр обсуждает доктор Махер Исмаил Сабри. Она говорит: «Существует такой вид игр, которые называются "научными играми". Подобные игры обогащают
их участника разнообразным опытом и помогают ему понять некоторые научные предметы и явления. Они также дают ему
возможность здраво реагировать на все, что он встречает в своей повседневной жизни. Все это происходит захватывающим и интересным образом.
|
доказана на практике».
Эта же идея подчеркивается в дальнейшем в книге Джорджа Барра под названием
«Приятные исследования для маленьких ученых». Он обращается к детям со словами:
«Когда ты ставишь свои собственные эксперименты, ты
узнаешь методы ученых и таким образом сам становишься ученым».
Теперь мы хотим представить вам подборку из нескольких
творческих научных экспериментов и игр, которые можно устраивать в домашней мастерской. Эти примеры предлагают беглое знакомство с отправными точками в настоящей и будущей жизни ребенка.
Эксперимент первый
Объем утечки воды
Когда вода временно оказывается недоступна, каждый начинает размышлять о той воде, которую он расходовал ежедневно, не задумываясь над этим. Одна из самых распространенных причин бесполезной траты воды заключается в том, что люди пренебрегают починкой кранов. Если у тебя протекает кран, ты можешь собрать капли утекающей воды в чашу весов, чтобы подсчитать, сколько воды тратится впустую за целый день, за неделю и так далее. Затем прибавь получившийся результат к количеству воды, которая тратится в каждом доме, по числу домов твоего
района, и ты обнаружишь, что невероятно много воды расходуется впустую.
Ты можешь подать своим друзьям хорошую идею, как
подсчитать количество расходуемой воды. Найди в своей домашней мастерской пластиковый сосуд и наполни его водой. Затем проделай в его днище маленькое отверстие для того, чтобы оттуда вытекала одна капля в секунду, прямо как из подтекающего крана. Потом под сосуд с водой подставь пустой сосуд, чтобы узнать, сколько воды утекает за 10 минут, а затем умножь это количество, чтобы узнать, какой расход получается за день, за неделю и за месяц. После этого умножь полученный результат еще раз, чтобы узнать объем утечки воды не только в своем доме, но и во всех домах твоего района.
Эксперимент второй
Морская вода
Всем нам нравится плавать и нырять в море; а как мы добываем из моря соль? Чтобы попробовать это на практике, наполни пустую бутылку морской водой. Затем медленно вылей воду в алюминиевую кастрюлю, поставь ее на огонь и подожди. Ты заметишь, как вода начнет испаряться. Дай ей испариться до конца, и тогда на дне кастрюли ты найдешь мокрую соль. Теперь эксперимент закончен.
Примечание. Процент соли, содержащейся в морской воде,
составляет 3,5-3,6.
Эксперимент третий