Отправление естественных потребностей
Правила поведения
1.Давая основы этикета мочеиспускания, мы учим ребенка:
• входить в уборную с левой ноги и покидать ее с правой
ноги;
• произносить молитву при входе и выходе из уборной;
• стараться не мочиться стоя;
• удалять всяческие нечистоты со своих интимных мест;
• мыть руки водой и мылом;
• не разговаривать, находясь в уборной;
• избегать поворачиваться лицом в сторону кыблы или обращаться к ней спиной;
• закрывать дверь в уборную;
• не входить в уборную, имея при себе что-нибудь, на чем есть Имя Аллаха;
• использовать воду экономно.
2.Ребенок должен мыть пол уборной.
3.Ребенку не следует мешать удовлетворять свою
естественную потребность.
4. Можно задать несколько вопросов: «Что делать, если мы не можем найти уборную?», «Что, если человек не может помочиться?» и «Кто научил нас этому этикету?»
Эстетические ценности
1. Придерживаясь правил удовлетворения своей естественной потребности, ребенок узнает еще больше нравственных правил, среди которых есть такие:
• быть далеким от какого-либо нескромного действия;
• быть свободным от всякой нечистоты;
• проявлять уважение по отношению к кыбле;
• обладать высоким уровнем восприимчивости и благо-
родства;
• осознавать святость Имени Аллаха;
• проявлять любовь к Пророку (мир ему и благословение!), который научил нас этому этикету;
• проявлять ненависть к Сатане и искать в Аллахе прибе-
жища от его ловушек.
2. Чистота и любовь к опрятности глубоко укоренятся в сердце ребенка. Кроме того, он научится помогать своей матери.
3. Ребенок научится быть скромным, заботиться о чувствах других людей и соблюдать их права.
4. Ребенок осознает ту пребывающую на нас Божественную благодать, которая дает нам возможность устраивать уборные. Другой важный дар заключается в том, что Аллах (слава Ему!) наделил нас способностью избавляться от
негодных субстанций в наших телах, которые, если бы они остались у нас в животе, оказались бы ядовитыми и вредными для нас.
При входе и выходе из дома
Правила поведения
1. Приучайте ребенка к тому, что следует три раза стучать в чужие двери. Если никто не дает позволения войти, он должен уйти, каким-либо образом оставив сообщение.
2.Стучать в дверь следует легко.
3. Ребенка нужно научить отвечать вежливо, если кто-либо постучится в его дверь.
4.Когда люди входят в дом, их следует приветствовать.
5.Дверь нужно закрывать без лишнего шума.
6.Ребенку следует целовать своих родителей, уходя из дома
и входя в дом.
7.Ребенок не должен входить в личные комнаты своих бра-
тьев, сестер и родителей, пока не получит на это разрешения.
8. Необходимо знать молитву, произносимую при выходе и входе.
9. Стараться не стучать в дверь других людей в такое особое время, как полдень (когда люди могут спать) или поздняя ночь, исключая ситуации, когда в этом есть крайняя
необходимость.
Эстетические ценности
1. Ребенок узнает, как избежать того, чтобы оскорбить чувства других людей, и как использовать свое время.
2. Мягкое обхождение, даже с неодушевленными предметами, войдет у ребенка в привычку.
3. Ребенок обретет уверенность в себе и будет знать, как правильно себя вести.
4.Ребенок ощутит сладость исламского приветствия.
5.Он усвоит выражение покорности своим родителям и ис-
полнение долга по отношению к ним.
6. Способность хранить знание о чужих тайнах при себе и не сплетничать о них.
7. Неотступное следование по стопам Пророка, поскольку именно он наставил нас на путь истинный.
8. Забота о чувствах других людей и выбор подходящего времени для посещений. Кроме того, ребенок выучит правило, гласящее: «Необходимость требует исключения из
правил».
Еженедельные события
Правила поведения
По пятницам
1. Обучение ребенка этикету и нравственным правилам, от-
носящимся к пятнице. Среди этих правил:
• подготовка к пятнице, заключающаяся в том, чтобы приготовить для себя одежды и лечь спать в четверг
вечером раньше;
• совершение гусля (полного омовения);
• облачение в лучшую одежду и умащение себя благово-
ниями;
• подстригание своих ногтей;
• ранний поход в мечеть;
• в мечети не следует переступать через других людей,
желая попасть в первый ряд;
• стараться не проходить перед людьми, совершающими намаз;
• призывание благословения на Посланника Аллаха
(сала- ват);
• чтение суры Алъ-Кахф («Пещера», 18-я сура Корана);
• после совершения намаза: посещение какого-либо больного, участие в похоронной процессии, изучение
чего-либо или посещение своих друзей-мусульман.
2.Помощь в уборке дома.
3.Проведение небольшого соревнования на предмет
пятничной проповеди и уроков, которые следует из нее
извлечь.
4. Небольшой семейный пикник в красивом месте.
Эстетические ценности
1. Если ребенок будет следовать таким правилам поведения, тогда многие нравственные правила глубоко укоренятся в его сердце. Например:
• полное следование примеру Пророка.
• поддержание чистоты своего тела и одежды.
• чувство привязанности к мечети и радость при виде еди-
нения мусульман.
• проявление уважения к другим людям и оберегание их прав при любых обстоятельствах.
• ощущение святости пятницы как еженедельного
мусульманского праздника.
• обращение к Аллаху Всемогущему с молитвой во всякое время и выбор наилучшего времени для ду'а.
• чувство близости по отношению к Корану.
• проявление сочувствия к другим людям и посещение их.
2. Сотрудничество с членами своей семьи для уборки и ухода за домом.
3. Ребенок научится внимательно слушать имама и размышлять над тем, что он говорит во время пятничной проповеди.
4. Развитие в ребенке способности к размышлению и восста- новление его умственных и телесных сил, кроме того, его связь с семьей становится еще сильнее.
Ежегодные события
Месяц Рамадан
Правила поведения
1. Украшение дома и улицы к празднованию начала месяца
Рамадан.
2. Поздравление родственников и друзей с началом месяца.
3. Проведение торжественного обеда ифтар12 приглашение родственников и друзей и ответ на их приглашение.
4. Проведение вечеринки, во время которой устраиваются какие-либо домашние соревнования.
5. Разрешение ребенку участвовать в помощи бедным и раздаче им милостыни.
6. Совершение намазов фаджр, таравих и других намазов в мечети вместе со своим отцом.
7. Ребенок может нарисовать картинку о Рамадане и повесить ее на стену.
8.Посещение каких-либо собраний в ближайшей мечети,
где рассказываются истории или проводится соревнование.
9. Проведение семейного праздника для того, чтобы научиться встречать Рамадан.
10.Проведение встречи нескольких семей.
11.Проведение соревнования по заучиванию Корана на-
изусть.
12.Участие в итикаф13 хотя бы в течение короткого вре-
мени.
13.Проведение каких-либо соревнований по знаниям о посте среди детей.
14. Ребенок может взять несколько фиников и распределить их между постящимися людьми.
Эстетические ценности
1. Чувство радости при наступлении Рамадана.
2.Укрепление взаимоотношений с друзьями, соседями и
родственниками.
3. Восхитительное зрелище того, как родственники и друзья пребывают вместе.
4.Отведение какого-то времени на развлечения в соответ-
ствии с правилами шариата.
12 Ифтар — вечерний прием пищи, которым заканчивается дневной пост. Принято приглашать на
ифтар гостей или же самим посещать ифтары. — Прим. науч. ред.
13 И'тикаф — уединение в мечети и пребывание там в течение последних десяти дней месяца Рамадан.
— Прим. науч. ред.
5. Ребенок научится проявлять сочувствие по отношению к бедным и помогать им.
6.Ребенок увидит, как мусульмане вместе совершают в ме-
чети намаз.
7. У ребенка появится уверенность в себе, и это позволит его способностям проявиться.
8. Ребенок будет привязан к мечети и будет укреплять свои отношения с людьми, молящимися там.
9. У ребенка разовьется чувство своей принадлежности к обществу.
10.Ребенок научится составлять планы на будущее.
11.Ребенок будет расти в согласии с учением Корана и
Сунны.
12.Ребенок научится правильно совершать акт поклонения
Аллаху.
13.Ребенок научится раздавать милостыню.