Призыв Пророка, претворенный в жизнь

В своем «Мустадраке» аль-Хаким передает, что Пророк (мир ему и благословение!) дал совет одному человеку, сказав: «Используй пять вещей, прежде чем столкнешься с пятью другими: твою молодость до того, как придет к тебе старость, твое здоровье до того, как придёт к тебе болезнь, твое богатство до того, как придёт к тебе бедность, твое свободное время до того, как ты окажешься занят делами, и твою жизнь до того, как придет твоя смерть».

Ат-Тирмизи передает со слов Абу Хурайры (да будет дово-

лен им Аллах!), что Пророк (мир ему и благословение!)

сказал: «Совершайте благие дела как можно скорее, ибо вам могут помешать семь вещей: бедность, которая отнимает у вас память; богатство, которое делает вас высокомерными; скаредность, которая развращает вам душу; старость, которая делает вас немощными; смерть, которая овладевает душой; Даджжал (антихрист),

являющийся наихудшим из всего, что можно ожидать и предположить, или Судный день, который будет еще несчастнее и горше».

Эти два обращения Пророка ко всем членам мусульманского народа, молодым и старым, богатым и бедным, содержат послание о том, что нужно торопиться

делать добрые дела и использовать нынешнюю жизнь, посвящая ее послушанию Аллаху прежде, чем будет уже слишком поздно о чем-либо сожалеть.

Это отражает огромное стремление наших благочестивых предшественников наилучшим образом использовать свое время, каждую его секунду. Аль-Хасан аль-Басри говорит: «О

сын Адама! Время твоей жизни состоит из определенных дней, когда же день кончается, вместе с ним кончается и часть твоей жизни. Разумеется, что исчезновение некоторых частей

ведет к исчезновению всего целого. Поистине, ты это знаешь, а потому совершай благие дела!» Бишр б. аль-Харис часто говорил: «Вчерашний день прошел, сегодняшний уже

проходит, а завтрашний еще не настал. Совершайте благие дела». В своем назидательном письме к сыну имам Ибн аль-Джаузи пишет: «О сын мой! Дни состоят из часов, часы включают в себя вдохи, и каждый вдох есть сокровище. А

потому будь внимателен, и используй каждый вдох во благо, иначе в Судный день твое сокровище опустеет. В одном хадисе Пророк (мир ему и благословение!) говорит: "Для

того, кто скажет: "Слава Аллаху и хвала Ему", — в Раю будет посажена пальма". Подумай, о сын мой, что чем больше времени человек проведет впустую, тем большего

количества пальм он будет лишен в Раю».

В своем замечательном письме под названием

«Аййуха-л-ва- лад!» («Послушай, сынок!») 8 выдающийся мусульманский ученый имам Абу Хамид аль-Газали пишет

своим ученикам: «Имейте возвышенный, честолюбивый дух,

Призыв Пророка, претворенный в жизнь - student2.ru преодолевайте свои прихоти и обладайте телом, ожидающим

8 Эту книгу можно и нужно прочитать на русском языке. Она выйдет в издательстве «ДИЛЯ» в 2007 году. — Прим. науч. ред.

смерти, ибо вашим последним местом упокоения будет, несомненно, ваша могила. Мертвецы в могилах ожидают вас каждый миг. Берегитесь, как бы вам не попасть туда без припасов (т. е. добрых дел)».

На основании этого великого призыва Пророка и практики наших благочестивых предшественников, мы хотим

упомянуть о некоторых периодически повторяющихся и не повторяющихся событиях и показать, каким образом эти события могут быть использованы родителями в воспитании

своих детей, внушении им правил хорошего поведения и благородных черт характера.

Да поможет нам всем в этом Аллах! Аминь!

Ежедневные мероприятия

Прием пищи

Правила поведения

1. Обучение ребенка правилам поведения и этикету приема пищи в определенное время. Это должно происходить в

атмосфере совершенной доброты. Этикет приема пищи

состоит из следующих правил:

• поминать Имя Аллаха и молиться перед едой*;

• пользоваться правой рукой;

• вкушать ту пищу, которая находится ближе всего к тебе;

• не набрасываться на еду;

• есть спокойно, без жадности;

• мыть руки перед едой и после еды;

• хорошо прожевывать пищу;

• не пачкать одежду;

• восхвалять Аллаха за то, что Он нам дает;

• не отзываться плохо о еде;

• беседовать во время еды9;

2.Приучайте ребенка временами есть простую пищу.

3.Приучайте ребенка предлагать немного еды своему

соседу.

4.Раздача какого-то количества еды бедным.

5.Помощь матери в приготовлении, подаче пищи на стол и

мытье посуды.

6.Отказ от употребления пищи на улице.

7.Все члены семьи собираются за столом и ожидают отсут-

ствующего члена семьи до тех пор, пока тот не придет.

8. Обсуждение некоторых вопросов, касающихся приема пищи: «Зачем мы едим?», «Кто дает нам пищу?», «Что про-

изойдет, если не будет еды?»

Эстетические ценности

1. Через подобное нравственное обучение ребенок познаёт некоторые великие ценности:

• чувство близости к Аллаху Всемогущему, поминание

Его Имени в начале каждого действия и восхваление Его за Его дары;

• следование в точности действиям Пророка (мир ему и благословение!) и проявление любви к нему таким об- разом;

• стремление быть чистым, добрым и спокойным;

• поддержание чистоты тела и одежды;

• выказывание уважения и почтения к другим людям.

2. Ребенок почувствует величие даров Аллаха, посылаемых ему, и ощутит желание удовлетворять нужды бедных.

3. Ребенок научится проявлять сочувствие и доброту по от- ношению к бедным и даже оказывать предпочтение им, а не самому себе.

Призыв Пророка, претворенный в жизнь - student2.ru 4. Он научится проявлять любовь по отношению к своим соседям и поддерживать с ними добрые отношения.

9 В отличие от западной культуры, где во время еды принято молчать, следуя принципу «Когда я ем, я глух и нем», в исламской этике, наоборот, есть следует не торопясь, беседуя между собой (но разговаривать следует, только проглотив то, что во рту). — Прим. науч. ред.

5. Он осознает те усилия, которые прилагает его мать, и тя- готы, которые она переносит ради него, и будет добросовестно исполнять свой долг по отношению к ней. Кроме того, он научится разным способам приготовления пищи.

6.Ребенок будет заботиться о чувствах других людей.

7.Он поймет, насколько важно единство внутри семьи.

8.Ребенок станет приписывать дары их истинному Созда-

телю, будет всегда размышлять об этих дарах и понимать, что

если бы все зависело только от его собственных действий, он бы вообще мог остаться без пищи.

Сон

1. Обучение ребенка молитвам и этикету отхода ко сну.

Этикет включает в себя следующие правила:

• совершать омовение перед тем, как отходить ко сну;

• встряхивать перед сном от пыли простыню и одеяло;

• спать на правом боку;

• избегать положения «лежа на животе» во время сна;

• произносить молитву перед сном;

• при необходимости вспоминать молитву против страха и беспокойства;

• произносить особую молитву для хороших сновидений;

• вставая на тахаджжуд («ночное бдение»), необходимо читать специально предусмотренную для этого молитву.

2. Следует спрашивать перед сном о своих бедных соседях и давать им пищу.

3. Перед тем как отправиться спать, ребенок должен поцеловать своих родителей.

4.Чистка зубов перед сном сиваком или зубной щеткой.

5.Высказывание своего намерения в отношении того, что

следует сделать на следующий день. Можно, к примеру,

сказать: «Завтра я сделаю то-то и то-то, ин ша Аллах».

6. Исполнение перед сном своего вирд аль-мухасаба (предшествующее сну воспоминание о своих делах, совершенных в этот день) (см. Приложение).

7.Слушание истории на ночь.

8.Размышление над вопросами о том, почему мы спим и

почему нужно спать на правом боку и так далее.

Эстетические ценности

1. Подобные нравственные правила и следование этикету научат ребенка многим вещам, таким как:

• чувство близости к Всемогущему Аллаху во всякое время;

• чувство любви к Пророку (мир ему и благословение!) и

его Сунне;

• ненависть к Сатане и поиск в Аллахе прибежища от его ловушек;

• радость от ощущения покорности Аллаху во время та-

хаджжуда10.

2. Ребенок будет принимать во внимание хадис, в котором говорится: «Тот не является одним из нас, кто спит с набитым животом, тогда как живот его соседа сводит от голода».

3. Ребенок узнает, как следует исполнять свой долг по отношению к родителям и выказывать им уважение.

4. Ребенок научится постоянно поддерживать чистоту своего рта и зубов.

5.В ребенке поселится надежда и добрые намерения.

6.У ребенка будет возможность вспомнить свои дела,

увидеть, что было хорошим, а что плохим, возблагодарив

Аллаха за первое и попросив прощения за последнее.

7. Из истории, рассказанной на ночь, можно будет извлечь мораль и практические уроки.

8. Ребенок глубоко задумается над своими собственными привычками и, размышляя над ниспосланными ему дарами Аллаха, будет следовать примеру нашего возлюбленного

Призыв Пророка, претворенный в жизнь - student2.ru Пророка (мир ему и благословение!).

10 Тахаджжуд — дополнительная ночная молитва. — Прим. науч. ред.

Подъем

1. Молитва при подъеме с постели11.

2. Совершение омовения и после этого — выполнение

намаза.

3.Следует поцеловать своих родителей.

4.Следует заправить кровать.

5.Чистка зубов.

6.Рассказ своим родителям о хорошем сне, если ребенок

видел таковой.

7.Выполнение какого-либо физического упражнения.

8.Составление расписания на целый день. Можно спросить

ребенка: «Что ты сегодня собираешься делать?»

Эстетические ценности

1. Вырабатывание привычки начинать день с превознесения

Аллаха.

2. Начало дня с омовения и намаза.

3.Проявление послушания по отношению к своим родите-

лям.

4. Помощь своей матери и стремление быть аккуратным.

5.Содержание своего рта и зубов в чистоте.

6.Следование примеру Пророка (мир ему и благословение!)

и ощущение огромной любви к нему.

7. Поддержание физической формы и силы, ибо физически сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый, хотя оба хороши.

8.Приучение ребенка к планированию своей жизни и рас-

Призыв Пророка, претворенный в жизнь - student2.ru пределению своего времени.

11 Здесь и в других подобных случаях см. «Моя первая книга: ДУ'А» («ДИЛЯ», 2006). — Прим. науч. ред.

Карманные деньги

1. Восхваление ребенком Аллаха после получения своих карманных денег.

2.Выражение благодарности своему отцу.

3.Расходование части карманных денег в каких-либо

благотворительных целях.

4. Сбережение какого-то количества денег на будущее.

5.Размышление над такими вопросами, как, например: «Кто

дает нам деньги?» и «Что ты будешь делать с этими деньга-

ми?»

6. Лишение ребенка карманных денег на некоторое время в виде наказания за непослушание.

Эстетические ценности

1. Проявление благодарности по отношению к Аллаху Все- могущему за Его дары и ощущение того, что Он является единственным подателем всех благ.

2. Ребенок научится выражать признательность своему отцу за его старания и заботу.

3. Ребенок никогда не будет забывать, что существует много людей, страдающих от нищеты.

4.Ребенок научится планировать свое будущее.

5.Это научит ребенка размышлять над дарами Аллаха и

надеяться на Его поддержку.

6. Ребенок поймет, как велика благодать Аллаха, особенно когда он на какое-то время утрачивает эту благодать.

Поход в мечеть

1. Обучение ребенка правилам посещения мечети (это следует делать ласково). Этикет включает в себя следующие правила, согласно которым следует:

• входить в мечеть с правой ноги, а выходить с левой;

• произносить молитву при входе;

• произносить молитву при выходе;

• находясь в мечети, соблюдать тишину и спокойствие;

• ставить свою обувь на специально отведенное для нее место;

• избегать проходить перед людьми, совершающими на-

маз;

• стоять в задних рядах, отведенных для детей;

• экономно использовать воду.

2. Вынос из мечети мусора и участие в ее уборке.

3.Совершение омовения дома и сопровождение своего отца

в мечеть.

4. уборка мусора с дороги и произнесение исламского при- ветствия, в котором говорится: «Мир и благословение да пребудут с вами!».

5. Произнесение молитвы при уходе из дома в дополнение к молитве, читаемой по дороге в мечеть.

6. Обмен рукопожатиями с другими мусульманами и проявление симпатии к ним.

7.Задавание вопросов типа: «Для чего строятся мечети?» и

«Почему мы молимся в мечети?»

Эстетические ценности

1. Следуя этому этикету, ребенок приобретет определенные духовные и нравственные преимущества, в том числе и следующие:

• привязанность к посещению мечети;

• способность прибегать к молитве в любом случае жизни;

• установление дружеских связей в мечети;

• забота о чувствах других людей, боязнь оскорбить их чувства;

• соблюдение чистоты и порядка во всем;

• привычка к умеренному пользованию вещами;

• проявление уважения к старшим.

2. Сотрудничество с другими мусульманами и поддержание чистоты в мечети.

3.Установление тесной связи со своим отцом по примеру

Пророка (мир ему!).

4. Осуществление права находиться на дороге и распространение исламского приветствия.

5.Постоянное молитвенное обращение к Аллаху.

6.Ребенок узнает, что мечеть — это единственное место, где

он может встретить людей, любящих, уважающих и ценящих

его.

7. Возбуждение в ребенке его естественной склонности к совершению благотворительных дел и расходованию денег во имя Аллаха.

Наши рекомендации