Этот маленький, маленький мир

Восьмилетняя Джейд Клавье посмотрела эмоциональный ролик организации Charity: Water, снятый Скоттом Харрисоном к своему 31-летию. Девочка была потрясена, осознав, что африканским детям приходится пить грязную воду, тогда как она сама всю жизнь считала чистоту питьевой воды чем-то само собой разумеющимся. Вместе с потрясением пришло вдохновение: теперь она знала, чем может помочь. Джейд решила попросить каждого своего знакомого пожертвовать хотя бы по 9 долларов. Она решила собрать таким образом 200 долларов, и ей это удалось. Тогда она продолжила действовать с помощью mycharitywater.com — специализированного сайта, созданного организацией для объединения людей и сбора средств, — там она рассказывала о проблеме, собирала пожертвования, делилась новостями и отслеживала достигнутые результаты. Теперь перед ней стояла более значительная цель. «Мое желание к Рождеству — помочь еще большему числу людей. Пожертвовав 20 долларов, вы поможете одному ребенку пить чистую воду в течение 20 лет. Скольким детям мы сможем помочь вместе? Пожалуйста, присоединяйтесь ко мне, и мы сможем оказать помощь многим людям!» — писала она на своей страничке на mycharitywater.com.

Отец Джейд рассказал о ее деятельности в своем блоге, ее мама распространила информацию через свои страницы на Facebook и Twitter. «Если вы, как и мы, считаете своим долгом помочь в решении этой важной проблемы, пожалуйста, расскажите своим знакомым о ее проекте или пожертвуйте ей небольшую сумму». В этот раз Джейд сумела собрать около 2000 долларов.

Вскоре семья решила сделать Джейд подарок: они все вместе отправились в деревню, где строился новый колодец.

И все — благодаря силе социальных технологий.

Деятельность Charty: Water соответствовала и третьему принципу — она излучала искренность и надежность благодаря прозрачности организации. Доноры всегда могли получить информацию о том, куда были потрачены деньги, а благодаря регулярным отчетам и новостям на сайте они были в курсе того, как продвигаются работы.

Наконец, Charity: Water с успехом использовала различные носители информации для рассказа о себе и своей миссии. Один из сотрудников организации отвечал за регулярное распространение информации по социальным сетям и написание текстов для страниц Charity: Water в Facebook и Twitter. Кроме того, организаторы кампании активно использовали видеоматериалы. Один из самых успешных видеопроектов был создан при участии Терри Джорджа, режиссера фильма «Отель „Руанда“», который сделал для Charity: Water 60-секундный ролик. В нем известная актриса Дженнифер Конелли приходит в нью-йоркский Центральный парк, набирает в 40-фунтовый металлический бидон воду из грязного пруда и несет ее домой, чтобы напоить своих двоих детей. Организаторы кампании сумели убедить даже создателей телешоу «Американский идол» уделить им немного времени во время трансляции, и, таким образом, ролик организации увидели более 25 миллионов зрителей.

Упражнения на вовлечение аудитории

• Когда вы в последний раз делали для кого-то доброе дело, даже если вас об этом не просили? Почему вы это сделали?

• Какую книгу из недавно прочитанных вы могли бы назвать грандиозной? Какой фильм из недавно посмотренных вы считаете отличным? Чем именно они привлекли ваше внимание?

• Расскажите приятелю свою любимую историю и внимательно понаблюдайте за ним. Что его особенно увлекло? В каких местах он скучал?

• Вспомните свою последнюю влюбленность. Как это было? Почему вы влюбились в этого человека?

• Постарайтесь понять, что мотивирует вас сильнее всего. Какого рода просьба о помощи, скорее всего, привлечет ваше внимание?

Используя четыре принципа дизайнерского мышления для вовлечения аудитории, Charity: Water продемонстрировала, как можно заставить людей проникнуться вашей проблемой. Это — предпоследнее крыло, обеспечивающее «эффект стрекозы». Оно поможет вам подготовить аудиторию к следующему шагу — конкретным действиям.

КРЫЛО 4

Начинаем действовать

Как вдохновить людей, дать им силы — и заставить действовать

«Заглядывая в будущий век, мы ясно понимаем: лидерами в нем будут те, кто сможет помочь другим».

Билл Гейтс

Во многих отношениях Алекс Скотт была обычным ребенком. Ее любимым блюдом была картошка фри, а любимым цветом — синий. Она мечтала стать дизайнером одежды. Однако во многом — быть может, самом важном — она отличалась от сверстников. Алекс не было и года, когда ей поставили диагноз «нейробластома»: эта агрессивная форма рака чаще всего встречается у детей. Врачи удалили ей опухоль спины, после чего сообщили родителям девочки, Лиз и Джею, что, даже если ей удастся победить рак, она, вероятно, никогда не будет ходить. Через две недели Алекс пошевелила ногой — это стало одним из многих ранних признаков силы воли и выдающихся способностей.

В четыре года, после трансплантации стволовых клеток, Алекс разработала план, который должен был изменить жизнь самой девочки и ее семьи после излечения. «Когда я выйду из больницы, я хочу открыть киоск с лимонадом», — заявила она. Деньги, вырученные от продаж лимонада, девочка решила направить на борьбу с раком и помощь другим страдающим детям.

Родители девочки, по их собственному признанию, рассмеялись в ответ. (Кстати, не самая плохая реакция: ведь все мы слышали, что смех помогает справляться с навалившимися на вас проблемами.) Это было определенно неожиданное предложение. Несмотря на то, что один из 330 американских детей заболевает раком, не достигнув 20 лет, научные исследования в этой области постоянно испытывают нехватку финансирования. (1) Родители честно предупредили Алекс, что ей будет трудно заработать много денег, получая по 50 центов за каждый проданный стаканчик лимонада. «Ну и что, я все равно попробую», — заявила в ответ девочка.

Алекс поставила столик во дворе своего дома и, подобно тысячам юных предпринимателей по всей Америке, стала предлагать лимонад в бумажных стаканчиках соседям и случайным прохожим. Написанная от руки табличка сообщала цену на лимонад и извещала, что вырученные деньги пойдут на финансирование исследований проблемы детского рака. Никто из покупателей не обращал внимания на то, что лимонад стоит 50 центов: каждый платил купюрами по 1, 5, 10 и даже 20 долларов, предлагая девочке оставить сдачу себе в качестве пожертвования. (Алекс поняла, насколько важен вопрос о сдаче, и оставшаяся сдача стала заметной частью вырученной суммы — почти как в программе «Сохраните сдачу!», организованной Bank of America, — она позволяет клиентам округлять сумму любой покупки по карте до доллара, а оставшиеся лишние центы переводить на свой сберегательный счет. Но мы не сомневаемся, что Алекс придумала это первой.)

Девочка, выполнив свой план, сумела собрать с помощью лимонада больше 2 тысяч долларов. Она продолжала торговать лимонадом каждое лето, и новость об этой торговле и ее благородных целях вскоре распространилась далеко за пределы ее района, города и даже родного штата Пенсильвания. Используя свою неожиданную славу, Алекс призвала других открывать такие же торговые точки по продаже лимонада. Ее деятельность, несомненно, привлекала всеобщее внимание по многим причинам. Вскоре точки, продающие лимонад и собирающие деньги на борьбу с раком, появились во всех 50 штатах, в Канаде и во Франции. Алекс с родителями стала героиней «Шоу Опры Уинфри», а также телевизионной программы Today («Сегодня»).

Неустрашимая Алекс поставила себе цель собрать миллион долларов на исследование проблемы детского рака. Когда собранная ею сумма достигла 700 тысяч, к ее деятельности присоединилось представительство компании Volvo в Северной Америке. Компания предложила провести мероприятие по сбору средств, которое поможет собрать столь желанный для девочки миллион.

Через четыре года после того, как Алекс открыла свой первый киоск с лимонадом, она умерла от рака. Ей было восемь лет. За свою слишком короткую жизнь она успела собрать 1 миллион долларов на исследования, напомнить обществу о серьезности проблемы детского рака и научить целое поколение детей (и их родителей) тому, сколь важны абстрактные идеалы, такие как «объединение людей» и «благотворительность». Кроме того, она показала, что менять мир к лучшему — весело и интересно.

В память об Алекс ее родители учредили благотворительную организацию ее имени — «Лимонадный фонд Алекс» (ALSF). С момента своего основания эта благотворительная организация привлекла более 10 тысяч добровольцев, открывших более 15 тысяч лимонадных киосков. К январю 2010 года организации удалось собрать более 27 миллионов долларов, направленных на финансирование ста с лишним исследовательских проектов в 50 научных организациях США. Вокруг имени Алекс объединилась целая команда борцов с раком — родные, друзья, соседи, отдельные граждане и корпорации, — сила которых оказалась больше, чем кто бы то ни было смел предположить. «Лимонадный фонд Алекс», призывая людей к действиям, развивался по нарастающей, с помощью социальных сетей, принесших ему множество сильных и верных союзников: 30 тысяч читателей в Twitter и 33 тысячи — в Facebook. Люди по всему миру подхватили идею Алекс, превратив ее в массовое движение. (2)

Наши рекомендации